Курьер

rss: Виктор Сиднев: «Нужно развитие Новой Москвы, а не освоение присоединенных территорий» - BFM.Ru

Оцените эту тему

2 сообщения в этой теме

Физик, экс-мэр Троицка, а также капитан команды из «Что? Где? Когда?» рассказал в интервью BFM.ru о том, что ему нравится в Новой Москве и чего еще предстоит достичь

sidnev.jpg Москва. Фото: Роман Вуколов/ТАСС

Виктор Сиднев — человек, который одним знаком как магистр и капитан знаменитой команды из трижды знаменитой передачи «Что? Где? Когда?», другим — как бывший мэр наукограда Троицка, третьим — как талантливый физик и столь же талантливый организатор (а кому нужен другой на должности директора-координатора Троицкого инновационного кластера?). А некоторым — как житель Новой Москвы, которому изнутри видны ее радости и несчастья, победы и поражения. Именно с «новомосквичом» Виктором Сидневым побеседовала руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Валерия Мозганова.

Вы изначально были в стане тех, кто выступал «за» присоединение, или в стане тех, кто «против»? Ведь Вы на тот момент были не просто житель — мэр Троицка.

Виктор Сиднев: Когда принималось решение — да, я еще был мэром. И забавно, люди, которые в курсе отношений внутри правительства Московской области, знают, что в какой-то момент у меня был серьезный конфликт с Громовым (Борис Громов — бывший губернатор Московской области. — Прим. ред.), потому что я публично высказался за присоединение к Новой Москве. А потом, когда присоединение состоялось, а я ушел с поста мэра, прошел слух, что я ушел именно потому, что не согласен с присоединением. Вот так рождаются легенды! На самом деле, и то, и другое неправда. Но я и сегодня считаю, что присоединение дает колоссальные новые возможности. Хотя бы потому, что ресурсы несопоставимы: Москва — третий город мира по бюджету; по сравнению с Московской областью, которая тоже, вроде, небедный регион — это же в разы больше возможностей! Но это и создает для нас, особенно для Троицка (а Троицк — самый большой город на территории Новой Москвы, 50 000 из примерно 200 000 проживающих в Новой Москве человек) большие риски.
 

Риски? Какие же?

Виктор Сиднев: Ну как? Мы ведь — научная деревня. Сократ говорил, что город отличается от деревни разнообразием форм деятельности. В этом смысле мы, Троицк — не город; мы все в советское время занимались наукой и хотим и дальше заниматься именно наукой, но только с инновационной составляющей, потому что сегодня наука и инновации связаны. И нам очень важно самосохраниться, сохранить тот особый социум, который есть сегодня. Как нам кажется, Новая Москва или, точнее, освоение присоединенных территорий, в этом смысле создает риски: давайте честно — наука и инновации не предусмотрены при застройке многоэтажными домами. Конечно, мы все-таки сохранили некоторую самостоятельность, у нас даже есть свой генеральный план, в котором заложена наша «самобытность». Но Троицк — это меньше 1% территории Новой Москвы, поэтому нам очень важно, что происходит на остальных 99%. Мы хотим это знать, хотим на это влиять, чтобы развитие, по крайней мере, той части, которая близка к Троицку, шло в нужном нам ключе, в том, в котором Троицк всегда жил и сегодня живет.

Ну что ж, три года мы имеем Новую Москву...

Виктор Сиднев: Формально с 2012 года.

Ну, будем считать, что три. С Вашей точки зрения, каковы основные плюсы, что удалось сделать за это время, и основные минусы — соответственно, что не удалось, или, может, было сделано неправильно, и теперь развивается не в том направлении?

