Котобус

Администраторы
  • Публикации

    9 630
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Days Won

    151

Котобус лидер 8 апреля

Котобус имеет лучшее содержимое

Репутация

3 668 Выдающаяся личность

О Котобус

  • Звание
    Местный

Контактные данные

  • ICQ
    0

Общая информация

  • Пол
    Мужской

Посетители профиля

5 567 просмотров профиля
  1. Взято из просторов интернета. Первая часть Марлезонского балета. Уважаемые рукэтовцы, я к вам за советом. Есть кот. В коте десять килограммов. Есть кровать. У кровати высокая мягкая спинка шириной 10-15 сантиметров. И есть хозяева кота, которые спят на этой кровати. Ночью кот запрыгивает на спинку кровати и ходит по ней. У кота ночной променад. Но поскольку кот в прошлой жизни был коровой и некоторые особенности перенес в нынешнюю инкарнацию, на четвертой-пятой ходке он теряет равновесие и шмякается вниз. Если мне везет, кот падает рядом. Если не везет, на мою голову приземляются десять килограммов кота, причем почему-то всегда задницей. Вопрос: как отучить кота от этой привычки? Были перепробованы: - липкие ленты, разложенные на спинке кровати. (В итоге полночи отдирали их от ополоумевшего кота, чуть без скальпа его не оставили). - нелюбимый котом аромат иланг-иланга. (Кот наплевал на то, что аромат у него нелюбимый). - мандариновая кожура в больших количествах (Кот брезгливо посшибал шкурки мне на голову, в процессе упал за ними сам). Что еще можно сделать? С брызгалкой под подушкой я уже спала. Кот удирает, затем возвращается. Фото кота для осознания масштабов проблемы прилагается: Вторая часть Марлезонского балета. Два дня назад я запостила в сообществе крик души. Получила много отзывов. Два пошли в дело сразу же. Как обещала, отчитываюсь. Я люблю простые и легко реализуемые идеи. Поэтому предложения прибить полочку к кровати, к коту, к своей голове, чтобы ему было удобно на нее падать, были отложены на потом. Для начала я взяла у ребенка шесть воздушных шариков, надула и зажала пимпочками между стеной и кроватью. Получилось очень красиво. Мы с мужем полюбовались на них и легли спать. В середине ночи грохнул выстрел. Спросонья я решила, что муж застрелил кота (хотя единственное оружие в нашем доме - это водяной пистолет). Когда включили свет, кот сидел на полу в окружении ошметков синего шарика и недовольно щурился. Ему дали пинка, сдвинули шарики и снова легли спать. Это была наша стратегическая ошибка, доказывающая, как мало мы знаем о котах. Второй и третий шарики он взорвал минут через двадцать и ускакал, издевательски хохоча. Муж настойчиво попросил меня все убрать и закончить на сегодня с экспериментами. Пока я прятала шарики в шкаф, кот подкрался к самому большому и стукнул по нему лапой. В чистом итоге: минус четыре шарика, минус два часа сна, минус восемь метров нервных волокон на двоих взрослых. Плюс развлечение коту. Тогда в дело пошел запасной вариант. Вся спинка кровати была проложена фольгой в несколько слоев, чтобы шуршало громче. Я заверила мужа, что теперь он может спать спокойно: на фольгу кот точно не сунется - побоится. В общем, почти так и случилось. Кот пришел через пару часов, когда мы заснули. Прыгнул со шкафа на фольгу. Фольга зашуршала, кот страшно перепугался, взвился в воздух и упал на мужа. В чистом итоге: минус десять метров фольги, минус сорок капель пустырника на двоих взрослых. Плюс развлечение коту. Вот так он смотрел на нас утром, пока мы пытались приготовить завтрак трясущимися руками. Завтра попробую с полочкой. Третья часть Марлезонского балета. После того, как фольга и шарики не сработали, я стала думать в другую сторону: как не пускать кота по ночам в спальню. Первым был использован отпугиватель котов. К сожалению, кот не понял, что это отпугиватель. Зато понял муж, который морщился, принюхивался и в конце концов попросил проветрить комнату. Так что у меня теперь есть отпугиватель мужей, кому нужно -- могу отдать. Примерно такой же глупостью оказался тазик с водой. Мы поставили