Перейти к публикации
  • Похожие публикации

    • Автор: AlekcDolche
      Ну чтож други, хочу маленько подсобрать исторические материалы по нашей Богом хранимой деревне- Середнево (Нынче в составе Новой Москвы). Так как старики постепенно уходят, обязуюсь пройти по деревне и пособирать старые фотографии и местные истории жизни людей.

      Жители дер.Середнево 1939 год.


      Как вы понимаете, люди всегда где то жили, но так уж заведено, что принято считать год основания первое упоминание. 17 век, после Смутного Времени- период расцвета Московского государства. В енто время существовали уже практически все нынешние деревни и села Подмосковья. Они не просто упоминаются, но и подробнейшим образом описываются. Кто какой землей владел, где стояли церкви и мельницы, сколько дворов и сколько людей было в каждой деревне.
      «Село Берёзки,Анкундиново тож, на речке Незнани по писцовым книгам 1628 года за Степаном Матвеевичем сыном Проестевым, старая отца его вотчина,а в селе двор вотчинников, в котором жили деловые его люди, да к тому селу деревня Середняя на речке Незнани, а в ней 4 двора с крестьянами с 6 человек». (наверное считали токмо мужиков)

      Степан Проестеев, известен тем, что подписывал ПОЛЯНОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1634 г.
      В составе от России:
      боярин Федор Иванович Шереметьев
      князь Алексей Михайлович Львов, окольничий
      думный дворянин Степан Проестеев
      думный дворянин Григорий Нечаев (позднее - посланник)
      дьяк Прокофьев (Степан?)
      В.В.Похлебкин "Внешняя политика Pуси, Росссии и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах"


      Да, деревня раньше называлась- Середняя, а наша речка Незнайка- Незнань. Кстати, все местные старожилы, произносят название деревни- "СерЕднево".



      Как вы понимаете, Середнее было на втором плане с соседним селом Березники. Которое получило свое название от ручья Березовка, который впадает в Незнайку. Также в боярскую вотчину к селу, входило и деревня  Староселье.
      Известно что до никоновского раскола в 17 веке, в Березках уже была деревянная Покровская церковь с приделом Николы чюдотворца.


      Каменная Троицкая церковь была построена в 1762 году на средства кн. С. В. Салтыкова.
      В роду Салтыковых имение находилось до сер. ХIХ в. Дальше усадьба перешла в собственность известного промышленника Э.И. Бромлея.
      К этому храму были приписаны жители деревень Середнево, Бурцево, Базарово, Голенищево (в старину Глинищево), Кнутово, Кончеево, Староселье, Харино.
      В 1893 г. прошла перестройка храма по проекту архитектора С.К.Тропаревского.

      Начало 20 го века.


      Закрыт храм вскоре после 1917 года.
      В середине ХХ в. на территории усадьбы был размещён пионерский лагерь "Берёзки" МВД СССР. Постройки усадьбы были разобраны, а церковь подверглась большим утратам: разобраны колокольня, трапезная и верхняя часть храма. В самом храме расположился склад. 
      Старое кладбище было разгромлено и закрыто, часть надгробий белого камня, раздали местным жителям. До сих пор у сохранившихся старых домов, по углам фундаментов можно их узреть. 
      В настоящее время пионерский лагерь, как и церковь, находится заброшенном состояние, хотя и формально охраняется. И там вроде бы обустраивается какая то полицейская академия. Свободного прохода к церкви нет.


