ПрезиДЕНТ
Котобус

Взрослым о детях

Оцените эту тему:

6 сообщений в этой теме

Взрослым о детях. Часть 1

Статья нашего читателя касается актуальной для большинства темы воспитания детей. Насколько искажён этот процесс в наши дни? Какими способами можно противостоять превращению детей в животных? Как помочь ребёнку стать настоящим человеком?

Чего с детьми делать нельзя

Нельзя первое. Нельзя «воплощать» в ребенке свои мечты, т.е. делать его средством достижения своих целей. Очень часто взрослые пытаются направить устремления ребенка на то, о чем они мечтали сами, и что им самим в жизни сделать не удалось. Надо всегда помнить о том, что у маленького человека есть своя программа жизни, судьбы, которую он должен выполнить, и результаты, которые он должен достичь. Замена этой программы взрослыми на свою есть насилие над ребёнком и чревато для родителей новой кармой.

Задача родителей помочь ребёнку нащупать свою программу и развить способности для её осуществления.

Нельзя второе. Беда нашего времени – компьютер. Родители так рано, порой лет с 3-х, стараются приобщить детей к компьютеру, часто оправдывая это фразами типа «вот пойдет в школу, там все дети, умеют пользоваться компьютерами, мой ребенок будет чувствовать себя неполноценным» или «сейчас такое время» и… подсовывают ребёнку очередную, «развивающую», как они считают (а чаще, убивающую), игру.

На самом деле, конечно, родителями (особенно часто, одинокими мамами) в этом случае чаще всего преследуется цель – чтобы ребенок «не мешал» им «заниматься делами». Так «удобно», когда ребенок не пристает 2-3 часа, самозабвенно играя, так удобно оставить его с компьютером и бабушкой, и уйти на работу, к подруге или ещё куда.

Компьютер, конечно, не виноват в том, что его так используют «занятые» родители, но отметим всё же, что при неумном и неумеренном использовании, минусов у компьютера гораздо больше, чем плюсов.

Они известны – от проблем с физическим здоровьем ребёнка до психологической зависимости и нервных срывов.

У ребёнка, часто сидящего за компьютером, просто «рушатся» навыки коммуникации со сверстниками и вообще с другими людьми, развивается замкнутость, оторванность от реальной жизни, а очень часто вдобавок и вседозволенность, импульсивность, агрессия, Многие суициды подростков также спровоцировали когда-то именно компьютер и «А-социальные» сети.

Мы настоятельно рекомендуем родителям не приучать (а то и вообще не знакомить) своих детей до 6-7 лет с компьютером. В крайнем случае: детские фильмы и мультфильмы – да, фотографии – да, но игры – нет.

И поверьте! – при отсутствии компьютера гораздо более развитыми и приспособленными к жизни растут дети. Проверено, в том числе и на своём жизненном опыте и на опыте многих других семей.

Допускаю, что со мной снова будут спорить и говорить – но ведь игры развивают, а я скажу: развивают и другие, НЕкомпьютерные игры – и гораздо лучше. И ещё: благими намерениями вымощена дорога в ад – учить творить, создавать что-либо, общаться, любить надо в реальном, а не в виртуальном мире.

Кстати, за примерами по компьютерной зависимости и возникающим неврозам далеко ходить не надо – их много в том же самом интернете. С другой стороны, мне близко известен один мальчик 5-6 лет, который закатывал истерику бабушке и маме и швырял в меня детским стулом, когда компьютер у него отбирали или выключали. К счастью, ту ситуацию удалось исправить вовремя, отучив, опять же постепенно, от компьютера и ограничив времяпровождение с ним.

При встречах же с внуками теперь мы играем в другие игры – шашки, домино, детское лото, шахматы и т.п. Да-да, заодно и считать учимся, и думать, и запоминать.

Нельзя третье. Берегите детей от кассовых американских фильмов и мультфильмов (не всех, конечно), особенно, от боевиков, роботов, зомби и прочей нечисти.

Дети (и наши внуки порой) повально играют в роботов, они прекрасно осведомлены о зомби, вампирах, монстрах, человеках-пауках, мышах, «борющихся» за добро… Откуда эта напасть? Честное слово, как тут не вспомнить о вечном противостоянии двух идеологий – Света и тьмы.

Изощренное творчество и дьявольская изобретательность стратегов левого, деструктивного крыла «впечатляет» L. Их представители из числа «творческой интеллигенции» научились действовать не так грубо и прямолинейно, как ранее, и подходить к программированию детей издалека, используя методы информационно-психологической войны…

И появляются мультфильмы типа «Монстры на каникулах» или фильмы типа «Сага. Сумерки» или «Трансформеры» и т.п., где разные чудища, вампиры, оборотни и т.п. представлены, как красивые, любящие, невинные, добрые и весёлые создания, а «добрые» роботы (в отличие от злых из к-ф «Матрица») дружат с детьми и помогают миру, но при этом стреляют и убивают. Получается интересно – традиционно злые персонажи делают добро (так, как они умеют), а по-настоящему добрых светлых фильмов совсем мало.

Дети малые в основном запоминают картинками, и очень может нарисоваться картинка, что для того чтобы сделать добро и победить злодея, надо шкодить, делать больно (фильмы типа «Один дома»), хитрить, бить, стрелять и убивать и т.д. и т.п.

Круг или, скорее, квадрат человеческий замкнулся – побеждая насилием зло, снова творится зло. Деструктивные принципы (в противовес конструктивным заповедям Божьим) торжествуют со всеми вытекающими последствиями в виде современных детских и взрослых проблем в нашем обществе.

Или возьмём «невинный» мультфильм «Тачки». Вроде ничего такого. Но снова МА-ШИ-НЫ (!) – технократия. Роботы, играющие в человеческую жизнь, гонятся за успехом (от слова гонки), иногда, по ходу дела, делают добро (ну, уже должно быть понятно мудрым, зачем). Дети после этого мультфильма повально «болеют» тачками и беспрестанно требуют, чтобы им покупали новые машины. Как вы думаете, что будет происходить с ними во взрослой жизни?

Кстати, почему-то во многих западных мультфильмах (не обращали внимания?) очень много суеты и хаотичного движения, персонажи часто говорят неестественными голосами и беспрестанно громко орут…

Потом орут и наши дети.

И таких примеров по фильмам и мультфильмам множество.

Ну, кому это надо, чтобы у детей с малолетства началось сдвигаться сознание с привычных мерок восприятия добра и зла в сторону зла, и происходило смешение этих понятий и их принципов?..

Чтобы потом, когда человек стал взрослее, ему можно было дать следующую информацию: что зла не существует, как такового, что это проблема видения и восприятия мира лишь самим человеком, что нужно уходить от дуальности, что должна быть толерантность, что, наконец, Заповеди устарели, а Христос – это вообще был мифический персонаж и т.п. Не так ли?.. Именно так рушатся основы человеческой цивилизации! Именно так закладываются нужные «кому-то» стереотипы поведения людей. Конечно, проще их заложить в детском возрасте, так сказать, впитать с молоком матери.

Кто-то скажет: шизофрения! Я же отвечу: смотрите глубже, различайте скрытые причины происходящего в мире этом. Мало кто будет отрицать, что наше общество за последние 20-30 лет очень сильно изменилось, причем явно не в лучшую сторону – не последнюю роль в этом, как одни из инструментов воздействия на Россию, сыграли американская теле- и киноиндустрия.