его с тем расчетом, что кот будет плескаться и забудет про кровать (он любит воду). Расчет оправдался наполовину: кот плескался, но про кровать не забыл. Ночью он прискакал к нам, тряся мокрыми лапами. Мне спросонья показалось, что их у него двадцать две. Десятью он наступил мне на лицо, остальными пробежался по одеялу и простыне. Напоследок звонко поцеловал мужа в нос, ткнувшись в него мокрой мордой, с которой капала вода. После этого муж сказал, что черт с ним, с интерьером, он согласен на полочку. Принес вечером лакированную доску с бортиком, возился два часа, ругал безвинную кровать и, наконец, присобачил. Я хотела сказать, что пусть лучше на нас падает кот, чем эта фиговина (из-под нее живым бы никто не вылез). Но посмотрела на лицо мужа и решила промолчать. Ладно, думаю, одну ночь поспим -- а потом я ее сниму от греха. Вдобавок перед сном прибежал ребенок и набросал на нее свои игрушки. Я махнула рукой и не стала ругаться, потому что размышляла, кто из родственников будет растить ребенка, если нас погребет под полочкой. (Надо сказать, что волновалась я зря: как выяснилось, муж приколотил ее на совесть). Ночью на полку пришел кот. Вальяжно прогулялся до середины полочки и тронул лапой одну из игрушек. Это оказался интерактивный хомяк "жу-жу петс". От прикосновения кошачьей лапы хомяк включился. Призывно воскликнул: "Абузююююю-зы!" и побежал на кота, светясь любовью. Я бы с радостью рассказала о том, что было дальше. Но врать не стану: мы этого не видели. И вообще кота до утра больше не видели. Хомяк добежал до края полочки и самоубился, как лемминг, прыгнув со скалы в тазик с водой. Результат: полочку мы сняли. На спинке кровати теперь сидит сторожевой хомяк. Кот в комнату не заходит. А если ему случается увидеть хомяка в приоткрытую дверь, он раздувается до размеров манула и в ужасе отступает. Вот он, наш герой и спаситель: ЗЫ: Модераторы ру-кэтса поставили к этим трем постам, опубликованным в сообществе, дополнительный тэг: "кото-юмор". Чем возмутили меня до глубины души. Потому что если это юмор, то что же такое трагедия, я вас спрашиваю?!
  2. Масштаб впечатляет! Да, непонятно, причем тут это "Боевое братство" Саблина?
  3. Герман Стерлигов. Жизнь после электричества 1-3 Жизнь после электричества. 1. Первые часы. 2. Первые дни. 3. Первые недели. 4. Первые месяцы. 5. Первые годы. Часть 1. Первые ЧАСЫ жизни после электричества. Все потухло. На всех режимных, правительственных и опасных объектах всех стран мира тут же включилось резервное питание. По резервным средствам связи передается информация о единовременном отключении электричества на разных континентах в разных странах. Военные объекты тут же приводятся в состояние повышенной боевой готовности, все системы работают на резервном питании, рассчитанном на несколько дней. На АЭСах начинается процедура заглушки реакторов, на хим предприятиях остановка технологического процесса, из метро производится вывод людей на поверхность, аэропорты работают только на посадку на резервном электропитании. Одним словом все режимные объекты действуют в соответствии с расписанием нештатной ситуации отключения центрального электроснабжения. Меньшая и наиболее умная часть населения сразу допускает, что это не временная авария, а полное отключение электричества НАДОЛГО или НАВСЕГДА, о котором последнее время так много говорили разные люди. Большинство ждет, что вот-вот все опять включится. Телефоны не работают, телевизоры потухли, интернета нет. Главное уже нигде в городе нет воды из кранов, канализация не работает. В двадцатимиллионном мегаполисе каждый час хочет срать не менее миллиона человек. И они срут, несмотря ни на что. Везде. Говно свободно начинает стекать с верхних этажей на головы живущих ниже. Через четыре часа уже все 20 миллионов горожан мегаполиса хотят пить. Автомобили еще передвигаются, но в городах уже коллапсы пробок, светофоры не работают, полиции нет, она уже занята судьбой своих семей. Самые умные и быстрые успевают выехать из