Перейти к содержимому
AlekcDolche

Филимонки.Погибший памятник федерального значения

Оцените эту тему

Recommended Posts

Оригинал взят у userinfo.gif?v=17080?v=135.7new_muscovite в Филимонки, погибший памятник федерального значения

 

Если ехать из Троицка в Московский кратчайшим путем, то едва ли не половину пути над лесом будет маячить необычная белая колокольня. Это один из соборов бывшего Князь-Владимирского монастыря. Но мало кто из проезжающих знает, что напротив монастыря, на другом берегу реки ещё совсем недавно виднелся не менее значимый памятник архитектуры - усадьба Святополк-Четвертинских.

Еще каких-то 15-20 лет назад здесь, почти на самом краю крутого обрыва, спускающего к Ликове, стоял господский усадебный дом... Он устоял в 1812 году, перетерпел революционные годы, но не смог пережить разруху, начавшуюся после развала СССР. Сначала усадебные постройки были заброшены и начали быстро разрушаться. А потом доминанта исторического ансамбля сгорела за пару часов от неизвестной причины.

Приехать посмотреть на остатки былой роскоши лучше всего ранней весной или поздней осенью. Летом здесь все затягивает буйной зеленью, скрывающей печальные развалины.

Вот что осталось от колоннады господского дома (на заднем плане - развалины деревянного флигеля):

4312_900.jpg

Веранда господского дома:

4384_900.jpg

Полузасыпанный вход в подвалы:

5219_900.jpg

Вероятно, эти своды помнят еще эпоху Наполеоновских войн:

5614_900.jpg



Всего несколько шагов от усадебных развалин, и с обрыва открывается чудесный вид на бывший монастырь:

4703_900.jpg

Монастырским постройкам повезло намного больше. Они пересидели самые тяжелые времена на территории режимного объекта (психоневрологического интерната) и дотянули до нормальной реставрации...


А вот так филимонковские памятники выглядели чуть больше 10 лет тому назад (по клику на фотку можно увидеть больше снимков):

91454466.jpg

91454488.jpg

Вообще, очень живописное место!
Кто будет проезжать мимо - очень рекомендую посетить.

 

 

Кому интересно,можете  прочитать ниже по ссылкам про усадьбы ,расположенные в нашем округе  :

 

1. Усадьба Бараново

 

2. Усадьба Филимонки

 

3. Усадьба Изварино

 

4. Усадьба Валуево

Изменено пользователем AlekcDolche
  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

 

Ну вот, из того, что можно найти в интернете:

 

Господская усадьба появилась в селе Филимонки в XVIII веке. Имение сменило множество владельцев и в 1840-х годах перешло к семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, во исполнение желания жены, начал строительство в Филимонках двухэтажного храма. Церковь задумывалась как родовая усыпальница князей и возводилась, вопреки ожиданиям, не на территории усадьбы, а в километре от нее, на правом берегу реки Ликовки. Строительство Троицкой церкви завершилось в 1861 году, ее нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского; верхний, Троицкий, освятили лишь семь лет спустя.

 

Архитектура храма сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романо-готического стилей и представляла романтическое направление в зодчестве. Фамильная усыпальница располагалась в цокольном этаже, над ней возвышался центрический крестообразный храм. Сооружение впечатляло своими размерами и было видно издалека. Сестра князя Вера Борисовна Святополк-Четвертинская уже после смерти брата завершила строительство церкви и построила колокольню, с которой храм соединялся закрытой галереей. Высокая пятиярусная колокольня была пронизана узкими арками, подчеркивающими вертикальную композицию.

 

В 1888 году произошло событие, косвенно оказавшее большое влияние на судьбу села и усадьбы. 17 октября в 50 километрах от Харькова потерпел крушение императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек, однако вагон, в котором находилось августейшее семейство, не сошел с рельсов, никто из царской семьи не пострадал. Александр III, отличавшийся мощным телосложением, долгое время удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу. Во многих российских городах и селах в память о чудесном избавлении императорской фамилии были построены храмы и часовни. Святополк-Четвертинская решила увековечить событие созданием монашеской общины. В октябре 1890 года были утверждены устав и штат женской общины, названной Князе-Владимирской (в память о брате княжны), в 1891-м община получила статус монастыря.

 

Сосед Четвертинских, барон Шеппинг, в 1890-х годах так описывал усадьбу: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймленными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня». В 1900-х годах на территории монастыря была возведена еще одна церковь – Успенская. Ступенчатое здание с тремя гранеными апсидами было увенчано пятью главами и построено в псевдорусском стиле, сочетавшем приемы древнерусской архитектуры и новых течений.