Сам я, на собственном примере как-то столкнулся с некоторой проблемой, когда внуки приехали на каникулы. Мы пытались посмотреть с ними некоторые «старые» хиты, например, «Маугли» или «Ну, погоди!», ещё made in USSR.

Просмотр пошёл с трудом. Детям (5-7 лет) был непонятен подтекст благополучного сожития человека и природы или смысл беготни зайца и волка без привычных уже драк, стрельбы, крови, криков и т.п. Им было явно интереснее смотреть боевички типа «Трансформеров» или Гарри Поттера, и звучали «требования» поставить именно эти «кино». Мне пришлось попотеть первое время, поясняя смысл «Маугли», и переводя его на современный язык. В этом мне в т.ч. помог «Маугли» диснеевской версии, приходится констатировать, что сильно поменялся разговорный язык за последнее время. А затем мы с детьми «открывали» для них Россию, а не Америку, и в ход пошли наши «Богатыри» всеми своими сериями, «Маша и медведь», старые, но золотые: «Вовка в тридевятом царстве», «Федорино горе», «Сказка о царе Солтане» и др.

Смотрели не спеша (ибо в наших мультфильмах всё же в основном присутствует смысл), поясняя некоторые сцены и отвечая на детские вопросы «зачем?» и «почему?». Иногда останавливали просмотр и повторяли некоторые моменты ещё раз после обсуждения. Детям понравился такой обстоятельный разговор, и они соревновались даже, кто лучше объяснит смысл просмотренного, кто и как что понял.

И вот уже внуки играют в богатырей и, я заметил, по крайней мере, в моём присутствии (что ж, для начала и это уже неплохо) дети старательно заменяют навязанные кино- и телеиндустрией штампы типа «его надо убить../давайте убьём их../я его убью» на другие, где нет этих слов…

Конечно, за пару недель гостевания мы не обошли вниманием и качественные западные образцы мультфильмов (ибо они есть и у нихJ, так как, конечно, творцы добра есть по обе стороны «фронта») типа «Хранители снов» или «Алиса в стране чудес».

Вообще, прежде чем показывать ребёнку какой-либо мультфильм или фильм, взрослому нужно убедиться, о чём он, какова идеология этого мультфильма/ фильма, какие принципы он закладывает, какую преследует цель – без этих критериев ни мультфильмов, ни фильмов, ни книг, ни искусства НЕ БЫВАЕТ ВООБЩЕ! Слышите, если вы не слепые и не глухие – НЕ бывает!

А вы не обращали внимания, что, какие слова, говорят ваши дети? Как думает, откуда они взялись?.. Дети запоминают картинками и живые примеры.

Ещё одна проблема телевидения – реклама. Многие дети (да и некоторые взрослые) смотрят её, как заворожённые. Потом так говорят, ибо мозги их крепко забиваются этой рекламой.

Некоторые родители включают детям телевизор так же часто, как и компьютер (чтобы не отвлекали от дел), и они – дети – смотрят всё подряд.

Мы рекомендуем подвергнуть добросовестной родительской цензуре всё, что смотрят ваши дети (от 3 до 8 лет) по телевидению, ибо не зря всё чаще в последнее время телевизор называют «зомбоящиком».

Позиции деструктов (людей с деструктивной, разрушающей идеологией) на ТВ очень сильныL. Недаром Дума в законодательном порядке потребовала ввести в титры фильмов ограничения по возрасту. Но эти полумеры мало помогают, ибо кто из занятых родителей, или порой «потерявшихся» в нашем безумном мире бабушек и дедушек, эти ограничения соблюдает?

Мы предлагаем не только включать родительскую цензуру (в хорошем смысле этого слова) в отношение «голубых, белых и цифровых экранов», но и ограничивать по времени сидение детей у разнообразных «ящиков». Отнесём к «ящикам» и последние достижения творцов технократии – айфоны, планшеты и т.п. штучки, созданные, в том числе, и для того чтобы погрузить нас и наших детей в виртуальную реальность на как можно большее время.

Поэтому рекомендуем родителям ещё раз – быть ответственными за воспитание своих детей и формирование их сознания и принципов их личности. Следует буквально и НЕформально понимать народную поговорку «Дети – наши будущее!», будущее не только ваше, но и нашей страны.

Мы, например, в своём летнем доме, когда у нас гостят внуки, заметили во время завтрака или обеда, что когда включен телевизор, дети кушают «глазами в экран», и мысли их далеко от еды. Поэтому первым ограничением было – выключение телевизора во время всех приёмов пищи, вторым – выключение телевизора в качестве привычного фона, сопровождающего весь день будничные дела.

А у вас как с этим дело обстоит?

Нельзя четвёртое. Если вы хотите вырастить своих детей любящими вас и других людей, НЕЛЬЗЯ (!) целиком полагаться ни на детский сад, ни на школу, полностью передоверяя своих чад этим учреждениям.

Нужно выделять своему ребенку время и внимание лично: заниматься с ним, играть с ним (в том числе, в ролевые и требующие мышления игры), лепить, рисовать, строить, обсуждать свершившиеся в его жизни события, просмотренные фильмы и прочитанные сказки. Пусть это будет всего 1 или 2 часа в день, но со 100% отдачей ему, ни на что больше не отвлекаясь. Так, например, учил меня один хороший человек, когда я говорил ему, что я занят, и у меня не хватает времени. Вселенский закон причинно-следственных связей гласит: вы выделяете, вкладываете время – вам в будущем выделят время. Франциск Ассизский читал в одной из своих молитв: «Ибо кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает…». Это часть того самого Закона воздаяния, о котором говорил Христос.

При этом нельзя быть сухим с ребёнком – это повальная беда многих родителей – их сухость, чёрствость, отчуждённость. Это провоцирует по Закону причины-следствия и у ребёнка – сухость, чёрствость, отчуждённость.

Всем нам нужно учиться любить сердцем, вникать, слушать, ласкать и благодарить! Чаще нужно говорить: «Я люблю тебя», тогда ваш ребёнок будет говорить вам: «Я люблю тебя».

Честно слово, это так прекрасно и умилительно, когда 5-летний малыш, важно заканчивая телефонный разговор, говорит тебе: «Я люблю тебя мама../папа../деда…».

Но есть и другая крайность – всё дозволять и баловать своё дитяти, потакать его капризам. Очень скоро развившееся маленькое эго сядет вам на шею, а в будущем создаст и себе, и вам большие проблемы. Лучше всего о балансе любви рассказал Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», это рассказ про одну звездочку, которая очень сильно любила:

«…Когда я была ещё совсем молодой, я так любила свой мир! Так любила! Мне хотелось обнять его и крепко-крепко прижать к себе! У меня в мире было много планет, но одну из них я любила особенно...

Я светила для неё, я грела её, и от моей любви на планете распускались цветы, зеленели леса и пели птицы... И однажды мне так захотелось обнять её, мне захотелось отдать ей всю свою любовь, всё своё тепло!.. Я улыбнулась своей любимой планете самой жаркой улыбкой, на какую была способна! И... Планета вдруг превратилась в пустыню. Я в отчаяние убежала от неё! Я сказала себе: «Раз моя любовь сжигает, лучше мне не любить вообще!» Но, взглянув на планету, я увидела, что она покрылась коркой льда...

