Перейти к содержимому
AlekcDolche

В Новой Москве построен единственный в России храм-корабль

Оцените эту тему

Recommended Posts

Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей. Но чем ближе мы подходили к обители, тем более убеждались, что это лишь оптическая иллюзия. Будущий храм Живоначальной Троицы уверенно стоит на земле и символизирует великую победу России над Наполеоном. Его возвели по просьбе местных жителей СНТ «Плесково». Нашлись инициаторы, провели общественные слушания, где и порешили - храму быть. Дело за малым - начать строительство. Вот тогда заслуженный архитектор России Виктор Захаров, тоже житель этого дачного поселка, и предложил необычный вариант сооружения.

 

VfTwJDk6-IM-600x400.jpg

 

– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.

– Нам так и показалось сначала.

– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.

О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии), прорезные царские врата. Храм – это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.

– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

Храм-корабль в Плесково – не единственное творение архитектора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов. В том числе и храм в честь Собора московских святых в Бибирево. Необычное сооружение, возведенное в византийском стиле, было построено по благословению игумена Сергия (Рыбко). Работы там еще не до конца закончены, но службы уже идут. И для местных жителей этот храм – настоящая достопримечательность.

Кроме того, Виктор Захаров и его соратники строят огромный кафедральный собор наСахалине, там же работают над созданием мемориального комплекса в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Мнение:

Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:

«Строительство мемориального комплекса с храмом в СНТ «Плесково» является особо актуальным, так как именно в этом месте происходило отступление Наполеона изМосквы. Это сооружение увековечит память о победе 1812 года и будет способствовать духовно-нравственному возрождению людей, живущих в этих местах сейчас. По окончании строительства храма и его торжественного освящения, храм Живоначальной Троицы Церкви».

Источник:http://www.pravmir.ru/v-novoy-moskve-postroen-edinstvennyiy-v-rossii-hram-korabl/

 

  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть место для парковки:

 

uWgRxLU6W24.jpg

  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Красив!... прям летит.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень здорово! При случае загляну в Плесково.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Храм-корабль.Новая Москва, поселок Плесково. Храм Живоначальной троицы.Новострой, архитектор- Виктор Захаров.

 

JAPeDno8fqo.jpg

 

Ky1uhjzu_H0.jpg

 

GZglP22hR6o.jpg

 

QeLbVdn-JnI.jpg

 

 


 

 

 

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Единственный в мире храм-корабль (храм Троицы Живоначальной) был построен в Новой Москве на территории СНТ "Плесково" в 2015 году. Автор этой диковинки - архитектор Виктор Владимирович Захаров, житель этого посёлка, который построил его возле своего дома. Храм строился на средства архитектора и пожертвования местных жителей.
0_a5687_ab55e9a8_XL.jpg

Добраться сюда если нет машины от "старой" Москвы можно на 514 автобусе (м.Тёплый Стан - Плесково) и от посёлка Плесково надо будет пройти пешком примерно 1.5 километра. Идя пешком до СНТ я немного поснимал весеннии овраги.
0_a566c_2e37cbe2_XL.jpg

0_a566d_6e9c12e7_XL.jpg

0_a566e_ff271c41_XL.jpg

0_a5671_67f81e18_XL.jpg

0_a5672_2fbb3ab7_XL.jpg

0_a5682_78f6b18d_XL.jpg

0_a566f_214f06a8_XL.jpg

Этот необычный храм построен в византийском стиле. На его строительство было потрачено примерно 18 миллионов рублей.
0_a567f_ccf47c88_XL.jpg