Виктор Сиднев: Что мы видим сегодня? Видим массовую жилую застройку. Я понимаю, что во многом «вылезают» те проекты, которые были заложены еще до присоединения — инвестиционный цикл в строительстве длинный, все происходит небыстро, и три года — слишком маленький срок, чтобы увидеть какие-то реальные кардинальные изменения. Но отрадно хотя бы, что риторика по развитию новых территорий правильная. Я напомню, одним из первых «новомосковских» дел правительства Москвы стал международный конкурс — 10 международных команд разрабатывали концепцию развития Новой Москвы. Результаты этого конкурса меня порадовали, потому что все участники сказали примерно то, с чем мы абсолютно согласны: Новая Москва будет поделена условно на три зоны. Первая, которая примыкает к кольцевой дороге, — сильно урбанизированная зона. Вторая зона, в которую попадает Троицк, — это собственно наука, инновации и, может быть, современное производство. И третья зона, которая уже ближе к Калуге, — это рекреация. Мне кажется, это совершенно правильно.

Вторая сказанная ими правильная вещь: если мы хотим разгрузить Москву, то должны перейти к полицентричной структуре. То есть, надо создать новые центры притяжения — их должно быть 5-6, и они еще должны быть специализированными, у каждого из них должна быть своя специфика. В этом смысле я считаю, что Троицк вполне может быть таким центром — как раз науки, инноваций и образования. Да это уже происходит — мы знаем, что кампус МИСиСа сегодня выносится, обсуждаются другие образовательные проекты, и это хорошо!

Забавный результат, который дали эти 10 проектов, и который мы активно обсуждаем здесь, на Ганноверской выставке, знаете, в чем? Ведь какова была логика создания Новой Москвы? Старая Москва застроена, развиваться некуда, поэтому нужны новые площадки — вот и давайте присоединим территорию, которая в полтора раза больше старой Москвы. Но когда команды международных экспертов посмотрели взглядом стратегов, первое, что они сказали, что вообще-то в Москве более чем достаточно земельных ресурсов для развития! Сегодня Москва часто использует понятия «реиндустриализация», «редевелопмент» — оказывается, в городе примерно 20 тысяч гектаров, на которых еще можно развиваться. Причем иногда это вообще земли вдоль Москвы-реки — самые лучшие земли, которые могут стать жемчужиной старой Москвы. Ну, и хорошо, думаем мы в Троицке — может быть, теперь в Новой Москве не будет такого движения в сторону яростного девелопмента, и мы сможем хоть чуть-чуть отдышаться, осмотреться.

Словом, позитив в том, что стратегически все произносится правильно. А вот негатив, повторю, может быть, связанный с элементарным недостатком времени, в том, что пока мы видим успешные жилые девелоперские проекты и не видим успешных проектов по новой индустриализации или по инновационной экономике. К примеру, первый технопарк, который построен в Троицке — это все-таки очень небольшая площадка, а хочется, чтобы было масштабно. Вот едете вы по «Киевке» в сторону Калуги, переезжаете границу Москвы и Московской области, и у вас справа стоит сначала Samsung, потом Новолипецкий металлургический комбинат, потом пошло Lotto, потом еще что-то, и до самого Обнинска это, по сути дела, один индустриальный парк. Но я ни одной такой площадки на территории Новой Москвы не вижу. Это свидетельствует, что все-таки осмысленной политики по новой индустриализации пока нет.

Может быть, если бы процессом руководил кто-нибудь вроде Артамонова (Анатолий Артамонов — губернатор Калужской области — Прим.ред.), оно бы быстренько и появилось. А тот факт, что большинству планов по переносу крупных госучреждений на территорию Новой Москвы, наверное, не суждено сбыться или суждено, но очень-очень не скоро — это как-то повлияло?

Виктор Сиднев: Меня лично это только радует, потому что дает нам возможность приложить усилия и все-таки не то, чтобы навязать, но проинициировать тот тип развития территории, который нужен нам, а не госучреждениям. Это касается университетов, касается, например, медицинского кластера, который сейчас обсуждается, касается развития наших институтских площадок. Ведь надо понимать, что, например, в Троицке 12 тысяч человек работало в науке, а сегодня осталось 3 тысячи. 9 тысяч мест, физических мест — стульев, столов, установок, электроприборов — они вот за этими заборами, но они не используются! Сегодня пусть медленно, но процесс, что называется, пошел. Хотя опять и опять вынужден повторять, что, к сожалению, параллельно пошел конкурирующий процесс застройки Новой Москвы жильем, причем, я бы отметил, не самым лучшим. Для меня самый яркий из отрицательных образов — Новые Ватутинки. Ну не должно так быть в Новой Москве! Так кто победит — они, Новые Ватутинки, или тип развития территории, который я бы назвал во всех смыслах инновационным? В этой борьбе затухание интереса к переносу в Новую Москву госучреждений нам на руку. При этом я вижу, что правительство Москвы многое вкладывает в инфраструктуру, прежде всего, в транспортную. Может быть, это тоже поможет «правильному» развитию, о котором мы говорим.