И тогда я поняла: любить надо так, чтобы тому, кого ты любишь, было тепло... И тогда не будет пустынь эгоизма... И если ты по-настоящему любишь, ты должен давать свою любовь не так, как хочешь давать сам, а так, как будет лучше для того, кого ты любишь!»

5. Нельзя ругать ребёнка из-за своего плохого настроения или несдержанности своей, или, не разобравшись в причинах происшедшего поступка маленького человечка, нельзя кричать не только на ребёнка, но и устраивать сцены разборок с женой/мужем/мамой/папой и др. родственниками на глазах ребёнка, что, к сожалению, нередко бывает в быту.

Вселенский Закон обучения, подхваченный современной психологией, гласит: дети (и люди, в частности) лучше всего запоминают и делают не то, что им говорят, а то, что делают сами говорящие, т.е. то, что дети видят. Отсюда лучшее обучение примером.

Вот и следует подумать, какой пример мы подаём с вами, как родители, в некоторых бытовых ситуациях. Недавно наблюдал один из таких примеров в автобусе – молодая мама стала выходить на остановке и торопила своего сына лет пяти-шести, хотя, честно говоря, торопиться-то особо некуда было. Ребенок стал перелазить через крепления сиденья, запнулся и упал. Ему бы помочь, подать руку или хотя бы поддержать словесно, но мама стала буквально орать на него, пеняя на то, что он такой неуклюжий и «опять балуется».

Часто мамы кричат, что малыш типа «ходить не умеет», или «под ноги не смотрит», или упал и «штаны вон испачкал», и т.д. и т.п. Некоторые ещё и отшлёпают ребёнка ни за грош прямо на улице – отвратительное зрелище и сильнейшая психологическая травма! Несложно представить – а если такую маму или папу хорошенько отшлёпать на улице прилюдно на глазах собственных детей, как они себя будут чувствовать?..

Почему-то порой считается, что с ребенком такие безобразия проделывать можно мол, «он же ещё ребёнок»! Часто такие родители ещё и возмущаются: «Не вмешивайтесь! Это мой ребёнок!». Вдумайтесь, они говорят, как о собственности. Совершенно дикое невежество, никак не регулируемое в России законом.

Хочется спросить: неужели штаны дороже, чем будущая психологическая устойчивость, а то и психическое здоровье вашего сына или дочери?

Известен мне и такой случай, когда 3-х летнего мальчика родители ругали за то, что он какал в штаны. Ребёнок стал прятаться под столом, по всем углам квартиры, когда хотел в туалет, и плакал, и всё равно какал в штаны, и боялся этого. Оказалось, что у него были запоры по нескольку дней, а потом он просто не мог сдержаться.

Эту ситуацию удалось исправить лаской и квалифицированной медицинской помощью. Но абсолютно вроде нормальные родители собственными руками едва не создали своему сыну сильнейший психологический комплекс из-за неумения слушать ребёнка, вникать в то, что он говорит, просит, на что он жалуется.

Серьёзная нынче проблема – воспитательная/психологическая безграмотность многих родителей и вечные гонки их на работе, когда нет должного ухода за своими детьми и некогда их выслушать даже.

Видел я и такой пример: в деревне у меня дважды за неделю сняли ниппеля со всех 4-х колёс автомашины. Наконец, удалось поймать пацанчика – он, конечно, был старше возрастом (5 класс), чем те, о которых мы пишем в этой статье, но маленький ростом и щуплый. Поскольку мальчик отчаянно врал про свой домашний адрес (видимо, боялся родителей), мы отвели его в школу. «Педагог» быстро опознал мальчугана и при всех в учительской стал громко, переходя на крик, чихвостить мальчишку, попутно рассказывая нам о нём всю «правду», что это «самый безобразник во всей школе», что его «уже нужно в полицию сдать», что он не слушается, отвратительно себя ведет и т.д. и т.п. Я попросил, чтобы она остановилась, и попросил сам поговорить с пацаном.

Разговор был короткий:

- Я тебе сделал, что-нибудь плохое вообще, нет?

Мальчишка отрицательно кивнул головой.

- А ты тогда мне зачем делаешь плохое уже 2 раза?.. Мне даже купить негде эти ниппеля (в деревне нет такого магазина), я вот уехать не смог сегодня, машина так и стоит...

- Я не знал, что у Вас больше нет.

- Хм. Не знал... 8 штук всего снял... У меня, что, завод по изготовлению ниппелей в сарае?.. Зачем тебе они?

- Мы с ребятами меняемся.

- Ага. Знаю, как вы меняетесь... У одних колеса спускаете, у других катафоты снимаете… Просто так шкодите, людям дерьмо делаете, и не знаете... Ты вообще слышал такое слово зло?

Пацан кивнул головой.

- Вот ты его и делаешь, типа «не зная». Что же с тобой делать, в полицию отдать вот советуют… Тогда, наверное, знать будешь…

- Не надо дяденька, меня мамка бить будет.

- А что ты предлагаешь?

- Я Вам верну всё.

- Когда?

- Завтра, после школы.

- И больше не будешь откручивать, так?

Тут вмешалась «педагог»: «Не верьте ему, он всегда врёт, ничего он не отдаст – это патологический лгун!».

Но я твёрдо сказал: «Ну, почему, Я ЕМУ ВЕРЮ, потому что он ведь сам предложил это, так ведь?».

Мальчик кивнул головой.

- А если пацан сказал – пацан сделал, так ведь? Слово мужчины!

Мальчик снова кивнул головой.

- Так когда принесёшь?

- Завтра…

- Во сколько?

- После школы…

- Ладно.

Я ещё раз сказал: «Я те верю. Значит, мы договорились. Давай иди!» – и педагогу –«Не надо полиции». «Педагог» снисходительно и с сожалением посмотрела на меня, и ещё успела прокричать что-то вслед мальчишке, грозя очередными карами.

Пацан пришёл назавтра и принёс все ниппеля и колпачки, честное слово, и даже лишнего. Я похвалил его за то, что он сдержал слово, и отпустил домой.

Но назавтра его снова привела ко мне его мать, сказав, что ей из школы сообщили про всё, и вот она пришла узнать, что случилось, и отдал ли её сын мне то, что взял. Мол, он говорил ей, что отдал, но она не верит, подумала, что он врёт.

Мне осталось только развести руками... Ну, так ведь любого, не то что ребёнка, взрослого можно забить, затюкать напрочь.

Именно так и происходит на практике со многими детьми. Часто невежественные родители сами прикладывают руку к будущим проблемам своих чад, а иные педагоги и близко не имеют того самого «зачатка понимания образования». Очень печально.

6. Нельзя пичкать ребёнка химическими таблетками при малейшей простуде, кроме крайних случаев, и то – по рецепту врача. Следует помнить при этом, что и врачи бывают разные. Нужно выбирать тех специалистов, кто использует щадящее лечение, комбинируя средства фармации (аллопатию) с гомеопатией, травами, витаминами. Мы проходили это всё со своим внуком, когда одна молодая мама ничего не хотела слушать и, вместо укрепления иммунитета природными средствами и соответствующими физическими процедурами, уповала на антибиотики и другие лекарства, как на чудо, и использовала их при первых симптомах кашля и температуры. Результатом был заработанный дисбактериоз и последующее длительное лечение.