города на авто. И двигаются на остатках бензобаков к свои дачам и загородным домам. Практически вся медицинская деятельность прекращается уже в первые несколько часов - миллионы детей в мире спасены от абортов, десятки тысяч не расчленены на органы для продажи трансплантологам, немедленно прекращается коммерческое резание людей никому не нужными операциями и отравление химиотерпиями. Через пять-десять часов без воды люди начинают разбивать витрины магазинов и забирать питьевую воду и пищу. Уже к исходу первых суток все магазины мегаполисов растащены по миллионам семей. Большинство горожан еще не покидает города и ждет включения вожделенного электричества, без которого они вообще не представляют, как жить дальше. К исходу первых 24 часов главной целью мародеров и грабителей становятся уже не деньги или драгоценности, а питьевая вода. Из рек, протекающих через города, пить невозможно - это это уже давно жижа ядохимикатов. Никаких поступлений воды в города нет и не предвидится. Без электричества встало все. В том числе все ремонтные бригады, которые должны были бы чинить оборванные ЛЭПы, оставшись без связи, транспорта и управления уже разбежались по своим семьям и решают проблему воды и пищи для своих жен и детей. Так проходят первые сутки в мегаполисах и городах мира после единовременного выведения из строя всех магистральных ЛЭП на континентах. Руководство всех стран мира в шоке наблюдает за происходящим коллапсом без малейшей возможности остановить естественное логическое развитие событий, потому что без электричества не работает в техногенном мире ничего. Герман Стерлигов Жизнь после электричества. Часть 2 Первые ДНИ жизни после электричества. После проведенной ночи в своих темных квартирах без воды и сортиров подавляющее большинство начинает готовиться к исходу из города. Одна из комнат во всех квартирах уже безнадежно загажена, смрад везде стоит невыносимый, нечистоты уже сутки выливают прямо из окон. Люди начинают собирать самые необходимые вещи, идут знакомиться с соседями по подъезду, чтобы выдвигаться из городу не в одиночку, а группой. С утра улицы городов мира наполняются потоками людей, протискивающимися с детьми и колясками сквозь стоящие уже брошенные машины. До выхода из больших мегаполисов из квартир в центре надо пройти километров 20. Из средних городков километра по 2-3. Это не проблема ни для каких семей, даже с больными на колясках - вся дорога до загородных просторов в любом случае умещается в один световой весенний день. Вместе с люмпеном и планктоном бредут семьи известных олигархов и чиновников. Без электричества они стали нищими ведь все деньги были электронными, а без электричества все банки и все их деньги исчезли. Водители, холуи и охрана пропали вместе с электричеством. Богатеям особенно тяжело. Но пить хочется и делать нечего - они идут вместе со всеми. Солнышко светит, тысячи и тысячи людей, внезапно обьединенные одной большой проблемой весело с разговорами и прибаутками двигаются к новой жизни. За городом повсюду костры, привалы, обсуждения как быть, поругивают тех, кто вырубил электричество, повсюду забытое живое общение, знакомства и первые влюбленности в шалашах, избирание наиболее сильных и решительных людей в каждой группе в качестве старших, лидеры уже стали проявляться за время первого дня исхода. Между главарями групп уже налаживаются первые контакты и происходят первые конфликты - идет выяснение кто сильнейший. Но все в конфликтах знают меру - у людей с собой огромное количество заряженного охотничьего оружия. На военных обьектах стран все штатно. Работают генераторы, есть связь со штабами и правительственными органами. Но психологическое напряжение у личного состава нарастает. Семьи военнослужащих неизвестно где и неизвестно что с ними. На военных кораблях есть и электричество и вода. На подлодках тоже. Ракетные установки преимущественно в лесах и в горах - там с водой, с пищей и с сортирами все в порядке. Но у генераторов запас топлива уже снижен