      Вплоть до отмены в 1861 году крепостного права,середневцы занимались земледелием и мелкими кустарными промыслами — гончары,плотники,столяры. Свой надел крестьяне Середнево выкупили в собственность у помещицы Александры Васильевны Киреевой в 1866 году.
      После крестьянской реформы появляется возможность отправляться на отхожие промыслы, так как прокормиться одним сельским хозяйством со своих наделов всегда было трудно. На 1867 год часть жителей Середнево уже числятся фабричными работниками на ткацких фабриках — в Пушкино и Троицкой. Несколько человек подрабатывает извозом в Подольске и в Москве. Глава одной семьи промышляет охотой и ловлей птиц. А род Капитоновых, издавна, ещё с середины 19 века, занимался сапожным ремеслом и славился на всю округу. Мастерство сапожника передавалось из поколения в поколение.Дочь владельца имения «Берёзки»,Юлия Эдуардовна Бромлей, в своих воспоминаниях пишет, как любила дальние пешие прогулки по окрестным местам : «даже был призван середневский сапожник и ему заказаны смазные сапоги на мою ногу, чтобы я могла,если заблужусь, проходить по болотам и переходить реку вброд».
      С родом Капитоновых связана ещё одна история,происходившая в 1907 году.Судя по всему, житель Середнево, Афанасий Тимофеевич Капитонов, в начале 20 века был одним из самых авторитетных жителей деревни.Поэтому земляки доверили ему представлять их интересы в споре с владельцами имения в соседних Берёзках. Крестьяне считали, что семья Бромлей незаконно захватила несколько десятин земли от их крестьянского надела.В 1907 году А.Т. Капитонов от имени односельчан обращался с прошением к Московскому гражданскому губернатору. Он просил для разрешения спора между крестьянами и помещиками назначить казённого землемера. К прошению он приложил уставную грамоту, план надела и доверенность,выданную ему жителями деревни Середнево. Для разрешения спора привлекался даже священник Троицкой церкви села Берёзки, Пётр Александрович Воинов. В 1908 году уездный землемер провел обследование спорных земельных участков в присутствии представителя владелицы усадьбы -Эльвиры Фёдоровны Бромлей. Но к полюбовному соглашению стороны так и не пришли,землемер был вынужден прекратить дело. При несогласии сторон, вопрос о спорной земле должен был решаться уже в суде. Но судебные тяжбы— дело хлопотное и длительное. Через несколько лет Афанасий Тимофеевич скончался, Эльвира Бромлей сначала заложила имение в банк, а затем вообще продала другому владельцу. Поскольку усадьба в Берёзках была национализирована в 1918 году, то вопрос о спорных территориях потерял свою актуальность.


      На период 1861 года, в Середнево числилось грамотными 10 человек, и это был хороший показатель по округе.В некоторых деревнях вообще не было грамотных крестьян. Обучение жителей грамоте проходило в церковно-приходской школе при селе Берёзки. Если в то время школа располагалась в обычном деревянном доме, то к концу 19 века для учёбы приспособили один из каменных одноэтажных строений, оставшихся от стеклянного завода. В советское время в этом здании была начальная школа,где обучались дети из окрестных деревень. Одной из первых учителей школы в Берёзках была Хорькова Мария Васильевна. После войны она перешла работать в Филимонки.
      В 1947 году в Середнево по распределению приехала жить и работать семья педагогов Блиновых.
      Школа 1948 год.


      В первые годы советской власти середневцы трудились в колхозе Берёзки.После его ликвидации к концу 20-х годов объединились с жителями соседних деревень в сельхозартель им.Хрущёва. Когда в области происходило слияния мелких хозяйств в крупные сельхозпредприятия, работали в отделении плодопитомника совхоза Мешково. По всей округе цвели пышным цветом яблоневые сады. Зимой 1979 года, во время сильных морозов, яблони погибли и сады вырубили. Так же многие работали на Марьинской птицефабрике и в аэропорту Внуково.
      у дома Гурьяновых, фото 50-х годов


      Во время войны было трудно и голодно. Мужчины ушли на фронт, в деревне остались женщины,дети и старики. Неподалёку от Середневского кладбища в 1941 году стояли зенитки,в соседних Берёзках размещалась воинская часть НКВД. За полем на краю леса проходила оборонительная линия. Окопы и заросшие ямы блиндажей сохранились до сих пор. Но немцы сюда не дошли и тут боев не было.
      После войны, по соседству,в бывшем имении Бромлеев, был организован ведомственный пионерский лагерь МВД СССР. Часть жителей деревни несколько десятилетий работали при лагере, в основном в летнее время, поварами,сторожами,воспитателями.

      Сотрудники пионерского лагеря "Берёзки"


      Немногочисленные старожилы ещё помнят исторические названия некоторых уголков в окрестностях Середнево : "Старое гулянье" — ещё до революции здесь каждый год устраивали ярмарку.Ставили качели,карусели,торговцы продавали с лотков всякую всячину и сладости - пряники,леденцы,конфеты. Ельник за прудом- "Поповка".Там когда-то располагалась церковная земля и были дома местного причта. "Моисеев отруб" -полевой надел одного из жителей деревни,Моисея Мадочкина,раскулаченного в период коллективизации. Вполне естественно, что праздник святой Троицы здесь чтили и отмечали,ведь приходская церковь в Берёзках была Троицкой.

      На берегу Незнайки.


      Сейчас Незнайка не так полноводна, но вода еще пока пригодна для купания. Можно еще поймать и щучку, живы пока еще ужи. Но лет десять назад, во двор заползало за лето десяток, сейчас дай Бог один...