Нельзя поить ребенка водой из-под крана и кормить его разными «отравами», которые продаются в наших магазинах, как лакомства и пр. вкусности. Нет возможности перечислить все псевдоизобретения человечества в продуктовой сфере, цель которых – создать пристрастие и вслед за этим болезнь. Длинный ряд получится, но направления обозначим всё же.

Это и разные колы, и лимонады (вдумайтесь! – 8 чайных ложек сахара на стакан в этих напитках, вы бы в чай столько положили?), и чипсы, и сухарики, и некоторые йогурты, и жвачки, и множество конфет (особенно вредны «Сникерсы» и «Марсы» и т.п.), и фаст-фуд и т.д. и т.п.

Надо родителям повышать свою грамотность в сфере питания и стараться давать ребёнку более овощи, фрукты, злаковые, молочные продукты. Следует нам приучиться читать составы на упаковках продуктов (что в них вкладывает производитель) и знать о необходимых организму витаминах и микроэлементах. Основной принцип в питании – меньше искусственного – больше натурального, произведенного природой или на основе природного сырья или компонентов.

И конечно, нельзя постоянно держать ребёнка в городе, сидеть с ним в 4-х стенах, особенно летом. Нужно обязательно выезжать с ним на природу регулярно, чтобы он дышал и гулял на свежем воздухе, подпитывался чистой энергетикой. Летом же нужно отправлять его в деревню или в летний загородный лагерь.

На природе, на свежем и чистом воздухе, воде и экологически чистой пище дети набираются сил на весь год.

7. Часто родители ставят вопрос: можно ли наказывать ребёнка? Снова отошлю, в частности, к рассказу от А.Сент-Экзюпери. Весь это вопрос умещается в одно слово – зачем? С какой целью? Какую цель преследуете вы, желая наказать ребёнка? С целью воспитания – да, но чаще, не с целью ли сорвать свои эмоции, своё зло да по привычке?

Дети бывают разные, соответственно, и методы воспитания бывают разные. Лучшее воспитание собственным примером, лаской и разговором по душам, иногда, как со взрослым. Более нужно объяснять, разъяснять, говорить, спрашивать и слушать, чем заставлять, принуждать, требовать.

Но бывают случаи, когда нужно проявить твёрдость и наказать. Можно лишить чего-то приятного, вкусного, можно посадить на стул (не в угол!) и предложить подумать, можно отказать в просьбе какой-то, на некоторых гиперактивных шкодников можно повысить голос и продемонстрировать строгость в интонации, в исключительных случаях умышленного и повторяющегося баловства возможно даже шлёпнуть слегка по попе (мне знаком мальчик, который многократно повторяет своё то или иное озорство, чтобы спровоцировать реакцию взрослого, и на просьбы прекратить шалить, не реагировал, но ещё более шкодил).

Важно помнить, что если вы даже шлёпните ребёнка по попе, то потом вам всё равно придётся разговаривать, объяснять, убеждать его на тему, что такое хорошо, и что такое плохо, иначе смысла от шлепка нет никакого, кроме как во зло.

Лично я, например, говорю внуку в ответ на его каприз или грубость, что я очень расстроен и не буду играть с ним, хотя очень его люблю, и что он знает об этом, но так нельзя обижать деда или бабу и что-то т.п. Внук иногда ещё больше капризничает (ну, понятно, пытается настоять), но я твёрдо держу свою позицию и молчу или повторяю приём «Я люблю тебя». Через некоторое время (3-5 мин) он сам бросается мне на шею обниматься.

НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ БИТЬ ДЕТЕЙ И УНИЖАТЬ!

8. Нельзя слишком опекать ребенка, контролируя каждый его шаг, нельзя не давать ему ошибаться и проигрывать. Вы должны научить ребёнка не только выигрывать, побеждать, но и проигрывать, иначе нервные срывы во взрослом возрасте гарантированы.

9. Нельзя ругатьребёнка из-за своего плохого настроения или несдержанности своей, или совсем не разобравшись в причинах произошедшего поступка маленького человечка. Нельзя кричать не только на ребёнка, но и устраивать сцены разборок с женой/мужем/мамой/папой и др. родственниками на глазах ребёнка, что, к сожалению, нередко бывает в быту.

10. Нельзя то и дело говорить «нет». Родители должны научиться говорить «Да!». В 99 случаях, когда обычно говорят «нет», это не имеет под собой серьёзного основания, а лишь является демонстрацией власти. Иногда вам сложно принять видение детей – потому что вы сами потеряли его! Например, ребёнок пытается залезть на ветвистое дерево – что вы будете делать?.. Снова скажете «нет»? А если он будет гнуть и ломать ветки?

Много есть «нельзя» и все их не перечислишь, целую книгу написать придётся. Нельзя ещё, например:

- НЕ позволять ребёнку высказывать свою, отличную от вашей точку зрения,

- НЕ позволять иногда шалить (в т.ч. бегать, прыгать, кричать, хотя я вроде бы писал об обратном недавно) – детям нужна подвижность, и куда-то им нужно девать эмоции и энергию свою, ибо у них их больше, чем у взрослых,

- НЕ позволять ребенку ошибаться (в т.ч. падать, спотыкаться, забывать, делать неправильно и т.п.) – он должен наработать свой опыт ошибок,

- НЕ позволять ему ходить в гости и приводить в ваш дом гостей иногда – ребёнок так или иначе копирует действия взрослого в этом мире, но главное – ему нужно учиться налаживать коммуникацию с другими людьми...

- Нельзя говорить «Сделай так, я кому сказала!», и ничего при этом не объяснять. Объясняйте ребенку мотивы вашего поведения. Вовлекайте ребенка в принятие решений, советуйтесь с ним. Известно, что в семьях, где родители чересчур строги, дети чаще вырастают агрессивными, непослушными, «сложными». Времена меняются, и если раньше основой нравственности был страх, то сейчас его место должно занять осознанное уважение.

- Поэтому нельзяни в коем случае допускать, чтобы дети словами или действиями оскорбляли вас. Дети должны быть с вами вежливыми – и потому, что вы личность, и потому, что вы мать или отец, и не только с вами, но и с другими взрослыми. Часто видишь, когда 6-8-летний пацан обращается к совсем взрослому дядьке на ты и по имени. Что, интересно, хотят заложить этой вседозволенностью в поведение ребёнка родители? Как всегда, не думали, что будет потом?..

- Нельзя читать длинных нотаций. Одно короткое и твёрдое замечание намного эффективнее для ребёнка, чем целая истерика мамы или монолог папы.

- Нельзяпереходить на личности при замечаниях ребёнку. Лучше сказать «Я не люблю/ мне не нравится, когда ты бьёшь чашки из дорогого сервиза», чем «Ты такой неуклюжий (непослушный, бестолковый и т.д.)».

Наконец, самое главное – НЕЛЬЗЯ НЕ ЗАКЛАДЫВАТЬ РЕБЁНКУ С МАЛОЛЕТСТВА ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ (ДУХОВНОСТИ). По-другому – что такое хорошо и что такое плохо (например, как у В.Маяковского в известной детской поэме). Иначе их заложит улица, детский сад, школа – так, как они могут.