 

Вера Борисовна Святополк-Четвертинская стала настоятельницей монастыря. Она заботилась не только о сестрах, но и о жителях окрестных селений: оплачивала услуги доктора, бесплатного лечившего всех нуждавшихся, выдавала крестьянам ежемесячные пособия. Ее сестры, княгини Надежда Борисовна Трубецкая и Наталья Борисовна Шаховская, пожертвовали общине иконостас из красного дерева. Четвертинская оставалась настоятельницей Князь-Владимирского монастыря до 1893 года. Через год она скончалась и была  похоронена в семейном склепе, рядом с родителями, братьями и сестрами. Настоятельницей стала монахиня Анастасия, в 1901 году возведенная в сан игуменьи. 

 

В 1920-е годы монастырь закрыли, однако монахини до начала 30-х проживали при храмах. Затем были закрыты и храмы, их использовали для сельских нужд, келейный корпус отдали под жилье. Все деревянные постройки были уничтожены. Княжеская усыпальница разорена, могилы вскрыты. После войны в монастыре разместился психоневрологический интернат.

 

 

Вот здесь более подробный рассказ о монастыре: http://po-sviatym-mestam.narod.ru/knyazhe-vladimirskiy-monastyr.htm

 

Еще вот здесь много материалов и фотографий: http://deadokey.livejournal.com/90445.html

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии.

 

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

 

 

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

 

Ранее так и было.Но потом наши территории вошли в Подольский уезд. Когда и как это произошло - на вскидку не скажу, эта информация есть в открытом доступе.Во всяком случае,тот период,что я в архиве просматриваю,1918-1930 гг. - наши территории числятся за Подольским уездом.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

 

Спасибо, но сей труд,который написал не кто-нибудь, а бывший глава администрации поселения Сосенское,Белоконев ( скорее не написал,а составил),мне хорошо известен. Это некий дайджест из фрагментов исторической инфы,лежащей на "поверхности",хроники советских времён в свете создания совхоза "Коммунарка" и с вкраплениями антисоветской тематики ввиде рассказа о спецобъекте,бывшей даче Ягоды,о которой не читал и не слышал только ленивый. На слово Летопись этот труд не тянет,но тем не менее,хоть какую-то полезную информацию почерпнуть можно.

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На мой взгляд,гораздо интереснее прочитать о "преданиях старины глубокой" в книге "Древний Сосенский Стан....". Автор- один из последних владельцев д.Николо-Хованское, барон Дмитрий Оттович Шеппинг. Мне,к сожалению,пока не удалось добраться до изучения этого труда, но обязательно намереваюсь это сделать.

Барон Д.О.Шеппинг был довольно примечательной личностью:

 

Барон Дмитрий Оттович Шеппинг (1823, Москва — 17 марта 1895, Москва) — русский историк, археолог, этнограф; автор многочисленных работ по мифологии и этнографии. Племянник библиофила А. Д. Черткова.

Происходил из старинного рода баронов фон Шеппинг (op dem Hamme, gennant von Schoeppingk), существовавшего в Вестфалии ещё в XIII столетии. Сын Отто Дмитриевича Шеппинга (1790—1874) от брака его с Марией Дмитриевной Чертковой (1799—1874). Получил домашнее образование; служил в Главном архиве Министерства иностранных дел. Был членом Московского археологического общества.

Первые его научные сочинения были написаны в относительно раннем возрасте. В 1849 году в отдельном издании вышла его работа «Мифы славянского язычества», позднее, в 1862, — «Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках».

В 1861 году в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» вышла его статья «О древних навязах и наузах и влиянии их на язык, жизнь и отвлеченные понятия человека».

С 1868 года активно сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», издававшемся под редакцией А. А. Хованского. Здесь печатаются его статьи: «Оборотень в его мифологическом и пластическом олицетворении» (1866); «Обозрение звериного эпоса Западной Европы. Материалы для сравнительного изучения символики животных» (1868); «Этюды из народных сказаний. I. Святой Егорий Храбрый. II. Борис и Глеб - Божии кузнецы» (1884); «Божества древних Славян. А. С. Фаминцина» (1886); «Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии» (1888); «Значение некоторых зверей, птиц и других животных по суевериям русского народа» (1895); «Символика чисел» (1893).

Основные труды Шеппинга посвящены славянской мифологии и этнографии, а также археологии. В течение многих лет он жил в своём имении Никольском Подольского уезда Московской губернии. Изучал историю Сосенского Стана. В работе «Древний Сосенский Стан Московского уезда» дал научное описание сёл и имений, вошедших ныне в черту Москвы (в их числе: Богородское-Воронино, Большое и Малое Голубино, Знаменское-Садки, Коньково, Узкое, Ясенево). В 1869 Шеппинг вместе с археологом А.А. Гатцуком исследовал курганы у села Коньково.

Скончался в Москве в 1895 году и был похоронен в Новодевичьем монастыре.