0_a567e_b0101ac8_XL.jpg

0_a5686_2dd9eb0_XL.jpg

0_a5670_db3fa3c7_XL.jpg

0_a5681_9be745e4_XL.jpg

0_a5685_1f2daf1_XL.jpg

0_a5677_2f8c6c07_XL.jpg

0_a5676_e1711374_XL.jpg

0_a5683_685f9971_XL.jpg

0_a5680_7cc9e1a4_XL.jpg

0_a5678_61e04ea5_XL.jpg

0_a5679_783250e0_XL.jpg

0_a567c_ed2e3c26_XL.jpg

0_a567b_22572bef_XL.jpg

0_a567d_cd99fa10_XL.jpg

0_a567a_18279ab2_XL.jpg

0_a5684_e8f731b6_XL.gif

А за этими воротами находится дом архитектора.
0_a5674_82c86ef3_XL.jpg

0_a5675_d6396285_XL.jpg

0_a5673_bcce5335_XL.jpg

Храм-Корабль в Плесково – это не единственное творение архитектора Виктора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов по всей России.
 
Храм-Корабль
 
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ÐÑÑиÑекÑÐ¾Ñ ÐикÑÐ¾Ñ ÐаÑаÑов. ФоÑо: ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¡Ð¼Ð¾Ð»Ñков

Архитектор Виктор Захаров. Фото: Владимир Смоляков

DDD.png

 

Проезжая мимо СНТ «Плесково», что в Михайлово-Ярцевском, создается впечатление, что это ничем не примечательное товарищество с несколькими жилыми домами.

Но это не так. В поселке стоит единственный в мире православный храм-корабль. Кто его построил и чем вдохновлялся архитектор, выясняли «НО».

Создатель храма — Виктор Захаров. Заслуженный архитектор России. Это его не первый проект, но самый необычный.

— В начале христианства в первых веках не только были катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега, — говорит Виктор Захаров. — Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель».

Вот как возникла эта идея, — рассказал создатель проекта Виктор Захаров, который живет прямо напротив своего детища.

Территория вокруг пока еще не благоустроена, но задумка архитектора грандиозная. Напротив корабля будет стоять памятник Александру I. С одной стороны он — как император, а с другой — Федор Кузьмич, именно такое имя по легенде взял себе самодержец, якобы, инсценировав свою смерть.

Скульптурная композиция — символ, напоминание о победе в Отечественной войне 1812 года.

СПРАВКА:

Храм Живоначальной Троицы — единственный в мире, выполненный в форме корабля.

Строительство его велось по новой технологии быстровозводимых зданий и сооружений, разрабатываемой по поручению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Сейчас работы временно приостановлены.

New-Project.jpg

Чудо архитектуры

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Ирина-1968
      Часть 1
      Основные источники по древним землевладениям упоминают деревню Голенищево как одну из вотчин Чудова монастыря.
      Чудов монастырь, или Великая Лавра, был основан во второй половине 14 века. Расположилась обитель в восточной части московского Кремля.В монастыре крестили младенцев царского рода, хоронили монахов, представителей родовой знати, содержали в заточении высокопоставленных узников, провинившихся перед церковной властью.
      В начале 17 века при мужской обители обретался Гришка Отрепьев — будущий Лжедмитрий Первый.
      За долгие годы своего существования монастырский комплекс неоднократно перестраивался, прирастал новыми храмами и зданиями.Здесь действовала патриаршая школа, была собрана богатая библиотека. К началу 20 века Чудов монастырь входил в группу из 15 богатейших храмов России.После революции был закрыт, а к 1930 годам разрушен.
      Веками накапливала Великая Лавра свои богатства: десятки сёл и деревень входили в обширные монастырские вотчины, на которых проживало порядка 20 тысяч крестьян.
      Одна из прежних чудовских вотчин на современной территории Новой Москвы формировалась вокруг села Станиславль.В неё входили такие населённые пункты, как Фоминское, Пенино, Писково, Десна, Ракитки (Дёсеновское поселение), часть деревни Летово (Сосенское поселение), Кнутово, Марьино и Голенищево в поселении Филимонковское.
      Соборный храм Чудова монастыря -церковь Архангела Михаила, конец 19 века