К сожалению, чаще всего, никак. И пожнёте от этого ВЫ – родители, а ругать, как обычно, будем всех других…

Чтобы научиться понимать, чего нельзя делать с детьми, и что можно, взрослому нужно руководствоваться сердцем и разумом и помнить о целях Вселенной, Бога (как бы кого ни ёжило от этого слова) – что ваш ребёнок, на самом деле, не ваш, и точно уж не ваша собственность. Это Душа, пришедшая в наш мир, получить свои уроки и своё обучение, и Вселенная выбрала вас, как учителя, для этой молодой души. Так оправдайте же это доверие и вложитесь всем своим сердцем, всем своим умением, всем своим терпением в воспитание нового человека.

Продолжение следует…

Док Стефан

Взрослым о детях. Часть 2

Ср, 10/09/2014 - 10:21 — Администратор

Статья нашего читателя касается актуальной для большинства темы воспитания детей. Насколько искажён этот процесс в наши дни? Как помочь ребёнку стать настоящим человеком? В каких случаях и как применять методы "Делай, как я" и "Переключение внимания"?

Часть 1

«Советы взрослым о детях» № 2 для родителей, у кого есть малые дети (от 1 года до 4-7 лет)

«Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше». Община. 102.

«Самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот… Непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности. (Е.И.Рерих, 19.04.38.).

Совет первый: метод Будды «Делай, как я».

Моему маленькому внуку пришла пора пересаживаться с горшка на унитаз, но даже у маленьких людей быстро нарабатываются привычки и, часто, нежелательные стереотипы – львиная доля их, конечно, с помощью неверных действий родителей. В общем, никак не хотел внук ходить писать в унитаз, не говоря уж о более «сложной» потребности, плакал и требовал горшок, а если не давали (родители), то писал в штаны.

Когда дети в очередной раз пришли в гости, сын поделился со мной этой проблемой. Разрешена она была просто, с помощью способа «Делай, как я».

Когда внук попросился писать, я сказал: «Я тоже хочу. Пойдем со мной, я тебе что-то покажу...». Мы зашли в туалет – и я показал, как ЭТО делают мужчины и мальчики. Внук смотрел с интересом, а потом, из чисто детской привычки к подражанию, легко проделал то же самое. Все были счастливы, особенно, родители.

Почти также мы потом научили котёнка Мануса ходить писать в раковину или в ванну (унитаз у нас был не пологий). Точнее, и обучать-то особо не пришлось (кроме регулярного поощрения), ибо котёнок был очень любопытный и умный, и всё время наблюдал, что мы там делаем в ванной и в туалете (у нас совмещенные они). Это прямо заметно было, что он наблюдает. Наблюдал, наблюдал и сделал выводы. И не инстинкт это уже сработал, а разум в какой-то мере. С тех пор мы забыли о наполнителях и кошачьем запахе.

Резюме: И животных и людей, даже не развитых, можно легко научить чему-либо методом показа «Делай, как я».

Простейший алгоритм обучения людей чему-либо гласит:

1. Расскажи, что и как надо делать.

2. Покажи, как надо делать.

3. Дай попробовать тому, кого учишь, сделать самому.

4. Наблюдай за действиями обучаемого.

5. Похвали его по выполнению и дай обратную связь – сделай разбор действий для закрепления постигнутого. При этом покажи ошибки, но больше сделай акцент на правильных действиях, а не на неправильных, чтобы закрепить положительный рефлекс = стереотип.

Так вот, во-первых, для маленьких детей 1-й пункт можно пропустить, его лучше делать по ходу показа чего-либо, в некоторых случаях и в конце можно рассказать. А в пятом пункте, конечно, нужно похвалить ребёнка.

В-вторых, иногда проблема обучения не решается с первой попытки и в некоторых случаях родителям придётся ещё один или два раза повторить алгоритм... (должно произойти запоминание, нечто вроде рефлекса). Многое здесь зависит как от ребёнка (насколько он развит или запущен), так и от родителя (насколько умеете Вы подобрать слова, проявить терпение, наконец – насколько у вас, папы и мамы, выстроен контакт с дитяти вашими). Но в целом дети прекрасно и охотно воспринимают приём «Делай, как я» и учатся так гораздо быстрее. Ибо один из Вселенских Законов – Закон обучения гласит: «5. Люди больше делают не то, что им говорят, а то – что делают сами говорящие, т.е. то, что они видят. Отсюда лучшее обучение – примером».

И, наконец, вот о чём ещё должны задуматься взрослые, прочитав п.5 Закона обучения: когда Вы замечаете у ребёнка некоторые черты, которые Вам не нравятся или раздражают, и Ваша рука уже занеслась на шлепок, ПОДУМАЙТЕ: а не Ваша ли это черта, не Вы ли её показали своим неосознанным, а иногда и неконтролируемым поведением в кругу семьи? Так кого тут нужно шлёпнуть-то?

Ещё один пример обучения: в гости приехал племянник – очень шустрый индижонок лет шести. Он был в восторге от воли и простора, но особенно от кучи инструментов, лежащих на верстаке. Конечно же, сразу проснулась потребность пилить и прибивать что-нибудь. Но если молоток не так страшен (а иногда и полезно получить урок лёгкой боли для запоминания, как нельзя), то пила запросто может оттяпать пальчик...

Конечно, всё можно запретить, НО! Но вот, что важно: дитя приходит в этот мир со своей программой-назначением, своими установками, своими нерешёнными проблемами, наконец, и пр. С момента рождения многие родители по невежеству своему стремятся не помочь ребёнку нащупать свою дорогу и изжить негативные качества, но изуродовать это назначение, подавив его собственной волей и добавив ребёнку своих неизжитых комплексов и стереотипов.

Поэтому мы с вами запрещать не будем, но мы покажем ребёнку, как нужно пилить, обратив его внимание на то, что зубчики у пилы очень острые (покажем их). Покажем ещё, как нужно крепко держать доску, чтобы она не слетела, как не близко нужно держать руку к пиле, чтобы соскочившая пила острыми зубьями не порезала руку. Я, например, намеренно показал на себе, как пила царапает кисть, и сказал: «Видишь!?». Потом племяш распилил пару небольших дощечек при мне (то есть я наблюдал – см. алгоритм обучения), и ещё мы забили с ним пару гвоздей по той же методе. После чего я сказал ему: «Молодец!», показал, как можно построить простейший кораблик и… на полтора-два часа ребенка не было видно – он самозабвенно строил.

В течение дня, правда, он находил всё новые инструменты и приносил их мне, спрашивая: «А это зачем?», иногда мы с ним повторяли алгоритм. Заметно было, что ему нравилось так учиться. И мне, конечно, но самые опасные инструменты: косу, топоры – я всё же пока убрал – до следующего обучения. Ибо хорошо то, что в меру.

Видел и другой пример, когда мама в чем-то похожей ситуации поступила с точностью до наоборот. Молодая женщина оплачивала что-то по карте у банкомата и, конечно, нажимала на такие красивые кнопочки. Что-то не ввелось с первого раза, но народу не было никого и торопиться было некуда. Её дочурка лет четырёх, понятное дело, заинтересовалась и «помогала» маме нажимать на кнопки, соответственно, вставляя свои пальчики куда попало. Мама запрещала ей это, но девочка настойчиво продолжала помогать. Дело не спорилось никак. Мама повысила голос, но дочь не слушалась и продолжала нажимать на кнопочки. Мама оттолкнула дочь – та стала плакать…

Подумаем – а не мудрее ли было в такой ситуации, НЕ запрещать, а, наоборот, взять ребёнка на руки, сказать: «Давай вместе!» и понажимать кнопочки… например, его рукой. Ребёнок точно был бы счастлив, и мама бы быстрее справилась, и нервы были бы в порядке – в общем, польза обоюдная.