Изменено пользователем Ирина-1968
  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Д.О.Шеппинг писал и о Филимонках :

 

"Сосед по имению барон Шеппинг так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня....."

 

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

Изменено пользователем new_muscovite
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

 А что-то ещё по нашим местам, в смысле Сосенскому стану, можете посоветовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

Благодарствую! На книжку я конечно не расчитываю, но для себя хотелось бы как можно больше узнать о наших местах.Не думаю, что наши края так просты и малоинтересны, как это может на первый взгляд показаться. Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати, насчёт материалов в архивах. По-немногу посещаю архив Московской области, пытаюсь изучать послереволюционный период истории нашего района, а точнее, Подольского уезда, Десёновской волости. До предреволюционного пока не добралась, это надо в другой архив обращаться. Так могу с сожалением сказать, что именно по Подольскому уезду, и тем более, по Десёновской волости материалов не так много, а некоторые вообще отсутствуют. Хотя по другим уездам, например,Богородскому или Звенигородскому, и по другим волостям, например Шебанцевской или Добрятинской, гораздо больше официальных источников и документов. С чем это связано, мне пока не удалось высянить. Сотрудники архивов не любят слишком назойливых посетителей,задающих неудобные вопросы. А мне ещё надо много там изучить, и не хотелось бы стать в архиве персоной нон-грата.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

 

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

 

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

Если Вы возглавите эту экспедицию, я с удовольствием присоединюсь и внесу свой посильный вклад!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

У нас это выглядит так : продают далеко не за рубль, а за весьма конкретные деньги. И людям имеющим не только средства, но и положение. Просто так с улицы вам никто ничего не продаст, не за рубль,не за миллион. Далее, эта территория становится частной собственностью (пример- усадьба Бачурино,купленная неким Меламедом, можно найти в инете,кто это). По всяким законам и правилам, есть серьёзные органичения на строительство и переделку этой территории. Но как у нас законы соблюдаются, а точнее, не соблюдаются, не знает только ленивый. В результате, территория бывшей усадьбы или имения либо так и стоит заброшенной, либо её серьёзно реставрируют и облагораживают. Но она,будучи в частных руках, недоступна для посещения, и потеряна для жителей района практически навсегда. И в чём тогда смысл? Усадьбы или разрушаются до основания, как Филимонки, либо они становятся собственностью ограниченного круга лиц,  а это для большинства жителей что Новой Москвы,что Старой, ничего не меняет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Немного о бывших владельцах Филимонок.

 

Князь БОРИС АНТОНОВИЧ ЧЕТВЕРТИНСКИЙ, 1781—1865, происходил из древнего рода князей Святополк-Четвертинских, ведущих свое начало от Рюрика. После смерти отца его, князя Антония-Станислава Четвертинского, убитого чернью при мятежа в Варшаве в 1794 г., Екатерина II приняла особенное участие в князе Борисе, привезенном мачехою в Poccию. Он был помещен в кадетский корпус и скоро произведен прямо в офицеры гвардии. Начав военную службу в Преображенском полку, князь Борис Антонович затем перешел в Улaнcкий Е. И. В. полк, а 5 Мая 1805 г. причислен был к лб.-гв. Гусарскому, с чином полковника, и принимал блестящее учaстиe в кампаниях 1805—1807 гг. Красивый и веселый, он пользовался большим успехом в обществе и считался неотразимым, победителем женских сердец. Исполненный благородства и рыцарских чувств, он не задумался пожертвовать блестящей военной карьерой, открывавшейся перед ним, как, только ему стало известно положение, занятое при дворе сестрою его, Mapиeй Антоновной Нарышкиной. Князь Четвертинский удалился от двора и стал жить почти безвыездно в своем эскадроне, а в 1808 г. вышел в отставку, несмотря на желание Государя и убеждения Цесаревича Константина Павловича. В 1809 г. он женился на княжне Надежде Федоровне Гагариной и поселился в Москве. В 1812 г. он занялся, по просьбе гр. Мамонова, формирователем его конного казачьего полка и сам готовился принять участие в военных дeйcтвияx, получив командование полком, стоявшим в Ярославле. Но война окончилась ранее, чем полк оказался готовым к выступлению в поход, и кн. Четвертинский вернулся с женою в Москву, где и провел всю свою жизнь, состоя на службе по придворно-конюшенной части в чине шталмейстера. К сестре, в свою очередь, платившей ему самой нежной привязанностью, он продолжал сохранять дружеские чувства и находился с ней в переписке, хотя они никогда больше не виделись. В 1856 г., с воцарением Александра II, он был пожалован в обер-шталмейстеры.
Князь Четвертинский скончался 23 Января 1865 г. в Москве, в казенном доме у Колымажного двора, после его смерти пожалованном его вдове. Похоронен в семейном склепе села Филимонки Подольского уезда, в 25 верстах от Москвы, пожертвованного впоследствии Владимирскому монастырю, в котором сын его, кн. Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, был строителем co6oрной церкви. (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве).