      После т. н. секуляризации церковных земель -реформы, проведённой Екатериной Второй в 1764 году — все монастырские вотчины были переданы Коллегии экономии, земли и крестьяне, жившие на них, перешли в разряд экономических.А по упразднении Коллегии в 1786 году — государственных. Экономические крестьяне обладали большей свободой, чем крепостные, платили денежные подати в казну вместо барщины и натурального оброка. Жизнь внутри каждого крестьянского сообщества управлялась и регламентировалась сельской общиной. Однако, как экономические, так и государственные крестьяне были закреплены за своей землёй, и только в 1866 году после принятия указа «О поземельном устройстве государственных крестьян» они получили возможность распоряжаться своими наделами и свободно покидать насиженные места.В этот период увеличивается отходничество — сельские жители осваивают новые профессии и нанимаются на различные работы — от сезонных на ближайших производствах, до постоянной в городах.
      Жители деревни Голенищево предпочитали работать в Подольске или Москве.Почти каждый второй взрослый мужчина из семьи трудился в столице: медники, маляры, приказчики, посадчики, обойщики экипажей и карет.Два человека зарабатывали частным извозом.Ещё несколько занимались изготовлением щёток в артели деревни Клоково.
      Одним из видов кустарных промыслов, который процветал в Голенищево, был токарно-игрушечный.Как правило, у каждого кустаря был свой токарный станок, с помощью которого вытачивался из дерева или кости тот игрушечный товар, который был востребован скупщиками, и на который уже имелся определённый заказ.В основном делали шашки, шахматы, пасхальные яйца, чайные приборы и т. д.
      За каждой экономической волостью закреплялась своя лесная дача.Голенищево относилось к Станиславльской экономической волости.Лесные территории этой волости, раскинувшиеся на многие вёрсты вокруг, носили название лесной дачи Бочкиной.Наряду с владельческими и крестьянскими лесными угодьями, на территории Московской губернии существовали обширные участки государственного леса.Для охраны казённых лесов была образована лесная стража, служить в ней обычно нанимали местных жителей- крестьян, приказчиков, отставных солдат.Иногда брали на службу нерадивых волостных и сельских писарей.Служба лесного сторожа была устроена по семейному: ему с семьёй предоставлялся дом- лесная сторожка.Сотрудники лесной стражи освобождались от мирских и рекрутских повинностей. В обязанности им вменялась охрана лесов от пожаров, незаконной вырубки и выпаса скота, браконьеров.Также лесники должны были предупреждать местную полицию обо всех происшествиях на вверенной им территории, в том числе, о скрывавшихся беглых каторжниках и разбойниках.Чины лесной стражи имели право носить и применять огнестрельное оружие.Одна из таких лесных сторожек находилась на окраине деревни Голенищево, там проживала семья из пяти человек.
      Лесная стража просуществовала до революции, после 1918 года казённые лесные дачи были преобразованы в лесничества, а сторожа в лесников.
      Нагрудный знак лесного сторожа

      Одной из самых предприимчивых и обеспеченных в деревне была семья Хреновых.У них имелось хорошо налаженное хозяйство, большой земельный надел, в Голенищево они держали лавки и чайную. Семья Хреновых была также связана с историей Троицкой церкви
      в селе Сергиевском-Берёзках.С середины 19 века Пётр Семёнович Хренов был бессменным церковным старостой, избирался несколько сроков подряд.При его непосредственном участии к зданию Троицкой церкви пристраивались тамбур и колокольня.Его сын, Александр Петрович, был приходским священником.В архивных источниках сохранилось прошение в Московскую духовную консисторию о ремонте церкви, которая пострадала от урагана 1904 года, за его подписью.В период коллективизации имущество Хреновых было экспроприировано в пользу местного колхоза.
      Продолжение следует....
    • Автор: new_muscovite
      Примерно в пяти километрах от Московского и примерно в восьми километрах от Троицка, в густых зарослях на берегу пруда затаилась старинная церковь. Она не блестит куполами. О ней не пишут современные путеводители. Да что там говорить – даже не все местные жители знают о ее существовании.