Совет второй: «Переключение внимания».

«Не унижайте детей. Помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно». Община. 102.

Немного есть более отвратительных зрелищ, чем то, когда истерирующая мама лупит на улице плачущего ребёнка (в городах очень много неврастеников среди молодых людей). Ситуация банальна с первого взгляда. Ребёнок захотел чего-то или, наоборот, не хочет чего-то – и начинает капризничать. Родитель пытается ему что-то разъяснить (а часто это выглядит так: «Чё орёшь! Ну-ка замолчи быстро!» или так: «Немедленно прекрати плакать, я тебе сказала!»), но ребёнок пуще прежнего плачет. Наконец, нервы у взрослого не выдерживают, и он применяет силу, тем самым сильно усугубляя ситуацию и в настоящем, и до самых непоправимых последствий – в будущем (вплоть до самоубийств).

Кто-то, может, скажет: «Ерунда, ничего страшного, меня тоже родители в детстве лупили, нормальным вырос». Но скажут-то именно те, кого лупили. А уж насчёт нормальности будет вопрос очень спорный – если люди внимательно проанализируют некоторые свои обиды и другие негативные черты характера, откуда они взялись. Недаром многие психологи и психиатры, разбирая причины тех или иных срывов, конфликтов, депрессий, личностных комплексов и т.п., часто говорят о психологических травмах, полученных ещё в детстве. Так порой они и преследуют нас всю жизнь.

Итак, что же делать?.. Переключить внимание ребёнка на нечто более интересное/ необычное/непонятное и т.п. с помощью своей фразы, возгласа, поведения и т.д. – в общем, обратить внимание ребёнка на что-либо другое.

Не так давно в одной больнице видел, как молодая мама, донеся своего ребёнка до лифта, передала его бабушке. Видимо, на работу маме надо было. Ребенок сразу заголосил (в лифте), да так громко, что многие едущие поморщились, но бабушка, видать, опытная была. Она быстро и с удивлением, будто сама никогда не видела, негромко воскликнула: «Ого, смотри, какие кнопочки загораются… хочешь нажать одну?». Плач будто отрезало. Правда, бабушке пришлось проехать лишний этажек, чтобы исполнить своё обещание (нажать кнопочку), ну, да чего не сделаешь для здоровья внука.

Многократно применял этот метод в самых разных ситуациях с детьми 2-5 лет, и практически всегда он отлично срабатывал. Не раз видел, как этот же метод применяли опытные и неравнодушные воспитатели в детсадах. Но у метода этого есть и нюансы...

Во-первых, взрослому нужно хорошо сыграть роль, ну, например, показать своё искреннее удивление от объекта, на который он хочет переключить дитя.

Во-вторых, Вам надо как-то организовать/обеспечить какой-либо вариант контакта ребёнка с объектом-мишенью (так его назовём), чтобы он мог его потрогать, подержать или понаблюдать. Нужно, чтобы объект-мишень ребёнка увлёк на некоторое время, достаточное для того, чтобы малой смог забыть предмет раздора.

В-третьих, объект-мишень, повторюсь, должен быть не банален, а действительно интересен ребенку. Способ «Вон, смотри, птичка полетела… Ой, улетела…» или «Ой, смотри, машина едет…» и т.п. толку даст мало, скорее всего, ребёнок продолжит плакать после короткого переключения внимания.

Иногда при этом придётся перебрать пару-тройку таких «картинок» – что-нибудь, да сработает.

В-четвёртых, чем старше ребёнок, тем лучше он начинает различать открытость, искренность, разумную целесообразность и наши простейшие манипуляции – и уже не «ведётся» на них. В этом случае нужно подключать другие методы, например: «Я люблю тебя» (этот приём универсален), «Выбор», «Торг», «Рационализирование», работая с ребёнком уже всё более, как со взрослым. Об этом и ещё о многом по развитию детей – мы поговорим в следующих выпусках.

«Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т. д. Ведение такого дневника с целью самоанализа очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний…». (Е.И.Рерих, 19.04.38.).

Продолжение следует…

Док Стефан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо , за полезную информацию!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЗАЧЕМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ САМИ

Сейчас много ответственных родителей, полагающих, что они должны максимально много вложить в ребёнка в детстве, чтобы дать отпрыску возможность полностью реализоваться в будущем.

Их охватывает беспокойство, когда они видят, как ребёнок «бесцельно болтается» по квартире или двору. Каждую минуту, когда ребёнок занимается чем-то своим, у родителей поднимается темное чувство вины. Оно бывает связано с тем, что они не могут загрузить ребёнка «на полную катушку». Или так, «как положено» — по словам всезнающих соседей и друзей.

Действительно, много весьма уважаемых людей полагает, что «после трёх уже поздно». А Глен Доман (1995, 1999) утверждает, что больше всего дети бездельничают до года. Именно он предложил методику чтения до года и способы формирования энциклопедических знаний у детей до 2-х лет. В результате дети, в соответствии с этой методой, могут в 2 года вспомнить, когда была Трафальгарская битва (хотя плохо понимают, что такое битва и зачем она происходит).

Он вспоминает, как в детстве разобрал дедушкин будильник. Он собрал его, но часть деталей оказались лишними, будильник же перестал ходить. Дедушка не стал ругать мальчика. Но купил ещё один будильник. На этот раз осталось существенно меньше лишних деталей, хотя будильник все ещё не шёл. И лишь когда дедушка молча купил третий будильник, мальчик смог разобраться в хитросплетениях механизма, совладать с непослушными инструментами — отверткой и т. д. — и собрать работающие часы.

Но дедушка не сидел рядом с мальчиком, вдалбливая ему, куда надо ставить те или иные детали. Дедушка создавал для ребёнка насыщенную среду, внутри которой ребёнок самостоятельно познавал мир и его законы.

Согласно этой концепции (Фрит, 2012), мозг не воспринимает информацию, но её предсказывает. А после каждого предсказания сверяет предсказание с получившимся результатом. Следовательно, именно ошибка становится для мозга ориентиром к правильному пониманию объективной реальности. Если мозг не ошибается, он имеет весьма неточную, субъективную картину мира, которая может отстоять от реальной картины весьма далеко.
Есть вещи, которые ребёнку нельзя объяснить и показать. Когда-то Ж.-Ж. Руссо назвал это пробуждением чувств.

Представьте годовалого малыша, сидящего в ванне. Он с увлечением запихивает пустую бутылочку с узким горлышком в воду, но она, подобно мячику, все время выскакивает на поверхность воды. Ребёнок уже знает, что все, что он кинет в комнате, неизбежно падает на пол. Так ведет себя и его тело, если подводят ноги. Но бутылочка сопротивляется этому знанию и заставляет ребёнка повторять и повторять эксперимент. Он ещё не знает, что задолго до него такой эксперимент проводил Архимед. И открыл закон.