 

0_1442eb_997d4829_orig.jpg

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 
Княгиня НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА ЧЕТВЕРТИНСКАЯ, 1790—1883, дочь генерал-майора, кн. Федора Сергеевича Гагарина, убитого в Варшаве во время мятежа 1794 г., родилась 11 Февраля 1790 г.; мать её, кн. Прасковья Юрьевна, рожденная княжна Трубецкая, была замужем вторым браком за П. А. Кологривовым. Воспитанная под нежным попечением матери, безумно любившей своих детей, княжна Надежда Федоровна вышла в 1809 г. замуж за блестящего молодого полковника, кн. Б. А. Четвертинского.
По отзыву современника, „молодая княгиня Четвертинская была из числа тех женщин, которых стоить любить. Ея прямой, гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, оттенявшие его матовую, прозрачную белизну, и очаровательная улыбка приводили в восхищение всех её знавших; от матери своей, в молодости принадлежавшей к сонму первых московских ,,львиц” Александровской эпохи, княгиня Надежда Федоровна унаследовала веселость характера, любезность и приветливость в обращении, одинаково с мужчинами, как и с женщинами, но для мужчипн, по замечанию Вигеля, ,,на челе этой Надежды была всегда надпись Дантова ада: „Оставь надежду навсегда”.
Овдовев в 1865 г., кн. Надежда Федоровна продолжала жить в Москве в подаренном ей Императором Александром II доме у Колымажного двора, пользуясь почетом и уважением всего города. Сохранив до последних дней своей долголетней жизни подвижность и энергию, она посвятила себя делам благотворительности и была председательницей Совета Московских детских приютов. В 1856 г. княгиня Четвертинская была пожалована кавалерственной дамой орд. св. Екатерины меньшего креста, а в 1877 г. назначена статс-дамой. Скончалась в глубокой старости, 95-х лет, в Москве
3 Мая 1883 г., во время коронации Императора Александра III, и погребена рядом с мужем в склепе, в селе Филимонках.
Кроме двух сыновей, Бориса и Владимиpа, кн. Надежда Федоровна имела 6 дочерей: Надежду (за кн. А. Н. Трубецким), Прасковью (за кн. С. А. Щербатовым), Елизавету (за бар. А. Г. Розеном), Mapию и Веру, умерших незамужними, и Наталию (за кн. Д. Ф. Шаховским). (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве.)

 

0_1442ec_a3b31e2f_orig.jpg

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Впервые род упоминается в документах от 1388 года. Князь Фёдор Михайлович Четвертинский был послом в Валахию (1492). Князь Юрий Иванович Четвертинский (умер в 1502 г.) был наместником владимирским (на Волыни), а сын его князь Фёдор (умер около 1508 г.) — наместником брацлавским и звенигородским. Князь Николай Степанович (умер в 1661 г.) был каштеляном минским.

Князь Григорий в монашестве Гедеон (умер в 1713 г.), был митрополитом киевским. Князь Януш-Фома и князь Фелициан были последовательно (1785—1792) каштелянами черниговскими. Князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский, каштелян пшемысльский, советник тарговицкой конфедерации, убит в Варшаве 8 июня 1794 г. Его семейство вывезено было в Россию.

 

В 1843 году его сын Борис Антонович подал ходатайство о признании своего рода в княжеском достоинстве, но не мог представить необходимых документов. На специальном докладе по данному вопросу Николай I наложил следующую резолюцию :

30px-Aquote1.pngпризнать Бориса Четвертинского в княжеском достоинстве, принимая во внимание, что ещё в детстве он с сестрами жил в Санкт-Петербурге и пользовался княжеским титулом, по смутным же временам, бывшим при смерти отца его в Польше, находился в совершенной невозможности получить документы, доказывающие его права на княжеское достоинство.

Изменено пользователем Ирина-1968
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

0_1449fa_fedffb3e_orig.png

 