      Стены, пережившие целую толпу царей, генсеков и президентов, тихо разрушаются под неумолимым напором природы. И тишина… Церкви не повезло. Она оказалась на закрытой охраняемой территории, владельцы которой, судя по всему, совершенно равнодушны к судьбе исторических памятников.


      Моя первая встреча с загадочным Троицким (Покровским) храмом состоялась в стенах ГПИБ. Дело было к вечеру, я сидел и рассеяно листал справочник 1874 года («Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных» И. А. Благовещенского). Вдруг в глаза бросился знакомый топоним – «Березки». Хм… Знаю я эти Березки. Пионерлагерь, пруды. Когда-то там была усадьба известного промышленника Бромлея. Но церковь?



      Жизнь научила, что в таких вещах никогда нельзя верить на слово какому-то одному справочнику. Для начала, надо заглянуть поглубже в историю.

      «Списки населенных мест российской империи», 1862 год издания. Есть церковь!



      Популярный справочник г-на Нистрема, 1852 год. Есть церковь!



      В фундаментальном исследовании Холмогоровых, содержащем множество цитат из архивных материалов, храм тоже подробно описывался:



      Итак, что мы имеем? В XVII веке здесь была деревянная церковь. В середине XIX века уже стояла каменная. Следовательно, датировке из справочника И. А. Благовещенского и впрямь можно доверять. Вполне вероятно, что мы действительно имеем дело с памятником XVIII столетия. Или, самое позднее, первой половины XIX века.

      Возник последний и самый важный вопрос. Что осталось от этого сооружения? Сохранилось ли до нашего времени хоть что-нибудь? Интернет давал по этой теме весьма скудные и противоречивые данные. Кое-где и вовсе заявлялось, что была только деревянная церковь, которую уничтожили при советской власти. И лишь на фундаментальном сайте соборы.ру я обнаружил то, что искал - мутноватую фотокарточку 1994 года. Предчувствия не обманули. Каменный Покровский храм пережил советские годы!

      Оставалось лишь увидеть всё своими глазами.

      Из двух классических способов попадания на закрытую территорию (забалтывание/подкуп охраны и партизанское проникновение) был выбран «путь воина», как самый надежный и увлекательный. Но в итоге, мне даже не пришлось лазить через заборы и ползать по кустам, скрываясь от злых сторожей. Хитрым маршрутом удалось подобраться к месту, где забор вообще отсутствовал. Так что, формально, я даже никуда не проникал. Просто побродил по крапивным зарослям. Побродил, побродил, и вдруг наткнулся на осыпавшуюся кирпичную стену…



      К сожалению, у меня с собой тогда была лишь скудная мыльница.



      Но самое обидное, что буквально спустя минуту поблизости раздались голоса. Возможно, меня как-то умудрились заметить, а может это был лишь плановый обход. Не знаю. В любом случае, проверка доброжелательности местного ЧОПа категорически не входила в мои намерения, и я тихонько ретировался, так толком и не осмотрев здание. И правильно сделал, что ретировался, как потом выяснилось…

      Позднее, в интернете обнаружился отчет еще одних храбрых исследователей, попытавшихся подобраться к памятнику аж на Новый Год, но пойманных местными сторожами еще на подходе. Любителям остросюжетных историй советую ознакомиться. Ярко описано незабываемое общение с представителями слаборазвитого вида Homo Vahterus, сопровождаемое неожиданными сюжетными поворотами в виде брызганья перцовым баллончиком в глаза нелегальных посетителей и удивительными откровениями, в стиле: «Зае...ли историки!! А если я в твою квартиру влезу и жену твою вые...у!!?»

      Что мы имеем в сухом остатке? Посреди нашего ТиНАО стоит малоизвестный старинный храм. Предположительно, ему стукнуло уже четверть тысячелетия. Это очень много. Столь древние постройки принято охранять и беречь. А этот не берегут. Он разрушается, и это отлично видно на приведенных снимках. Его не наблюдается в путеводителях и реестрах культурного наследия. Если владельцы территории пионерлагеря завтра просто разберут его на кирпичики – этого даже никто не заметит. Середина XVIII века. Двести пятьдесят лет нашей истории находятся под угрозой. С этим надо что-то делать.