      Если двигаться по старой дороге из Березок, через Середнево в сторону Староселья, то пересекается местность крутыми оврагами и местное название- "Заразы". О плохом овраге как то писал- https://mu-pankratov.livejournal.com/337643.html

      Все,без исключения обитатели Середнево знают историю о стеклянном заводе Бромлея в Берёзках. Почти в каждом дворе, имеется большие красивые стеклянные разных красок наплывы для украшения цветников. Видать выбрасывали брак. Место наверное выбрали из за отменного песка на Незнайке.
      Вот что пишет "Москвавед":
      К 1870-м годам, постаревшая госпожа Киреева уже перебирается в Тамбовскую губернию к своим родственникам, а ненужные ей Березки вновь оказываются выставленными на продажу. В 1874 году ловкие столичные купцы Касьянов и Овечкин приобретают старую усадьбу вместе с территорией, окружающей церковь, и в том же году продают её Эдуарду Ивановичу Бромлею.
      Семейство Бромлеев отметились в русской истории в качестве создателей крупных московских предприятий. Два брата, Эдуард и Фридрих, прибыли в Россию в 1850-х годах и начали с небольшой механической мастерской. А к 1896 году эта мастерская выросла в огромное «Общество механических заводов братьев Бромлей» (в советское время переименованное в завод «Красный пролетарий»).
      Естественно, предприимчивый Эдуард Иванович развернул бурную деятельность и в нашем селе Сергиевское-Березки. В 1880 году он открывает здесь стекольный завод, работавший до самой смерти владельца и приносивший прибыль.
      Можно с уверенностью предполагать, что это место приглянулось Бромлею не только как площадка под очередной промышленный объект. Судя по всему, этот обрусевший англичанин полюбил Березки и воспринимал их в качестве основной своей загородной дачи. Хотя обширная усадьба, оставшаяся от Салтыковых и наполненная всякими «барскими затеями», и не использовалась Бромлеями в полном объеме, но, тем не менее, – они проводили здесь немало времени и старались поддерживать в угасшем дворянском гнезде относительный порядок.



      Пруд усадьбы уцелел. Уцелели и старые парковые липы, но все страшно заросло и загажено.
      На ту сторону пруда хода нет, это территория бывшего пионерлагеря, теперь полицейской академии. Там же находятся руины церкви.


      Еще одно предание деревни, что тут отступали французы из Москвы.Поговаривают что на старом кладбище был курган братской могилы. У меня во дворе растет 300-летний дуб и он конечно же все видел...но молчит ))).
      Вот писал об ентом- https://mu-pankratov.livejournal.com/335290.html
      Наполеон не стал фотографироваться на фоне дуба, а вот в 2013 году, произошло не менее историческое событие. На Казанскую, проездом из Румынии в Москву, на два дня  Середнево посетил- Высокопреосвященный Леонтий, Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит.


      Кстати говоря, на карте "Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г., Березки обозначены что 100% населения старообрядцы. С кем не разговаривал, ни кто не помнит сейчас. В любом случае, владелец имения и поп Троицкой церкви были никониянами.))) Скорее всего в ту пору, на стекольную фабрику, было завезено много рабочих и специалистов, наверное они то и "подпортили" статистику. )))

      Если удастся собрать еще материала, то буду обновлять. А если у вас есть какая то информация или фото, буду премного благодарен! 


      Большой поклон Дмитрию Юркову, Ирине Гаврилиной за фото и информацию.
       
      Ссылка на источник
       
    • Автор: Курьер
      Советом депутатов поселения Московский принято решение облагородить пешеходную дорожку от парковой зоны 3 микрорайона через реку Ликова до деревни Мешково, которая пользуется большой популярностью у наших жителей.
      Работы по благоустройству будут проводить в летний период этого года.
      Ссылка на источник
    • Автор: Galochka
      В парке 3мкр. почистили дорожки от снега так, что невозможно скользко ходить. Гуляют пенсионеры и женщины беременные, можно поскользнуться. Может быть немного посыпать дорожки чем-нибудь?
    • Автор: Ирина-1968
      Часть 1
      Основные источники по древним землевладениям упоминают деревню Голенищево как одну из вотчин Чудова монастыря.
      Чудов монастырь, или Великая Лавра, был основан во второй половине 14 века. Расположилась обитель в восточной части московского Кремля.В монастыре крестили младенцев царского рода, хоронили монахов, представителей родовой знати, содержали в заточении высокопоставленных узников, провинившихся перед церковной властью.
      В начале 17 века при мужской обители обретался Гришка Отрепьев — будущий Лжедмитрий Первый.
      За долгие годы своего существования монастырский комплекс неоднократно перестраивался, прирастал новыми храмами и зданиями.Здесь действовала патриаршая школа, была собрана богатая библиотека. К началу 20 века Чудов монастырь входил в группу из 15 богатейших храмов России.После революции был закрыт, а к 1930 годам разрушен.
      Веками накапливала Великая Лавра свои богатства: десятки сёл и деревень входили в обширные монастырские вотчины, на которых проживало порядка 20 тысяч крестьян.
      Одна из прежних чудовских вотчин на современной территории Новой Москвы формировалась вокруг села Станиславль.В неё входили такие населённые пункты, как Фоминское, Пенино, Писково, Десна, Ракитки (Дёсеновское поселение), часть деревни Летово (Сосенское поселение), Кнутово, Марьино и Голенищево в поселении Филимонковское.
      Соборный храм Чудова монастыря -церковь Архангела Михаила, конец 19 века