Герб Святополк-Четвертинских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Ирина-1968
      История деревни Харино насчитывает как минимум пять столетий.Одними из первых владельцев были Мезецкие.Этот княжеский род вёл своё происхождение от черниговской ветви Рюриковичей, в середине 17 века их род пресёкся.Но ещё с конца 16 века владение князя Михаила Ивановича Мезецкого приобрёл Никита Кончеев. Деревня в то время называлась Харина Околица.Входила в состав одного общего землевладения наряду с Кончеево (ранее Саларево) на речке Саларевке и прилегающими пустошами.В течении времени поместье переходило из рук в руки знатных владельцев — Хлоповых, Ермоловых, и менее знатных -Дубровиных, Латышевых, Дмитриевских.
      Соседние селения Харино превосходило по количеству и активности жителей.В деревне было известное на всю округу питейное заведение -трактир, в котором работали два местных жителя, а в Харинское сельское общество входила деревня Кончеево.
      Климат и низкая плодородность подмосковной земли не позволяла крестьянским семьям обеспечивать себя вдоволь хлебом и другими продуктами. Даже в самые урожайные годы своего хлеба хватало только на 8 месяцев. Для выплаты всевозможных оброков, подушной подати, выкупных платежей за землю требовались средства.Многим жителям приходилось покидать родные края в поисках заработка, особенно этот процесс усилился после освобождения крестьян от крепостной зависимости со второй половины 19 века.По статистике пореформенного периода, из 381 жителя мужского пола селений Филимонковской округи 156 человек получили паспорта для того, чтобы отправиться на отхожие промыслы.
      Харинские крестьяне обычно устраивались посезонно -с сентября по апрель — на Троицкую ткацкую фабрику.
      В усадьбе и на фабрике Крыгина в Старо-Никольском житель Харино с сыном работали лесниками, ещё несколько человек — фабричными рабочими. Другие трудились в Москве -медниками, обойщиками экипажей и карет, чернорабочими.
      Но были и те, кто смог зарабатывать на хлеб насущный в своей деревне — местные печник и портной. А одна семья занималась изготовлением мебели и недорогой домашней обстановки - шкафы, буфеты, столы, стулья.Готовую продукцию сбывали в мебельные лавки столицы, там же приобретали материал. Кроме одной вдовы, что работала кухаркой в господском доме в Москве, женщины пределы деревни редко покидали, несколько девушек занимались бисерным промыслом.   Печать Харинского сельского общества
      История деревни Харино и её обитателей в 20 веке во многом схожа с историей других селений Филимонковского.
      После революции-коллективизация, трудились сначала в небольшой сельхозартели, затем объединились с другими деревнями в один колхоз.Работали на ферме, в птичниках, на полях сажали злаки, овощи, кормовую свёклу.Центральная усадьба колхоза располагалась в Марьино, там же была машинно-тракторная станция.
      Во время Великой Отечественной Войны погибло 16 жителей Харино, только из одной семьи Пафнутьевых не вернулось с фронта 5 человек.
      Николай Александрович Пафнутьев родился в 1931 году.Вспоминает, как в 12-летнем возрасте был участником трудового фронта.На колхозной лошади возил дрова на железнодорожную узкоколейку в д.Кресты.Каждая семья должна была выполнить норму-нужно было сделать по 4 ходки, это 40 кубометров дров.Его отец, А.В.Пафнутьев, 1898 года рождения, был инвалидом со времён Первой Мировой войны, там заболел туберкулёзом.Во время Великой Отечественной тоже был на трудовом фронте, но до Победы не дожил.
      В 1970 году к 25-летию Великой Победы силами жителей Харино был поставлен памятник погибшим односельчанам.Делали его своими руками, из подручного материала, под руководством участника войны  Григория Андреевича Дмитриева.Со временем, памятник стал разрушаться, тогда ветераны обратились к директору Марьинской птицефабрики. Руководство предприятия решило установить на месте старого памятника воинский обелиск и взять над ним шефство. А в 2009 году был установлен современный памятник жителям Харино, погибшим во время войны.   Ученики Марьинской школы у предпоследнего памятника, 2008 г