Кстати, о вложениях. В прошлом году в московском правительстве всерьез обсуждался вопрос — а не отказаться ли временно от активного финансирования развития Новой Москвы, потому что бюджет «не тянет». Те обязательства, которые взяты в тучные годы, сегодня трудновыполнимы. А что, если государство не откажется совсем — я в это не верю, — но, по крайней мере, здорово замедлит темпы развития Новой Москвы? Дороги будут строиться, но медленнее, метро, может, появится не через 5 лет, а через 20. Что тогда?

Виктор Сиднев: Я бы так сказал: ну, замедлится это развитие, и что? Это не всегда плохо. Год назад я бы сказал, что замедление — это неправильно, потому что у меня перед глазами был пример Калужской области и Обнинска (он такой же, как Троицк, наукоград, так что связи у нас хорошие). Я часто бывал у коллег и наблюдал, как работают две совершенно разные стратегии развития двух областей — Московской и Калужской, и к чему они обе в итоге привели. У Калуги, в общем, всегда была непростая и сейчас тем более непростая бюджетная ситуация, потому что они очень много средств вкладывали в инфраструктуру, привлекали инвесторов, и в последние годы у них был самый быстрорастущий бюджет. Я как-то разговаривал с Артамоновым, и он говорит: «Вот теперь мы можем позволить себе заняться развитием социальной сферы, улучшением социальной инфраструктуры, потому что теперь у нас есть на это бюджетные деньги». А Московская область взяла ровно противоположный курс: здесь вкладывались в основном в социальную инфраструктуру, строили Дворцы культуры, спортивные сооружения, детские сады, и в результате после 2009 года начались серьезные трудности с бюджетом (про другие причины этих трудностей давайте сейчас говорить не будем). Вот два примера. Я бы, конечно, сказал, что Калужский — более правильный, но вчера. А сегодня мы с вами в эпицентре экономического кризиса и понимаем, что в Калуге закрываются автомобильные заводы. Сегодня я не понимаю, как это скажется на регионе. Сегодня я думаю — но ведь должен же был Артамонов учитывать подобные риски?

Ну, подобного рода риски, я думаю, вообще никто не учитывал. Да кто бы из нас год назад...

Виктор Сиднев: Ну, конечно. А дороги все-таки надо строить, хотя бы потому, что сегодня — я специально с этим разбирался — большая часть жителей Московской области работает в Москве. Говорят, что 200 тысяч человек живет в Новой Москве. Но на самом деле, мы оценивали, что летом живет примерно полтора миллиона! Дороги — это же для них. Что значит — давайте остановим развитие Новой Москвы, а будем вкладываться в старую? У нас люди-то живут везде.

Троицк планирует избежать тех проблем, которые существуют на территории старой Москвы? Я имею в виду наплыв мигрантов и некая напряженность, с этим связанная, кластерное деление по этническому, по социальному, по финансовому и еще по множеству всяких признаков. Словом, все то, чем вообще любой мегаполис мира отличается от немегаполиса.