      Собственно, если есть смелые люди с хорошим фотоаппаратом (а также просто смелые люди), я бы предложил для начала рискнуть и сходить туда еще разок. Надеюсь, что моя хитрая тропа все еще проходима. Следовательно, мы официально ничего не нарушим. Никаких заборов, никаких табличек. Опять же, если по дороге встретятся неадекватные сторожа – они вряд ли будут предпринимать какую-то агрессию в отношении большой группы людей. А уж если к нам присоединится еще кто-то, обладающий особым статусом (например, счастливый владелец депутатского удостоверения) – будет вообще отлично.

      Конечно, еще лучше было бы договориться об официальном посещении территории пионерлагеря, но что-то мне подсказывает, что это будет довольно трудная задача, которая может растянуться на долгие месяцы. Судя по отсутствию фотографий в интернете и литературе, пока это вообще никому не удавалось сделать. В конце концов, владельцам территории есть что скрывать. У них там изуродованный и полуразвалившийся памятник архитектуры, и лишняя шумиха вокруг него им вряд ли нужна.

      Так вот… Подберемся поближе. Осмотрим, отснимем. Попробуем разобраться, что он из себя действительно представляет, и в каком состоянии находится сейчас, в 2016 году. Я попытаюсь уточнить датировку по кирпичной кладке и прочим признакам. Возможно, будут клейма на кирпичах, или другие зацепки. А затем, имея на руках внятный и актуальный материал – можно будет заняться привлечением внимания к этой теме. Раскачаем местную прессу, раскидаем письма в официальные инстанции. Работы не много. И оно того действительно стоит.

      В конце концов, не так уж часто выпадает реальный шанс спасти значимый кусочек исторического наследия родного края. Это в высшей степени достойное дело. Если кто надумает - пишите, скоординируемся и сходим. Например, на майских праздниках
       
      (http://new-muscovite.livejournal.com/7160.html)
    • Автор: Ирина-1968
      Мало кто в Новой Москве не слышал об истории усадьбы Филимонки и Князе-Владимирского монастыря. А кто впервые захочет об этом узнать — найдёт достаточно подробных источников в открытом доступе. Но есть фрагменты этой истории, которые мало известны или редко освещались до недавнего времени.