Вдруг крышечка, которой была закрыта бутылочка, открывается, и ребёнок видит, как из неё в воде выходят пузырьки. Он ещё не знает, что есть воздух. Но он его сам открыл для себя. И он обнаружил, что когда пузырьки прекратятся, бутылочка будет вести себя, как обычный предмет в комнате. Всё — закон, который взрослые называют законом Архимеда, открыт обычным ребёнком в обычной ванне. Да, он не сможет его вербализовать.

Возможно, в школе наконец-то он столкнется с точной формулировкой. И тогда будет озарение. Но оно основано на этой длительной работе по насильственному погружению бутылочки в воду. И когда ему будут рассказывать на уроке физики про воздух, у него будет в мозгу картинка с пузырьками, идущими на поверхность воды из бутылочки. И он получит слова для открытого им самим закона.

Но возможна другая картина. Родители не позволят ребёнку 30 минут зря сидеть в ванной и «бесполезно» пихать бутылочку в воду. Они быстро помоют его сами, не позволяя играть с предметами, принесут на кровать и будут читать книжку о предметах, которые ребёнок не облизал, ни понюхал, ни потрогал. И тогда он будет знать слова. И сможет даже рассказать стишок. Но под этими словами не будет реального мира.

На сетчатке у ребёнка точечные изображения, потому что общая картина складывается из активности многих рецепторов. Более того, сетчатка плоская, поэтому в изображении нет пространства. Чтобы сложить эту мозаику в правильное изображение, имеющее объём, то, что ребёнок видит, он должен пощупать, засунуть в рот, возможно, ударить о пол и т. д. Только проведя эксперименты с объектом, он научится восстанавливать то, что видят глаза, в точное изображение объекта. И уже тогда это внутреннее сенсорное знание можно соединять со словом. Только тогда, слыша слово, ребёнок будет припоминать весь комплекс ощущений от объекта и будет точно понимать, о чём идет речь.

Только ребёнок, увидевший сам, как луч света из окна, спотыкаясь о пылинку, парящую в комнате, дает маленькую радугу, соединит это с видением большой радуги после дождя. И когда увидит красный закат позднее, сможет догадаться, что так преломляются солнечные лучи на пылинках в больших массах воздуха.

Ребёнок, которому не дано время для наблюдения, будет легко и свободно повторять те слова, которые дали ему взрослые, но он не сможет соединить их в единую картину мира.
Но родитель может и подогревать этот процесс познания. Например, лежа на травке, он может указать ребёнку на муравья и попросить отправиться на разведку, чтобы определить, где же находится муравейник. А вечером, вернувшись домой, открыть чудесную книжку Ондржея Секоры «Муравей Ферда» и прочесть что-то, обсудив с ребёнком, насколько то, что написано в книге, соответствует тому, что видел ребёнок.

Однажды мне позвонила женщина, чтобы проконсультироваться, как поступать. Её девочка-первоклассница восторженно рассказала учительнице в классе, что видела днём луну одновременно с солнцем. Учительница беспристрастно сказала, что луна бывает только ночью, и девочка всё нафантазировала, отвлекая класс от работы. Ребёнок пришёл в слезах. А мама не знала, как поступать. Если ссориться с учительницей — как та будет потом общаться с её дочкой? Но это означает, что учительница прочла много книг. В том числе замечательную сказку великого русского поэта А.С. Пушкина про мёртвую царевну и семь богатырей, где чётко говорится, что Луна и Солнце друг с дружкой не встречаются. Но сказка всего лишь ложь, хотя в ней и есть намёк. Поэтому, кроме опоры на сказки, необходимо поднимать голову к небу, чтобы восхититься событием, когда встречаются луна и солнце. Учительница сказку знала, но не глядела на небо.

Мы часто смеёмся над американцами, что они в школе изучают таблицу умножения в 4 классе, тогда как наши дети учат её в течение лета между первым и вторым классом. Но мы не задумываемся над тем, что наши дети учат её как стишок, не понимая того смысла, которые вложен в нее, тогда как в других системах образования, прежде чем дать ребёнку нечто учить, взрослый должен удостовериться, что он уже родил идею сложения и деления. И родит он эту идею благодаря непрерывной игре с цифрами, поднимаясь по лестнице, пересчитывая яблоки и раскладывая на берегу водоема разноцветные камушки. В какой-то момент происходит просветление, и то, что умножение — это определенный способ сложения, — вдруг открывается в своей первозданной чистоте.

Но проверьте своих детей, что они делают, когда забывают таблицу умножения, а рядом нет волшебника-компьютера. Это часто приводит к растерянности. Многие дети не могут другим способом рассчитать необходимую сумму. Им это знание досталось даром от взрослого. И этот дар оказался не оценённым, потому что собственных сил в познание вложено не было.

Точно так же геометрия — это не предмет в школе. Это кривизна мира. И её ребёнок должен почувствовать всем телом — ударяясь о предметы. И в соприкосновении с ними родить пока невербализованные законы. Например, что гипотенуза — лучший способ достижения некоторого места, чем движение по сумме катетов.

Игры, в которые играют дети, привыкшие к одиноким играм с младенчества, — это игры познания мира. Но если ребёнку никогда не давать возможность побыть с самим собой, он всегда будет требовать участия взрослого, развлекающего его, поскольку очень давно, сразу же после рождения, этот взрослый своей тревогой подавил в ребёнке желание самостоятельного познания мира. Но только этот способ познания позволяет дать уникальность картине мира ребёнка. Всё, что дает ребёнку взрослый, — тривиальное знание данной культуры.

Ребёнок, задействованный с младенческих лет в социальных институтах обучения, сможет узнать только то, что знает к этому моменту общество. Но чтобы нечто создать самому, нужно иметь собственную уникальную картину мира. И тогда невписывание в неё типичной картины, предлагаемой обществом, создаст ту ошибку, которая побудит его познавать и уточнять. И, в конце концов, создать то, что общество ещё не ведало.

Собственные игры ребёнка — его уникальный способ понимания мира и открытие его законов, пока на интуитивных образах, которые постепенно, отрабатывая в игре действия, ребёнок научится передавать словами. И именно эта картина мира ляжет в основу его уникального понимания мира. Отработка отдельных элементов, известных обществу, — лишь часть его жизни. И она будет только основой качественного исполнительства. Но никогда не может стать механизмом формирования творца.

В ещё большей мере размышления требуются младшему и, безусловно, старшему школьнику. А потому родителям иногда стоит тихо пройти мимо двери, за которой 11-классник лежит на диване (и взрослому кажется, что плюёт в потолок), и не требовать, чтобы он тут же вспомнил про ЕГЭ. Ребёнку скоро выходить в мир, а потому стоит решить массу вопросов о будущей жизни, выборе профессии, смысле жизни, предательстве и любви. И на все эти вопросы сможет ответить только он сам. А если и здесь за него решат взрослые, то ему самому останется только быть рабом чьих-то желаний, даже если тот, кто эти желания продуцирует, думает, что «делает как лучше», хотя в нашей стране чаще всего получается «как всегда».

Но это не значит, что ребёнка нужно навсегда оставлять в одиночестве. Внимательный взрослый всегда видит, когда ребёнок устает от своего размышления — это слишком большая умственная работа. И тогда он тянется к взрослому. Нужно соблюдать баланс знаний, добываемых ребёнком самостоятельно и тем, что даёт ему взрослый. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности к познанию. И, нагрузив ребёнка разными секциями, нужно проверить, есть ли у него время на самостоятельное размышление. Если нет — вы воспитываете исполнителя. И нужно забыть о творце.