Виктор СидневЯ в свое время работал учителем в Калифорнии в Силиконовой долине. Там есть место Сан-Рамон, довольно известное, хорошее место, а рядом был Окленд, и это все называется Bay Area — район залива. Это два совершенно разных города! В месте, где я жил — небольшое местечко Аламо, — мы, и американцы в том числе, всегда оставляли машину и никогда не задумывались, что надо двери закрыть. А если люди приезжают в Окленд, обойдут и каждую ручку у машины дернут, чтобы убедиться, что она закрыта. Это я к тому, что расслоение все равно есть и все равно будет. На что рассчитывает Троицк? Мне троицкие жители часто ставят в укор одну фразу, которую я высказал как-то в сердцах, но я на ней настаиваю. Я сказал, что лучше жить бедным в городе для богатых, чем богатым в городе для бедных. Если вы изначально создаете среду более высокого качества, чем есть вокруг — эта среда, естественно, стоит дороже, и жизнь в этом случае в городе будет дороже, но тогда вы и социум получаете другой! И даже человек пусть с меньшим доходом, живя в этой более дорогой среде, он все равно живет лучше, чем если бы он жил там, где все соответствует его уровню доходов. Поэтому наша задача — может быть, это такой местечковый подход, как угодно его называйте — сохранить наш социум, сохранить его более привлекательным по сравнению с окружающими территориями. Тогда и приезжать к нам будут те люди, которые готовы заплатить премиальную цену, чтобы жить в этом месте. Как ни странно, такой вот способ самосохранения. Когда мы обсуждали с Высшей школой экономики и ее ректором Ярославом Кузьминовым их проект (он хотел строить университет, а вокруг — университетский квартал), мы говорили, что ни в коем случае нельзя строить многоэтажное жилье. Да, с точки зрения экономики надо бы возводить как можно больше недвижимости, но я ему сказал: «Такой квартал убьет университет, потому что будет дешевое жилье, а значит, и социум будет такой же». Я, кстати, отлично это видел во время перехода из советских времен в рыночные. В Троицке было два общежития Академии наук — таких малосемейных. В советское время там жили нормальные научные сотрудники, молодые семьи, которые еще не получили квартиру. Как только появилась возможность приватизации, тут же оказалось, что в этих двух общежитиях образовался совсем другой социум. Осталось несколько научных сотрудников, которые не успели оттуда выбраться, и они, конечно, страдали очень сильно, потому что социум поменялся просто мгновенно, что сказалось даже в масштабе всего города.

Мы сейчас говорим «старая Москва», «Новая Москва». Как Вы думаете, когда эта грань сотрется, когда будем говорить просто «Москва»? Или, может, никогда — так и будет «Новая Москва»?

Виктор Сиднев: Во-первых, ситуация ведь гораздо хуже! В том смысле, что кроме термина «Новая Москва» еще иногда говорят «присоединенные территории». Русский язык — он же такой тонкий, он всегда отражает нюансы. Например, к словосочетанию «Новая Москва» подходит термин «развитие», а к «присоединенным территориям» — «освоение». Мы хотим, чтобы было развитие Новой Москвы, а не освоение присоединенных территорий. Тут это ведь вопрос брендинга — какие эмоции у вас возникают при словах «Новая Москва». Я хочу, чтобы осталась именно «Новая Москва», чтобы этот термин вызывал положительные эмоции, чтобы при всей моей любви к старой Москве люди все-таки хотели жить в Новой.

Ссылка на источник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это как раз главный осваиватель троицкого леса