на сутки. У подлодок запас долгий, а у ракетных установок всего на несколько дней. С отключением электричества мотивированность ракетных атак или авианалетов резко снизилась. Электричества нет ни в одной стране мира, правительствам не до начала международных разборок. Во всех странах хаос и полная неуправляемость. Попытки починок ЛЭПов остаются пустыми пожеланиями - ни ремонтников, ни обеспечения их работы уже не найти, никакое оборудование без электричества не работает, все потухло, все стоит никто никого уже не найдет и очень долго. А запас резервного питания иссякает уже то в одном, то в другом месте. Там, где запасы дизельки для генераторов велики, там все светится и крутится, но только там, работающих ЛЭПов нет и электричество уже никому никуда не передать. А в это время на каждом направлении магистральных ЛЭП неизвестные рейдовики, не ограничиваясь разбитыми накануне изоляторами, валят по нескольку стоек опор - это контрольный выстрел в голову электрификации планеты. Починить ЛЭПы без электричества и транспорта теперь невозможно вообще. Так проходит этот день. Многие уже добрались до своих дач и загородных домов, затопили печки и кипятят чай. Другие устроились на привалы, им еще далеко до их домиков и дачек. Те, кому вообще некуда идти, пристраиваются к счастливым обладателям домов и колодцев и обещают их обслуживать и защищать своих новых хозяев за пищу и за воду. Мужчины распределили между собой дежурства ночью и с охотничьими ружьями, заряженными картечью заступили на свои посты охраны от мародеров и грабителей. Но таковых очень мало. Ведь совершение любого преступления с этого дня стало смертельно опасным. Больше нет милиции и судов, которые защитят и выгородят преступника. Заряд картечи в грудную клетку - теперь единственное, что ожидает грабителя или насильника при малейшей агрессии. Теперь право людей на самооборону полное и ничем не ограниченное. Непререкаемым авторитетом пользуются вооруженные воинские подразделения, которые маршевым дисциплинированным порядком покидают города. Их приказ закон для всех окружающих. Им безпрекословно отдают часть воды и пищи. Взамен полная защита и неприкосновенность. Власть не просто остается властью. Власть становится абсолютной. Но уже без уродливых наростов придуманного парламентами абсурдного законодательства. Единственное, чего не может сделать власть - это быстро починить электричество без электричества. Инфраструктура починок отсутствует полностью. И она практически невостановима. Под вечер третьего дня без электричества в мегаполисах нет даже грабителе. Герман Стерлигов Жизнь после электричества. Часть 3. Первые НЕДЕЛИ жизни после электричества. Идет повсеместный дележ земли миллионами новоиспеченных крестьян с установкой межевых камней. Никаких кадастров, компьютеров и прочей хрени больше нет. Земля разбирается всеми, кто сколько в силах возделать прямо в этот сезон. Все понимают, что пережить будущую зиму получится только на то, что вырастишь сам и заготовишь за предстоящие лето и осень. Скотина всех видов приобретает неслыханную ценность. Ее никто не режет - все только на размножение. В особенной цене лошади. Их почти нет. А те, что есть сразу, реквизируются воинскими вооруженными подразделениями. Благо еще в изобилии солярки и бензина в разных хранилищах и все пашут в этот последний тракторный сезон тракторами. Вокруг городов распахивается практически все. Люди сеют без разбора все семена, какие только находят. У кого нет доступа к трактору вскапывают лопатами грядку за грядкой - сколько хватает сил. Каждый день и каждый час посвящен подготовке к будущей зиме, которая вызывает ужас у всех бывших горожан, еще только приспосабливающихся к новой непривычной трудовой жизни. Дни еще длинные, налаживается общение между соседями, люди обмениваются инструментом и рабочей силой из бывшего офисного планктона, у которых вообще ничего нет. Необычайно высоко предложение секса со стороны миллионов ни на что более не годных блядей-студенток-секретарш, но