Однако обеспокоенные родители могут спросить меня, но как отличить реально бессмысленную трату времени ребёнка от процесса созерцания и познания. Отличие есть. Ребёнок, просто «пинающий балду», отвлекается легко на что-то новое. Ребёнок познающий погружён в процесс познания, а потому может не отзываться ни на предложение попробовать конфету, ни на предложение поиграть в футбол, хотя в другое время делает это с удовольствием. Именно погружённость в процесс, при котором ребёнок не просто внимателен, но чрезмерно увлечён, причем мозг учится удерживать в зоне активного внимания предмет, и отличает безделье от познания.

Но это касается и школы. Учитель не должен всегда показывать детям всё. Он должен подталкивать к познанию, начав этот процесс, а дальше предоставив возможность самостоятельно открывать. И если ребёнок спрашивает решение, учитель показывает только первое действие, наблюдая за возможностью ребёнка сделать дальше самому. И далее предоставив только то, на что есть запрос, но не рассказывая каждый раз весь процесс решения от начала до конца.
Мы лишь сопровождаем ребёнка в этом мире, а не проживаем за него его жизнь.

Елена Николаева

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В каждой статье есть доля полезной информации, которую можно учесть и применить при общении с ребенком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нельзя четвёртое. Если вы хотите вырастить своих детей любящими вас и других людей, НЕЛЬЗЯ (!) целиком полагаться ни на детский сад, ни на школу, полностью передоверяя своих чад этим учреждениям.

 

+ 10000000! вообще своими детьми надо по возможности самостоятельно заниматься. Образовательная сфера у нас ща сильно хромает, то есть государственный ее сектор..работают там кто ни попадя, работой не довольны, зарплатой недовольны, чему они детей обучить могут?( тока комплексы навязать - это да(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Образовательная сфера у нас ща сильно хромает, то есть государственный ее сектор..работают там кто ни попадя, работой не довольны, зарплатой недовольны, чему они детей обучить могут?( тока комплексы навязать - это да(

 

Хромает любой сектор и не потому, что не довольны зарплатой и т.п., сколько не плати все равно будут не довольны. Просто для них это чужие дети, они пришли хорошо ли плохо ли, но выполнили свою работу, а растить личность они не обязаны. Это обязанность родителей, если конечно они хотят, чтобы их ребенок был личностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: Курьер
      В прошлом месяце изменилась нумерация нескольких корпусов школы №2065. В частности изменения коснулись корпусов, расположенных в ЖК «Град Московский» и ЖК «Первый Московский город-парк».
      Школа №2065 корпус №4 на улице Радужная - теперь школа №2120 корпус №1; Школа №2065 корпус №5 на улице Атласова - теперь школа №2120 корпус №2; Школе №2120 на улице Бианки присвоен корпус №3. Нумерация школ в 1 и 3 микрорайонах Московского остается без изменений.
      Ссылка на источник
    • Автор: Курьер
      Молодежная палата Московского приехала в Филимонковский интернат с мастер-классом по аквагриму. Фото: архив, «Вечерняя Москва» Во вторник, 8 ноября, актив Молодежной палаты поселения Московский посетила Филимонковский детский дом-интернат «Солнышко» и провела для ребят мастер-класс по аквагриму.
      В ходе акции всем подопечным «Солнышка» разрисовали лица яркими забавными рисунками.
      – Меня удивила теплая, домашняя атмосфера в этом учреждении. В том числе, это заслуга заместителя директора по медицинской части Анны Робертовны, – отметил активист молодежной палаты Михаил Мурашов.
      Он добавил, что дети называют заместителя директора мамой и очень ей дорожат.
      По словам Михаила Мурашова, молодые парламентарии продолжат сотрудничество с домом-интернатом и в дальнейшем. Уже запланирован ряд мероприятий.
      Напомним, что на средства Московской электросетевой компании в интернате будет создана столярная мастерская для детей.
      Ссылка на источник
    • Автор: Kseniy
      Софья Омелечко Вчера в 13:00 ·   Первая в России горячая линия правовой помощи семьям с детьми-инвалидами начала свою работу с 3 октября 2016 года.
      8-800-550-33-41 звонки со всей России бесплатные
      В день поступает до 10-12 звонков со всей России: Москва и Московской обл., Санкт-Петербург, Крым, Иркутской обл., Нижний Новгород, Самарская обл., Челябинск, Республика Татарстан, Карелия. Большинство обратившихся за правовой помощью растеряны и не знают, что им делать. Частые вопросы родители детей-инвалидов о социальной и медицинской реабилитации, обеспечение техническими средствами реабилитации, воспитание и обучение детей с инвалидностью, улучшение жилищных условий, обеспечение лекарственными средствами.
      Как работает линия?
      Часы работы горячей линии: с 10.00 – 18.00 в рабочие дни
      с 10.00 – 16.00 по субботам
      воскресенье выходной
      Кто принимает звонки?
      Сотрудник линии – это 3 оператора, которые готовы отвечать на вопросы обратившихся.
      Какие вопросы можно задавать?
      На горячую линию могут позвонить родители, родственники детей-инвалидов, которые нуждаются в правовой консультации. Помощь состоит в том, чтобы они смогли разобраться с тем или иным сложным вопросом, научиться, как правильно обращаться к вышестоящим органам, правильно составить документы, написать заявления, жалобы.
      Кто может позвонить по горячей линии?
      Родители (попечители) детей-инвалидов и их семьи.
      За счет чего будет работать линия?
      Горячая линия правовой консультативной помощи детям-инвалидам и их семьям – это Проект Общественной организации « Счастье жить», который называется "Правовой экспресс "Россия". По реализации проекта будут использоваться средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 г. № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство».
      Как можно поддержать работу Горячей линии?
      - Поделиться информацией о линии в социальных сетях
      - Распространять информацию о номере горячей линии:
      8-800-550-33-41 звонки со всей России бесплатные
      Вы также можете связаться с нами и проконсультироваться по телефону
      8-922-33-41-600
      или по эл. почте по адресу: [email protected]
      «В любых делах при максимуме сложностей:
      Подход к проблеме всё-таки один:
      Желание - это множество возможностей,
      А нежелание - множество причин.»
      Э. Асадов
      Сайт правовой информации
      Дерево решений Наша цель: Реализовать право на полноценную жизнь детей-инвалидов путём повышения осведомленности об их правах и льготах родителей и попечителей, помощи в обеспечении и получении этих прав. pravo.happy59.com  
    • Автор: Курьер
      Во вторник, 27 сентября, воспитатели подготовительной группы №5 «Лягушата» Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа №2065» устроили для своих подопечных экскурсию по поселению Московский.
      Мероприятие прошло в рамках акции «Город мой дорогой!». Детям провели увлекательную экскурсию, целью которой было показать основные достопримечательности поселения, административные здания, а также объекты культурных учреждений. Все это необходимо знать каждому малышу, чтобы хорошо ориентироваться в родном поселении. Об этом сообщает официальный сайт школы №2065.
      Напомним, что в воскресенье, 25 сентября, в образовательном комплексе прошел турнир имени Михаила Ломоносова.
      Ссылка на источник
  • Сейчас популярно