      С начала 50-х годов, многие, в основном мужчины, трудоустраивались во Внуково -в технические службы аэропорта, на ремзавод. Впоследствии, их семьи получили квартиры в Кокошкино, Марушкино, в посёлке Внуково и переехали туда жить.
      Несколько человек работали в интернате и детском доме в Филимонках.Заслуженный педагог, Лидия Ивановна Пафнутьева, посвятила работе в детском доме много лет.
      В деревне, в одном из бывших жилых домов открыли небольшой магазин.Там можно было приобрести продукты и товары первой необходимости.За более значительными покупками отправлялись в ближайшие посёлки городского типа, либо в Москву.
      Досуг проводили в Марьинском клубе.Одна из жительниц, Вера Михайловна Лунина, работала там: вела кружки, самодеятельность, играла на аккордеоне.
      В качестве знаменательных событий в истории деревни старожилы помнят съёмки батальных сцен кинофильма «Война и мир», что проходили в окрестностях Харино.
      Ещё об одном событии упоминают они с большим воодушевлением: в 60-х годах здесь проводились гонки на грузовиках.Один из этапов этой гонки стартовал из Апрелевки, часть маршрута проходила по Середнево-Харино-Кнутово.Зрителей, желающих увидеть соревнования и гонщиков в шлемах на тяжёлых грузовиках, собиралось великое множество со всего района. Одним из организаторов и участников гонок был местный житель Николай Васильевич Пафнутьев.
      Среди уроженцев и обитателей Филимонковского поселения встречалось много интересных талантливых людей. Один из них- Владимир Иванович Морозов из Харино.В молодости он хотел связать свою жизнь со службой в церкви, одно время был священником в храме села Большое Покровское.Но храм в советские годы закрыли, карьера священника по личным причинам перестала быть для Морозова актуальной.Несколько лет Владимир Иванович работал в санатории Валуево.В свободное время выступал в марьинском клубе-играл на аккордеоне, увлекался фотографией, живописью.Часто путешествовал по окрестным лесам, был большим любителем местной природы. Спустя время, он переехал во Внуково, выучился на зубного техника.Односельчане говорят, что слыл хорошим специалистом в своей области.Как человек творческий, всегда был в поиске чего-то нового, занимательного.Увлёкся орнитологией, изучал птиц, устроился работать в Московский Зоопарк.Вместе с другими специалистами из зоопарка участвовал в экспедициях, в том числе международных. Несколько раз снимался в телепередачах, в частности «Спокойной ночи малыши».Писал статьи и заметки в журнале «Птицеводство», «Юный натуралист».В 1988 году Владимир Морозов в соавторстве с орнитологом В.Остапенко написал книгу для любителей птиц под названием «Ткачики».Прошли годы, Владимира Ивановича уже давно нет на свете, но в памяти односельчан он остался ярким, интересным и добродушным человеком.
      В каждом посёлке есть свои заповедные уголки, топонимы, которых нет на карте, но они известны каждому местному жителю. Участки лесного массива вблизи Харино они называют Полоски, Чертёнки, Чёрный луг. Отрезки реки Незнайки, что протекает вблизи деревни, тоже имеют свои индивидуальные названия: Шумная река, Полдня, Коровий брод, Мостки, Переезд, Мельница, Пафнутки.А вот прежнее название -Харина Околица давно кануло в лету, местным жителям оно неизвестно.Теперь уже деревня в современном варианте именуется Харьино.Сельский колорит бывшего Подмосковья постепенно уступает место городским ландшафтам.И по нынешним временам это уже не деревня вовсе, а часть большой и шумной Новой Москвы.   Фотографии из личного архива Александра Илларионова, его семья много лет,ещё до войны, снимала дом в Харино : По дороге на дачу 1938 г   Анатолий,Владимир и Александр Илларионовы в Харино, сентябрь 1945 г   Выезд за черёмухой, 1938 г   Дом Илларионовых в Харино 1930 г   Автор благодарит за фотографии Харьино  Александра Илларионова г.Москва, за воспоминания по истории деревни Наталью Михайловну Завесину, Сергея Алексеевича Рысина, Юлию Ремизову.   Автор  Ирина Гаврилина
    • Автор: Ирина-1968
      Часть 1
      Основные источники по древним землевладениям упоминают деревню Голенищево как одну из вотчин Чудова монастыря.
      Чудов монастырь, или Великая Лавра, был основан во второй половине 14 века. Расположилась обитель в восточной части московского Кремля.В монастыре крестили младенцев царского рода, хоронили монахов, представителей родовой знати, содержали в заточении высокопоставленных узников, провинившихся перед церковной властью.
      В начале 17 века при мужской обители обретался Гришка Отрепьев — будущий Лжедмитрий Первый.
      За долгие годы своего существования монастырский комплекс неоднократно перестраивался, прирастал новыми храмами и зданиями.Здесь действовала патриаршая школа, была собрана богатая библиотека. К началу 20 века Чудов монастырь входил в группу из 15 богатейших храмов России.После революции был закрыт, а к 1930 годам разрушен.
      Веками накапливала Великая Лавра свои богатства: десятки сёл и деревень входили в обширные монастырские вотчины, на которых проживало порядка 20 тысяч крестьян.
      Одна из прежних чудовских вотчин на современной территории Новой Москвы формировалась вокруг села Станиславль.В неё входили такие населённые пункты, как Фоминское, Пенино, Писково, Десна, Ракитки (Дёсеновское поселение), часть деревни Летово (Сосенское поселение), Кнутово, Марьино и Голенищево в поселении Филимонковское.
      Соборный храм Чудова монастыря -церковь Архангела Михаила, конец 19 века