      В современной версии, первая и главная церковь в Филимонках построена по проекту обрусевшего француза Жюльена Тибо.Оригинальный архитектурный стиль Троицкой церкви
      содержит черты византийского, древнерусского и даже романского зодчества.
      Но ещё в 20 веке, все источники, упоминающие о Филимонках, писали, что церковь была построена по проекту Петра Карловича Козиха.И этому есть немало подтверждений. Очевидно, что и Тибо, и Козих приложили руку к этому проекту.Изначально,
      князь Владимир Борисович Четвертинский, задумавший построить грандиозный храм-усыпальницу в память о рано умершей супруге, заказал проект Троицкой церкви
      талантливому зодчему -Жюльену Францевичу Тибо.Но дальше последовала череда событий, которые внесли свои коррективы в историю строительства церкви в Филимонках.Внезапная смерть храмоустроителя, в самом расцветет сил, вынудила его незамужнюю и бездетную сестру взять на себя все семейные дела.Помимо забот об осиротевших племянниках и усадебном хозяйстве, Вера Борисовна Четвертинская решила закончить дело, начатое братом и достроить в своей усадьбе церковь с семейной усыпальницей.Возникшие финансовые трудности и другие бытовые проблемы сильно осложнили эту задачу.Строительство затянулось на несколько лет, и для того, чтобы реализовать грандиозный архитектурный проект согласно финансовым возможностям и пожеланиям заказчика, был привлечён другой архитектор- П.К.Козих.Почему выбор пал именно на него - неизвестно, но вероятно этому были свои причины. Вера Борисовна Четвертинская Однако, в истории Троицкой церкви в Филимонках был ещё один человек, имя которого осталось за кадром большинства современных источников.Это зодчий Александр Протогенович Попов.
      Уроженец Волоколамска, Александр Попов сначала закончил Дворцовое архитектурное училище в Москве, затем училище живописи, ваяния и зодчества, дослужился до звания архитектора придворного ведомства. Заведовал архитектурным отделом Московско-Рязанской железной дороги и курировал строительство Рязанского вокзала.Под его руководством строились Александровские казармы, несколько доходных домов, проводилась реконструкция некоторых церквей в столице.Затем, совместно с архитектором Ф.Рихтером, Попов занимался реставрацией памятников древнерусского зодчества, самостоятельно проектировал отделку залов Исторического музея. По его проекту возведено несколько построек в усадьбе графа Уварова «Поречье».
      Как повествует Русский Биографический Словарь под редакцией А.Половцова, именно Александр Попов реализовал проект Тибо-Козиха и под его руководством было завершено строительство Троицкой церкви в Филимонках.
      Граф Алексей Сергеевич Уваров - археолог, почётный член Петербургской академии наук, один из основателей Исторического музея в Москве, много лет возглавлял Московское Императорское археологическое общество.Он был хорошо знаком с Поповым, и сам Александр Протогенович писал об Уварове в своих записках: «Я очень благодарен ему, он многому меня научил, даже своим примером, ибо надо видеть, с каким усердием, с какой внимательностью он сам работал для русской науки...». Следует добавить, что жена и верная соратница Уварова, Прасковья Сергеевна, была племянницей Веры Борисовны Четвертинской. И конечно супруги Уваровы не доверили абы кому ни работы в своей усадьбе, ни такое важное дело, как завершение строительства церкви в Филимонках.
      Если именно Александру Попову выпала миссия воплотить в жизнь проект своих предшественников и явить миру этот архитектурный шедевр, то будет несправедливо предать этот факт и его имя забвению.
      Историю Филимонок середины 19 — начала 20 века все рассказчики связывают с княжеской семьёй Святополк-Четвертинских.Однако, эти заповедные края издавна привлекали сюда множество людей: одни желали насладиться их природной красотой, другие искали уединения в тиши, подле обители. Так об этом упоминается в брошюре, изданной в пользу
      монастыря в 1895 году: «Община располагается среди высокого густого елового леса на довольно возвышенном месте.Оно с трёх сторон орошается небольшой речкой Лековой с прозрачною вкусною водою.Красота местоположения общины, здоровый воздух и отсутствие сырости в почве привлекают к ней, в особенности в летнее время, многих жителей московских.Некоторые из них подолгу живут близ общины, наслаждаясь в то же время постоянною монастырскою службою в общине и благозвучным пением клиросных обители...».
      Ещё до революции, некоторые москвичи снимали на лето комнаты или целые домики в Филимонках и окрестных селениях.Даже господский дом усадьбы Четвертинских сдавался внаём в пользу общины.В начале 1890 годов, усадьбу посетил Сергей Дмитриевич Шереметьев. Граф Шереметьев, историк, коллекционер и меценат, владелец усадеб Кусково, Остафьево и Михайловское, был хорошо знаком с прежней хозяйкой Филимонок -Надеждой Фёдоровной Четвертинской.В своих мемуарах Сергей Дмитриевич написал, что «дорогая ей подмосковная Филимонки теперь превращена в общежитие».
      Надежда Фёдоровна и Борис Антонович Четвертинские. Фото из статьи  В.Богуславского  "Филимонки - подмосковная Четвертинских"  Сборник ОИРУ 5 (21) 2008 г
      Кому позволяли средства -покупали землю и строили летние резиденции в этих краях.Так в Филимонках в конце 19 века появилась дача Востряковых.Купец Родион Дмитриевич Востряков, владелец крупного текстильного производства в Москве, построил дачу для своей семьи, и оформил на супругу, Елену Кирилловну, из купеческого рода Мамонтовых. Семейное счастье четы Востряковых было недолгим.Как пишет их современница, мемуаристка Т.Аксакова-Сиверс: «После шести лет прожигания жизни во всех увеселительных местах России и Европы Родион Дмитриевич Востряков бросил семью, чтобы жениться на танцовщице Шарпантье ».