спроса на них практически нет, они худые, оборванные и немытые и им тоже приходится втягиваться в тяжелую черную неквалифицированную работу. Военные предпринимают попытки починки ЛЭП, но это оказывается совершенно невозможным - все комплектующие разбросаны по уже брошенным складам, с которыми нет спецсвязи, заводы по производству частей заваленных вышек встали и уже обезлюдели, а главное уже не работают сами электростанции, заглушенные в экстренном порядке при повсеместном обрыве ЛЭП и там тоже уже нет людей - система полностью рухнула. Попытки починки прекращаются, не начавшись. Безчисленные споры и конфликты приводят к повсеместному стихийному выбору местных судей с приговорами без возможности их обжалования. Суд творится скорый и справедливый - все на глазах у людей. Взятка смертельно опасна и практически невозможна. Общество превращается в общество судей. Вертикаль подчинения выстраивается через ближайшие воинские группы и далее в правительственные органы в центре столиц. Полностью пропадает сама возможность ядерного конфликта между странами. Просто потому, что больше не существует целей для ракетных и авиационных ударов - мегаполисов и промышленных объектов больше нет. Ни в одной стране мира. Бить просто больше не по чему. Правительства разных стран мира используют еще работающую спецсвязь для решения проблемы подлодок с ядерным оружием на борту. Командиры субмарин получают приказы выгрузить ядерные боеголовки на пустынных берегах и как следует их спрятать. После чего возвращаться в порты приписки и выпускать команды на берег. Воинские части противоракетной обороны еще продолжают нести боевое дежурство, но уже стоят заградотряды, чтоб личный состав не разбегался. Резервное питание почти истощено. Подвоз солярки для генераторов иногда происходит, но это уже воспринимается как чудо. Связи ни с кем кроме правительственных органов и центральных штабов нет. Заградотряды тоже проявляют ненадежность и случаев покидания боевого дежурства и невыхода новых смен все больше. Практически все колонии уже покинуты охраной и зэки свободно расходятся в разные стороны. Возникают банды, нападающие на поселенцев. Цель одна - пища. Бандиты уничтожаются на месте без суда и следствия как воинскими подразделениями, так и любыми вооруженными главами семей. Большинство из нежданно обретших свободу находят свое место батраками у хозяев домов участков и хозяйств, многие предпочитают вольное собирательство и заготовку грибов и ягод, трав и корешков. Без автомашин, заводов, мегаполисов и механизмов травм практически нет. А те что случаются, лечатся подручными средствами - накладыванием шин из деревяшек на сломанные конечности, обработкой ран глиной и подорожником. Врачи из медицины парацельса поневоле становятся врачами медицины галена и начинают использовать травы, коренья, настойки, парное молоко и пр. Анестезию заменяет стакан самогона и крепко-зафиксированное тело при экстренных ампутациях и операциях - на уровне хирургии до первой мировой войны включительно. Постепенно общая атмосфера становится более спокойной, у людей нет время на переживания, все заняты трудом с утра до ночи. Происходит видимое расколдовывание миллионов бывших телезрителей и интернет зависимых. Все понемногу приходят в себя и начинают понимать, что вообще произошло с человечеством за последнее столетие. Это пока едва заметное восстановление мозга и сознания, но эти признаки уже есть. Лучше всех бывшим городским деткам. Они не подозревают о проблемах родителей, играют в полях, ловят бабочек и находятся в полной безопасности, ведь теперь их детские органы никому не нужны - без электричества нет трансплантологии. Продолжение следует... Герман Стерлигов оригинал
  4. На тему рекультивации (спасибо aeneus): «Современную архитектуру часто обвиняют в том, что новые строения занимают места естественного обитания животных. Однако, студия McGregor Coxall представила новый проект здания, которое в буквальном смысле предназначено для птиц. Первый в мире миграционный «Птичий аэропорт» должен преобразовать свалку в Лингане, Китай в убежище для водно-болотных видов птиц» Китай строит первый в мире «аэропорт для мигрирующих птиц»