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: AlekcDolche
      На специально организованных встречах специалисты администрации поселения Московский помогут жителям определить места посадки с учётом геоподосновы дворовых территорий  
      Администрация поселения Московский предлагает жителям принять участие в акции «Озелени свой двор!».
      Выбрать кусты и деревья можно заполнив Листы пожеланий по утверждённой  форме на официальном сайте администрации (http://adm-moskovsky.ru/electronicDesk/oprosnyList/) в разделе «Электронная приёмная»  или в администрации поселения Московский по адресу: г. Московский, 1мкр., д.19А, кабинет №2.
      На специально организованных встречах специалисты администрации поселения Московский помогут жителям определить места посадки с учётом геоподосновы дворовых территорий. Информация о времени и месте встреч будет сообщена дополнительно.
      Пожелания жителей будут приниматься с 1 августа по 1 сентября 2017 года.
      Итоги  будут опубликованы в газете «Московский сегодня» и размещены на официальном сайте.
      Посадка деревьев и кустарников, набравших наибольшее количество голосов, будет производиться согласно требованиям Постановления Правительства Москвы от 10.09.2003 года  № 743-ПП  «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы».
    • Автор: AlekcDolche
      Друзья,добрый вечер!   На сайте  нашей любимой администрации появилась отличная новость:  
      Администрацией проведена работа по выявлению нестационарных торговых объектов, обладающих признаками самовольных построек. Все объекты были вынесены на рассмотрение окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ТиНАО. По итогам заседания вышеуказанной комиссии были вынесены решения о демонтаже следующих незаконно стоящих торговых объектов:
      г. Москва, г. Московский, 1 мкр, д. 22Б (торговые павильоны) г. Москва, г. Московский, 1 мкр, д. 27А (магазин Разливные напитки) г. Москва, г. Московский, 1 мкр, д. 35 (торговые павильоны) г. Москва, поселение Московский, д.Лапшинка, СНТ «Верхнее-Акатово», киоск (Продовольственные товары) г. Москва, поселение Московский, д.Лапшинка, (киоск Продовольственные товары) г. Москва, поселение Московский, д. Саларьево, (рядом с метро киоск общепит). Все вышеуказанные объекты будут демонтированы силами ГБУ «Автомобильные дороги ТиНАО».
    • Автор: AlekcDolche
      Администрация поселения Московский начнет масштабные работы по благоустройству бульвара в 1-м микрорайоне. Планируется провести ремонт двух пешеходных зон вдоль бульвара, автомобильной дороги и обустройство сквера прилегающего к дому №23г. - При благоустройстве будет заменена плитка и асфальтовое покрытие, установят новые торшерные светильники, обустроят цветники, газоны, установят ограждения бульвара – рассказал заместитель главы администрации Александр Мутовкин.
      Обновленный бульвар украсит скульптура «Влюбленные», а в сквере по просьбам жителей разместят площадки для отдыха, обустроят прогулочными тропинками и красивыми клумбами, также в рамках благоустройства планируется высадка дополнительных деревьев и кустарников.

       
    • Автор: AlekcDolche
      В Москве полицейские обнаружили несуществующий маршрут, по которому недобросовестный коммерсант запустил микроавтобусы. Во время проверки выяснилось, что предприниматель занимался перевозками несколько лет, а это значит, что никто не проверял техническое состояние машин.
      Станция конечная, автобус дальше не идет. Казалось бы, двигатель работает, и ходовая в норме. Просто документов на перевозку пассажиров нет. Поэтому дальше только так — в качестве прицепа на штрафстоянку. Проверяют не только документы, но и техническое состояние маршруток.

      Операция "Нелегальный автобус" проводится в Москве регулярно. Благодаря этому со столичных дорог исчезли те, кто неоднократно нарушал правила движения и пренебрегал безопасностью пассажиров. Теперь из-за пристального внимания правоохранителей владельцы маршрутов стараются закон блюсти. И за водителями следят и на машинах не экономят. 

      Однако мелкие недочеты есть даже у официальных перевозчиков. Инспекторы говорят, что их, конечно, можно и не заметить, но сегодня спустишь отсутствие аптечки, а завтра расхлябанность приведет к аварии. Поэтому протоколы выписывают за все.

      Но главная цель этих проверок все-таки вычисление нелегальных перевозчиков. Таких к примеру, как этот мужчина. Которые сами себе маршруты устанавливают, при этом чувствуют себя честными предпринимателями. 
      Впрочем, как три года не платить налоги, нам смог пояснить так называемый законный представитель фирмы, гордо сунув нам под нос непонятные копии документов. Правда, на какую именно работу эта бумажка дает право, юрист так и не ответил. 

      Впрочем, обманывать государство и пассажиров — это не единственное, в чем преуспели коммерсанты. Теперь у этого перевозчика серьезные проблемы будут, судя по всему, не только с законом. Предстоит непростой разговор с коммерческими партнерами. Ведь хозяева салона красоты вряд ли знали, что разместили рекламу на автобусе-призраке, потому что маршрута "1010" просто не существует.
      За нелегальные перевозки, кстати, владельцы липовых маршрутов будут вынуждены раскошелиться на крупную сумму. Каждая машина обойдется этой фирме в триста тысяч рублей. И наверняка в следующий раз предприниматели дважды подумают, что выгоднее платить — налоги или баснословные штрафы.