      После развода дача осталась Елене Кирилловне, где она проживала в летний период с детьми.Они были частыми гостями в Князе-Владимирском монастыре, оказывали общине материальную помощь.
      После революции, в 1918 году дача Востряковых, наряду с усадьбой Четвертинских была национализирована. Елене Кирилловне разрешили забрать из дома только личные вещи, после чего Востряковы покинули Филимонки навсегда.Все последующие годы Елена Вострякова с сестрой скитались по разным углам, до конца дней испытывая крайнюю нужду.
      Е.К.Вострякова
      В 1918 году в Филимонках произошло одно знаковое событие: 4 мая монастырь посетил Настоятель Русской Православной Церкви.Как следует из записей его секретаря, Патриарх отслужил всенощную и позднюю литургию в Троицком храме.После богослужения и проповеди посетил школу-приют для детей окрестных крестьян.
      Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, возглавлял РПЦ с 1917 по 1925 год.На этот период пришлось множество трагических событий и в истории церкви, и самого
      Тихона.
      За 8 лет патриаршества ему пришлось пережить гонения на церковь, внутренние интриги, травлю в газетах, арест, допросы, покушение, во время которого был убит его келейник, Яков Полозов.Все эти события сильно подорвали здоровье Тихона, и в 1925 году он скончался в возрасте 60 лет.
      Князе-Владимирский монастырь упразднили в середине 20-х годов. Монахини разбрелись кто куда: одни вернулись в дома своих родных, другие нашли приют в семьях бывших прихожан, проживающих в округе.Несколько человек остались в Филимонках.У одной из бывших насельниц, монахини Гавриилы, которую все местные жители называли тётя Таня, был в деревне свой домик. У неё доживала свой век последняя игуменья монастыря, Ангелина.Зарабатывали на жизнь подсобным хозяйством и рукоделием.Старожилы окрестных деревень -Середнево, Марьино, Староселье -вспоминают, как их родители заказывали бывшим монашкам красивые стёганные одеяла и вышитое постельное бельё.Тётю Таню в округе все любили, говорят -добрая была, безотказная, всем помогала, чем могла.Она единственная, кто имел не только своё жильё, но и работу-много лет трудилась в санатории Валуево уборщицей и выработала пенсию.
      Бывшие монастырские строения, в том числе здание Успенской церкви,c 1922 года заняли под колонию детей и подростков.Так в Филимонках появился Красно-Пахорский детский дом.За несколько последующих десятилетий, детский дом пережил немало драматических событий: трудные годы становления, войну, эвакуацию, смену состава воспитанников и преподавателей. Сейчас это старейшее в районе социальное учреждение для детей-сирот носит название детский дом «Солнышко» в Филимонках. Фото из архива детского дома "Солнышко"  
      Богатые своей историей и природной красотой, Филимонки издавна привлекали к себе внимание людей, в том числе творческих.
      В 20-е годы прошлого века, здесь побывал график и живописец Матвей Алексеевич Добров.
      Добров родился в 1877 году в Москве, в семье известного столичного врача.Окончил Московский университет, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).Обучался в студиях художников К.Коровина, В.Серова, К.Юона.Много путешествовал по России, бывал в Европе, осваивал технику офорта и ксилографии.Любил художник наведываться и в подмосковные края.Серия его рисунков и гравюр вошла в альбом «Мотивы Подмосковья».Произведения Матвея Доброва находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, во многих музейных собраниях городов России.
      Гравюра «Усадьба Филимонки», 1923 г., из альбома «Мотивы Подмосковья», Калужский Музей изобразительных искусств   Автор Ирина Гаврилина Продолжение следует....


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×