  5. Лайф решил разобраться, почему в российских школах до сих пор преподают историю «по Соросу», а чиновники и издатели открыто саботируют приказ президента страны подготовить новые школьные учебники. Писатель Евгений Новичихин нервно листает школьный учебник «Всеобщая история» для 9 класса общеобразовательной школы: — Это не просто очернение нашей истории, это уже тотальная дебилицизация наших детей, извините за выражение… И форменный саботаж указов президента! Возмущение писателя легко понять: в учебнике истории, написанном неким Евгением Сергеевым, в описании событий ХХ века нет ни слова о Великой Отечественной войне. То есть буквально ни одного слова, даже понятия такого нет. Историк Сергеев, рассказывая о событиях Второй мировой войны, упоминает лишь отдельные сражения на Восточном фронте: например Сталинградской битве в учебнике было отведено целых три предложения! А вот описывая события Курской битвы, автор учебника обошёлся всего одним предложением. Зато сражения англичан в Северной Африке были расписаны самым подробным образом: дескать, именно у города Тобрук солдаты антигитлеровской коалиции и сломали хребет фашистскому зверю. — И знаете, что самое возмутительное?! — вздыхает Евгений Новичихин. — Я побеседовал с рядом директоров школ и убедился, что это далеко не единственный учебник, в котором наша история представлена в уродливом свете с выпячиванием только негативных её сторон. Писатель убежден: подобная промывка мозгов российских школьников была проплачена из фондов скандально известного американского мультимиллионера Джорджа Сороса, поставившего себе цель уничтожить Россию как суверенное государство. И хотя соросовские «благотворительные» фонды «Содействие» и «Открытое общество» два года назад были внесены Генпрокуратурой РФ в список нежелательных организаций, семена, посеянные Соросом в России, по-прежнему дают обильные всходы. Появившись в стране в начале 90-х, структуры Джорджа Сороса всего за несколько лет окучили грантами свыше 1600 авторов и авторских коллективов, то есть практически всех, кто принимал участие в написании учебной литературы по гуманитарным дисциплинам для российской школы. По информации бывшего министра образования РФ Евгения Ткаченко, за счёт Сороса было издано 300 книг и учётных пособий, 24 учебника получили разрешение от Министерства образования для использования в школах. Что это были за книги, можно было судить, например, по учебнику «Новейшая история XX века», вышедшем под редакцией доктора исторических наук А.А. Кредера. В учебнике полностью отсутствует информация о Сталинградской и Курской битвах. Автор чёрным по белому пишет, что разгром Красной армией войск Гитлера был «вреден для Европы», поскольку это привело к распространению советского влияния на её восточную и южную части. А вот ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, по мнению «соросовского головомоя», были полезны и нужны. В учебном пособии «Российская цивилизация и истоки её кризиса» сотрудник Института всеобщей истории РАН Игорь Ионов так описывал советских солдат, идущих на штурм Берлина: «Длинные колонны советских войск представляли собой необычную смесь современности и средневековья: танкисты в чёрных кожаных шлемах, казаки на косматых лошадях, к сёдлам которых было привязано награбленное, доджи и студебекеры, полученные по ленд-лизу, за которыми следовал второй эшелон, состоявший из телег. Разнообразию вооружения вполне соответствовало разнообразие характеров самих солдат, среди которых было много откровенных бандитов, пьяниц и насильников…» Но больше всего учителей и учеников «порадовал» учебник «История России до Петровских времён» для 10–11 классов, написанный неким Андреем Богдановым, между прочим, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН. Цитаты из этого учебника можно зачитывать гостям на семейных вечерах: «Наш зверообразный предок сильно мёрз, но не сдавался. Он научился использовать огонь, шить из тёплых шкур одежду и, вынужденный в трудных условиях всё лучше соображать, стал царём зверей…» Или ещё один отрывок: «Прялка сгубила женскую долю. Прялка и ситечко для обработки молочных продуктов. Трудолюбивая женщина из богини быстро превращалась в машину для непрерывного прядения и ткачества, доения и сбивания масла». Также Андрей Богданов открыл, что город Старая Русса основан в 2395 г. до н.