      После т. н. секуляризации церковных земель -реформы, проведённой Екатериной Второй в 1764 году — все монастырские вотчины были переданы Коллегии экономии, земли и крестьяне, жившие на них, перешли в разряд экономических.А по упразднении Коллегии в 1786 году — государственных. Экономические крестьяне обладали большей свободой, чем крепостные, платили денежные подати в казну вместо барщины и натурального оброка. Жизнь внутри каждого крестьянского сообщества управлялась и регламентировалась сельской общиной. Однако, как экономические, так и государственные крестьяне были закреплены за своей землёй, и только в 1866 году после принятия указа «О поземельном устройстве государственных крестьян» они получили возможность распоряжаться своими наделами и свободно покидать насиженные места.В этот период увеличивается отходничество — сельские жители осваивают новые профессии и нанимаются на различные работы — от сезонных на ближайших производствах, до постоянной в городах.
      Жители деревни Голенищево предпочитали работать в Подольске или Москве.Почти каждый второй взрослый мужчина из семьи трудился в столице: медники, маляры, приказчики, посадчики, обойщики экипажей и карет.Два человека зарабатывали частным извозом.Ещё несколько занимались изготовлением щёток в артели деревни Клоково.
      Одним из видов кустарных промыслов, который процветал в Голенищево, был токарно-игрушечный.Как правило, у каждого кустаря был свой токарный станок, с помощью которого вытачивался из дерева или кости тот игрушечный товар, который был востребован скупщиками, и на который уже имелся определённый заказ.В основном делали шашки, шахматы, пасхальные яйца, чайные приборы и т. д.
      За каждой экономической волостью закреплялась своя лесная дача.Голенищево относилось к Станиславльской экономической волости.Лесные территории этой волости, раскинувшиеся на многие вёрсты вокруг, носили название лесной дачи Бочкиной.Наряду с владельческими и крестьянскими лесными угодьями, на территории Московской губернии существовали обширные участки государственного леса.Для охраны казённых лесов была образована лесная стража, служить в ней обычно нанимали местных жителей- крестьян, приказчиков, отставных солдат.Иногда брали на службу нерадивых волостных и сельских писарей.Служба лесного сторожа была устроена по семейному: ему с семьёй предоставлялся дом- лесная сторожка.Сотрудники лесной стражи освобождались от мирских и рекрутских повинностей. В обязанности им вменялась охрана лесов от пожаров, незаконной вырубки и выпаса скота, браконьеров.Также лесники должны были предупреждать местную полицию обо всех происшествиях на вверенной им территории, в том числе, о скрывавшихся беглых каторжниках и разбойниках.Чины лесной стражи имели право носить и применять огнестрельное оружие.Одна из таких лесных сторожек находилась на окраине деревни Голенищево, там проживала семья из пяти человек.
      Лесная стража просуществовала до революции, после 1918 года казённые лесные дачи были преобразованы в лесничества, а сторожа в лесников.
      Нагрудный знак лесного сторожа

      Одной из самых предприимчивых и обеспеченных в деревне была семья Хреновых.У них имелось хорошо налаженное хозяйство, большой земельный надел, в Голенищево они держали лавки и чайную. Семья Хреновых была также связана с историей Троицкой церкви
      в селе Сергиевском-Берёзках.С середины 19 века Пётр Семёнович Хренов был бессменным церковным старостой, избирался несколько сроков подряд.При его непосредственном участии к зданию Троицкой церкви пристраивались тамбур и колокольня.Его сын, Александр Петрович, был приходским священником.В архивных источниках сохранилось прошение в Московскую духовную консисторию о ремонте церкви, которая пострадала от урагана 1904 года, за его подписью.В период коллективизации имущество Хреновых было экспроприировано в пользу местного колхоза.
      Продолжение следует....
    • Автор: new_muscovite
      Примерно в пяти километрах от Московского и примерно в восьми километрах от Троицка, в густых зарослях на берегу пруда затаилась старинная церковь. Она не блестит куполами. О ней не пишут современные путеводители. Да что там говорить – даже не все местные жители знают о ее существовании.

      Стены, пережившие целую толпу царей, генсеков и президентов, тихо разрушаются под неумолимым напором природы. И тишина… Церкви не повезло. Она оказалась на закрытой охраняемой территории, владельцы которой, судя по всему, совершенно равнодушны к судьбе исторических памятников.


      Моя первая встреча с загадочным Троицким (Покровским) храмом состоялась в стенах ГПИБ. Дело было к вечеру, я сидел и рассеяно листал справочник 1874 года («Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных» И. А. Благовещенского). Вдруг в глаза бросился знакомый топоним – «Березки». Хм… Знаю я эти Березки. Пионерлагерь, пруды. Когда-то там была усадьба известного промышленника Бромлея. Но церковь?



      Жизнь научила, что в таких вещах никогда нельзя верить на слово какому-то одному справочнику. Для начала, надо заглянуть поглубже в историю.

      «Списки населенных мест российской империи», 1862 год издания. Есть церковь!



      Популярный справочник г-на Нистрема, 1852 год. Есть церковь!



      В фундаментальном исследовании Холмогоровых, содержащем множество цитат из архивных материалов, храм тоже подробно описывался:



      Итак, что мы имеем? В XVII веке здесь была деревянная церковь. В середине XIX века уже стояла каменная. Следовательно, датировке из справочника И. А. Благовещенского и впрямь можно доверять. Вполне вероятно, что мы действительно имеем дело с памятником XVIII столетия. Или, самое позднее, первой половины XIX века.