      После т. н. секуляризации церковных земель -реформы, проведённой Екатериной Второй в 1764 году — все монастырские вотчины были переданы Коллегии экономии, земли и крестьяне, жившие на них, перешли в разряд экономических.А по упразднении Коллегии в 1786 году — государственных. Экономические крестьяне обладали большей свободой, чем крепостные, платили денежные подати в казну вместо барщины и натурального оброка. Жизнь внутри каждого крестьянского сообщества управлялась и регламентировалась сельской общиной. Однако, как экономические, так и государственные крестьяне были закреплены за своей землёй, и только в 1866 году после принятия указа «О поземельном устройстве государственных крестьян» они получили возможность распоряжаться своими наделами и свободно покидать насиженные места.В этот период увеличивается отходничество — сельские жители осваивают новые профессии и нанимаются на различные работы — от сезонных на ближайших производствах, до постоянной в городах.
      Жители деревни Голенищево предпочитали работать в Подольске или Москве.Почти каждый второй взрослый мужчина из семьи трудился в столице: медники, маляры, приказчики, посадчики, обойщики экипажей и карет.Два человека зарабатывали частным извозом.Ещё несколько занимались изготовлением щёток в артели деревни Клоково.
      Одним из видов кустарных промыслов, который процветал в Голенищево, был токарно-игрушечный.Как правило, у каждого кустаря был свой токарный станок, с помощью которого вытачивался из дерева или кости тот игрушечный товар, который был востребован скупщиками, и на который уже имелся определённый заказ.В основном делали шашки, шахматы, пасхальные яйца, чайные приборы и т. д.
      За каждой экономической волостью закреплялась своя лесная дача.Голенищево относилось к Станиславльской экономической волости.Лесные территории этой волости, раскинувшиеся на многие вёрсты вокруг, носили название лесной дачи Бочкиной.Наряду с владельческими и крестьянскими лесными угодьями, на территории Московской губернии существовали обширные участки государственного леса.Для охраны казённых лесов была образована лесная стража, служить в ней обычно нанимали местных жителей- крестьян, приказчиков, отставных солдат.Иногда брали на службу нерадивых волостных и сельских писарей.Служба лесного сторожа была устроена по семейному: ему с семьёй предоставлялся дом- лесная сторожка.Сотрудники лесной стражи освобождались от мирских и рекрутских повинностей. В обязанности им вменялась охрана лесов от пожаров, незаконной вырубки и выпаса скота, браконьеров.Также лесники должны были предупреждать местную полицию обо всех происшествиях на вверенной им территории, в том числе, о скрывавшихся беглых каторжниках и разбойниках.Чины лесной стражи имели право носить и применять огнестрельное оружие.Одна из таких лесных сторожек находилась на окраине деревни Голенищево, там проживала семья из пяти человек.
      Лесная стража просуществовала до революции, после 1918 года казённые лесные дачи были преобразованы в лесничества, а сторожа в лесников.
      Нагрудный знак лесного сторожа

      Одной из самых предприимчивых и обеспеченных в деревне была семья Хреновых.У них имелось хорошо налаженное хозяйство, большой земельный надел, в Голенищево они держали лавки и чайную. Семья Хреновых была также связана с историей Троицкой церкви
      в селе Сергиевском-Берёзках.С середины 19 века Пётр Семёнович Хренов был бессменным церковным старостой, избирался несколько сроков подряд.При его непосредственном участии к зданию Троицкой церкви пристраивались тамбур и колокольня.Его сын, Александр Петрович, был приходским священником.В архивных источниках сохранилось прошение в Московскую духовную консисторию о ремонте церкви, которая пострадала от урагана 1904 года, за его подписью.В период коллективизации имущество Хреновых было экспроприировано в пользу местного колхоза.
      Продолжение следует....
Пользовательский поиск

Яндекс.Погода

Город Московский на карте






×
×
  • Создать...