э., что настоящее имя Богородицы — Мать сыра земля, что Александр Македонский поддерживал дипломатическую переписку с некими славянскими князьями. Учебник «Всеобщая история» Евгения Сергеева — из того же «соросовского гнезда». В момент написания учебника профессор Сергеев работал в Институте всеобщей истории РАН, а ИВИ РАН в то время был одним из ведущих партнёров фонда «Открытое общество» по работе в России. Конечно, чиновники из Минобрнауки вполне могут заявить, что сегодня проблема «соросовских» учебников успешно решена. После введения жёстких требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) многие учебники истории, включая и «Всеобщую историю» Сергеева, были исключены из Федерального перечня учебников, одобренных Минобрнауки к преподаванию в школе. Сегодня в Федеральном перечне учебников значится всего пять книг, одобренных для преподавания предмета «Всеобщая история» в 9 классе. (Это «История. Новейшее время» Белоусова Л.С. и Смирнова В.П.; «Всеобщая история» Н.В. Загладина; «Всеобщая история. Новейшая история», написанная отцом и сыном Олегом и Андреем Сороко-Цюпа; учебник А.В. Шубина и учебник, подготовленный группой авторов под редакцией В.Л. Хейфеца.) Но на деле школьники всё равно продолжают учиться по «соросовским» книгам. Прежде всего потому, что многие учителя просто привыкли вести уроки по старым и «проверенным» учебным пособиям: так, тот же сергеевский учебник выдержал пять переизданий, а на обложке учебника, выпущенного в прошлом году, по-прежнему красуется надпись «Рекомендовано Министерством народного образования и науки Российской Федерации». — Сегодня каждый школьный учитель сам решает, по какому учебнику он будет вести занятия, — говорит Алексей Емелин, учитель истории одной из московских школ. — Главное, чтобы эти учебники были формально одобрены Минобрнауки. Я, например, вообще стараюсь не использовать учебники на уроках — я читаю лекции, провожу семинары, заставляя ребят самостоятельно искать дополнительные материалы. Но многим моим коллегам, действительно, удобнее вести уроки по давно знакомым учебникам, где они знают каждую строчку. Рекомендуют использовать эти учебные пособия и продавцы книжных магазинов. К примеру, в столичном магазине «Педагогическая книга» корреспонденту Лайфа подобрали ещё три учебника по предмету «Всеобщая история», не вошедшие в перечень учебников. Впрочем, о существовании какого-то особого перечня учебников продавцы и не слышали: им достаточно и того, что на обложке упомянута рекомендация Минобрнауки. Среди пяти одобренных учебников по «Всеобщей истории» не хватает только одного — единого школьного учебника истории, который в 2013 году поручил разработать президент Владимир Путин. Также президент поручил Минобрнауки в кратчайшие сроки разработать единую концепцию курса истории России, чтобы учебники для школы были написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий. Но поручение президента не выполнено и по сей день. По словам академика Александра Чубарьяна, директора Института всеобщей истории РАН, историки упёрлись в проблему, каким вообще этот учебник должен быть: — Я участвовал в двух заседаниях Совета Европы на эту тему, какой должен быть современный учебник истории в Европе, и столкнулись две точки зрения. Одна — что он должен дать факты какие-то апробированные. А вторая — что он должен научить детей мыслить и понимать, что такое история. Факты они всё равно не запомнят. В итоге прошло