      Возник последний и самый важный вопрос. Что осталось от этого сооружения? Сохранилось ли до нашего времени хоть что-нибудь? Интернет давал по этой теме весьма скудные и противоречивые данные. Кое-где и вовсе заявлялось, что была только деревянная церковь, которую уничтожили при советской власти. И лишь на фундаментальном сайте соборы.ру я обнаружил то, что искал - мутноватую фотокарточку 1994 года. Предчувствия не обманули. Каменный Покровский храм пережил советские годы!

      Оставалось лишь увидеть всё своими глазами.

      Из двух классических способов попадания на закрытую территорию (забалтывание/подкуп охраны и партизанское проникновение) был выбран «путь воина», как самый надежный и увлекательный. Но в итоге, мне даже не пришлось лазить через заборы и ползать по кустам, скрываясь от злых сторожей. Хитрым маршрутом удалось подобраться к месту, где забор вообще отсутствовал. Так что, формально, я даже никуда не проникал. Просто побродил по крапивным зарослям. Побродил, побродил, и вдруг наткнулся на осыпавшуюся кирпичную стену…



      К сожалению, у меня с собой тогда была лишь скудная мыльница.



      Но самое обидное, что буквально спустя минуту поблизости раздались голоса. Возможно, меня как-то умудрились заметить, а может это был лишь плановый обход. Не знаю. В любом случае, проверка доброжелательности местного ЧОПа категорически не входила в мои намерения, и я тихонько ретировался, так толком и не осмотрев здание. И правильно сделал, что ретировался, как потом выяснилось…

      Позднее, в интернете обнаружился отчет еще одних храбрых исследователей, попытавшихся подобраться к памятнику аж на Новый Год, но пойманных местными сторожами еще на подходе. Любителям остросюжетных историй советую ознакомиться. Ярко описано незабываемое общение с представителями слаборазвитого вида Homo Vahterus, сопровождаемое неожиданными сюжетными поворотами в виде брызганья перцовым баллончиком в глаза нелегальных посетителей и удивительными откровениями, в стиле: «Зае...ли историки!! А если я в твою квартиру влезу и жену твою вые...у!!?»

      Что мы имеем в сухом остатке? Посреди нашего ТиНАО стоит малоизвестный старинный храм. Предположительно, ему стукнуло уже четверть тысячелетия. Это очень много. Столь древние постройки принято охранять и беречь. А этот не берегут. Он разрушается, и это отлично видно на приведенных снимках. Его не наблюдается в путеводителях и реестрах культурного наследия. Если владельцы территории пионерлагеря завтра просто разберут его на кирпичики – этого даже никто не заметит. Середина XVIII века. Двести пятьдесят лет нашей истории находятся под угрозой. С этим надо что-то делать.

      Собственно, если есть смелые люди с хорошим фотоаппаратом (а также просто смелые люди), я бы предложил для начала рискнуть и сходить туда еще разок. Надеюсь, что моя хитрая тропа все еще проходима. Следовательно, мы официально ничего не нарушим. Никаких заборов, никаких табличек. Опять же, если по дороге встретятся неадекватные сторожа – они вряд ли будут предпринимать какую-то агрессию в отношении большой группы людей. А уж если к нам присоединится еще кто-то, обладающий особым статусом (например, счастливый владелец депутатского удостоверения) – будет вообще отлично.

      Конечно, еще лучше было бы договориться об официальном посещении территории пионерлагеря, но что-то мне подсказывает, что это будет довольно трудная задача, которая может растянуться на долгие месяцы. Судя по отсутствию фотографий в интернете и литературе, пока это вообще никому не удавалось сделать. В конце концов, владельцам территории есть что скрывать. У них там изуродованный и полуразвалившийся памятник архитектуры, и лишняя шумиха вокруг него им вряд ли нужна.

      Так вот… Подберемся поближе. Осмотрим, отснимем. Попробуем разобраться, что он из себя действительно представляет, и в каком состоянии находится сейчас, в 2016 году. Я попытаюсь уточнить датировку по кирпичной кладке и прочим признакам. Возможно, будут клейма на кирпичах, или другие зацепки. А затем, имея на руках внятный и актуальный материал – можно будет заняться привлечением внимания к этой теме. Раскачаем местную прессу, раскидаем письма в официальные инстанции. Работы не много. И оно того действительно стоит.

      В конце концов, не так уж часто выпадает реальный шанс спасти значимый кусочек исторического наследия родного края. Это в высшей степени достойное дело. Если кто надумает - пишите, скоординируемся и сходим. Например, на майских праздниках
       
      (http://new-muscovite.livejournal.com/7160.html)


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×