два съезда российских учителей и педагоги вроде бы высказались в пользу второй концепции — без цифр и фактов. Но затем вновь возник вопрос: а на каких примерах учить детей, что такое отечественная история? И вообще — что такое наша история? Это цепь подвигов и свершений, к которым шла нация, несмотря на трагические страницы и отдельные ошибки отдельных исторических деятелей? Или же это последовательность ошибок и преступлений бездарных тиранов, бескрайний мрак и ужас? — У нас в концепции учебника появился 31 трудный вопрос, — так объяснил причины заминки на одном из совещаний сам академик Чубарьян. — Эти вопросы не наши, это нам учителя предложили, в которых им трудно разобраться, есть разные точки зрения. Это очень разные вопросы. Например, оценка реформ Ивана Грозного — учителям непросто с этим периодом разобраться. Или как оценивать Сталина? Что ж, некоторые вопросы из этого списка действительно способны поставить в тупик, например, вопрос № 10: «Сущность политики просвещённого абсолютизма и её последствия». Совершенно непонятно, о чём именно здесь не могут договориться отечественные историки? Так или иначе, но в январе 2014 года Путин дал повторное поручение ИВИ РАН и Российскому историческому обществу создать единые учебники по истории. И вновь это поручение было не выполнено. Тогда депутаты Госдумы, не дожидаясь, видимо, пока учёные придут к долгожданному консенсусу, решили по-своему ответить на все трудные исторические вопросы. И внедрили — в дополнение к ФГОС — т.н. Историко-культурный стандарт. Это своего рода сборник «принципиальных оценок ключевых событий прошлого». Более года назад в Минообрнауки был созван научно-методический совет под председательством первого замминистра Натальи Третьяк, на котором были утверждены три новые линейки учебников — вернее, переутверждены все старые учебники, хоть как-то соответствующие «Историко-культурному стандарту». Впрочем, уже на совещании педагогов в декабре 2015 года большинство заявило, что новые учебники никуда не годятся по многим обстоятельствам, в том числе из-за наличия огромного количества фактических ошибок. Нужны новые и качественные учебники, но пока что за всё это время в свет вышло лишь одно издание — «Военная история России», даже не учебник, а только школьное пособие для самостоятельного чтения. Но — под редакцией самого министра культуры Владимира Мединского, что дало повод торжественно объявить в газетах: президентское задание выполнено! И никто даже не задумался, что задание президента было совсем другим. Определённые надежды на выполнение президентского поручения возникли после прихода в Минобрнауки нового министра Ольги Васильевой. И в феврале нынешнего года на конференции «История России в XXI веке глазами школьников» Ольга Юрьевна торжественно пообещала: — Мы сделаем всё возможное, чтобы в этом году… чтобы большая часть регионов, практически все в 2017–2018 год обучались уже по новым учебникам с 1 сентября. Для нас это очень важно. Но вот наступает май, и на Всероссийской конференции «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе» академик РАН Александр Чубарьян объявляет, что внедрение новой линейки учебников по истории будет отложено до 2019 года. Дескать, не хотят решаться эти проклятые исторические вопросы, и всё тут! Что ж, и в этой ситуации нам ничего больше не остаётся, как напомнить банальную истину о том, что история не прощает невыученных уроков. — Важный же урок советской школы в том, что образование тогда было неразрывно связано с воспитанием, — говорит писатель Евгений Новичихин, безуспешно пытающийся достучаться до высокопоставленных чиновников. — И советская школа была основана не просто на прохождении, но на усвоении материала. Нынешние же педагоги предпочитают вообще не думать о воспитании — дескать, они сами возьмут все исторические знания из Интернета, сами додумаются до всего. Но нельзя забывать, что именно история формирует сознание нации на десятилетия вперед. Автор: Владимир Тихомиров