Перейти к публикации
AlekcDolche

Филимонки.Погибший памятник федерального значения

Оцените эту тему

Рекомендованные сообщения

Оригинал взят у userinfo.gif?v=17080?v=135.7new_muscovite в Филимонки, погибший памятник федерального значения

 

Если ехать из Троицка в Московский кратчайшим путем, то едва ли не половину пути над лесом будет маячить необычная белая колокольня. Это один из соборов бывшего Князь-Владимирского монастыря. Но мало кто из проезжающих знает, что напротив монастыря, на другом берегу реки ещё совсем недавно виднелся не менее значимый памятник архитектуры - усадьба Святополк-Четвертинских.

Еще каких-то 15-20 лет назад здесь, почти на самом краю крутого обрыва, спускающего к Ликове, стоял господский усадебный дом... Он устоял в 1812 году, перетерпел революционные годы, но не смог пережить разруху, начавшуюся после развала СССР. Сначала усадебные постройки были заброшены и начали быстро разрушаться. А потом доминанта исторического ансамбля сгорела за пару часов от неизвестной причины.

Приехать посмотреть на остатки былой роскоши лучше всего ранней весной или поздней осенью. Летом здесь все затягивает буйной зеленью, скрывающей печальные развалины.

Вот что осталось от колоннады господского дома (на заднем плане - развалины деревянного флигеля):

4312_900.jpg

Веранда господского дома:

4384_900.jpg

Полузасыпанный вход в подвалы:

5219_900.jpg

Вероятно, эти своды помнят еще эпоху Наполеоновских войн:

5614_900.jpg



Всего несколько шагов от усадебных развалин, и с обрыва открывается чудесный вид на бывший монастырь:

4703_900.jpg

Монастырским постройкам повезло намного больше. Они пересидели самые тяжелые времена на территории режимного объекта (психоневрологического интерната) и дотянули до нормальной реставрации...


А вот так филимонковские памятники выглядели чуть больше 10 лет тому назад (по клику на фотку можно увидеть больше снимков):

91454466.jpg

91454488.jpg

Вообще, очень живописное место!
Кто будет проезжать мимо - очень рекомендую посетить.

 

 

Кому интересно,можете  прочитать ниже по ссылкам про усадьбы ,расположенные в нашем округе  :

 

1. Усадьба Бараново

 

2. Усадьба Филимонки

 

3. Усадьба Изварино

 

4. Усадьба Валуево

Изменено пользователем AlekcDolche

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

 

Ну вот, из того, что можно найти в интернете:

 

Господская усадьба появилась в селе Филимонки в XVIII веке. Имение сменило множество владельцев и в 1840-х годах перешло к семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, во исполнение желания жены, начал строительство в Филимонках двухэтажного храма. Церковь задумывалась как родовая усыпальница князей и возводилась, вопреки ожиданиям, не на территории усадьбы, а в километре от нее, на правом берегу реки Ликовки. Строительство Троицкой церкви завершилось в 1861 году, ее нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского; верхний, Троицкий, освятили лишь семь лет спустя.

 

Архитектура храма сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романо-готического стилей и представляла романтическое направление в зодчестве. Фамильная усыпальница располагалась в цокольном этаже, над ней возвышался центрический крестообразный храм. Сооружение впечатляло своими размерами и было видно издалека. Сестра князя Вера Борисовна Святополк-Четвертинская уже после смерти брата завершила строительство церкви и построила колокольню, с которой храм соединялся закрытой галереей. Высокая пятиярусная колокольня была пронизана узкими арками, подчеркивающими вертикальную композицию.

 

В 1888 году произошло событие, косвенно оказавшее большое влияние на судьбу села и усадьбы. 17 октября в 50 километрах от Харькова потерпел крушение императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек, однако вагон, в котором находилось августейшее семейство, не сошел с рельсов, никто из царской семьи не пострадал. Александр III, отличавшийся мощным телосложением, долгое время удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу. Во многих российских городах и селах в память о чудесном избавлении императорской фамилии были построены храмы и часовни. Святополк-Четвертинская решила увековечить событие созданием монашеской общины. В октябре 1890 года были утверждены устав и штат женской общины, названной Князе-Владимирской (в память о брате княжны), в 1891-м община получила статус монастыря.

 

Сосед Четвертинских, барон Шеппинг, в 1890-х годах так описывал усадьбу: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймленными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня». В 1900-х годах на территории монастыря была возведена еще одна церковь – Успенская. Ступенчатое здание с тремя гранеными апсидами было увенчано пятью главами и построено в псевдорусском стиле, сочетавшем приемы древнерусской архитектуры и новых течений.

 

Вера Борисовна Святополк-Четвертинская стала настоятельницей монастыря. Она заботилась не только о сестрах, но и о жителях окрестных селений: оплачивала услуги доктора, бесплатного лечившего всех нуждавшихся, выдавала крестьянам ежемесячные пособия. Ее сестры, княгини Надежда Борисовна Трубецкая и Наталья Борисовна Шаховская, пожертвовали общине иконостас из красного дерева. Четвертинская оставалась настоятельницей Князь-Владимирского монастыря до 1893 года. Через год она скончалась и была  похоронена в семейном склепе, рядом с родителями, братьями и сестрами. Настоятельницей стала монахиня Анастасия, в 1901 году возведенная в сан игуменьи. 

 

В 1920-е годы монастырь закрыли, однако монахини до начала 30-х проживали при храмах. Затем были закрыты и храмы, их использовали для сельских нужд, келейный корпус отдали под жилье. Все деревянные постройки были уничтожены. Княжеская усыпальница разорена, могилы вскрыты. После войны в монастыре разместился психоневрологический интернат.

 

 

Вот здесь более подробный рассказ о монастыре: http://po-sviatym-mestam.narod.ru/knyazhe-vladimirskiy-monastyr.htm

 

Еще вот здесь много материалов и фотографий: http://deadokey.livejournal.com/90445.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии.

 

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

 

 

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

 

Ранее так и было.Но потом наши территории вошли в Подольский уезд. Когда и как это произошло - на вскидку не скажу, эта информация есть в открытом доступе.Во всяком случае,тот период,что я в архиве просматриваю,1918-1930 гг. - наши территории числятся за Подольским уездом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

 

Спасибо, но сей труд,который написал не кто-нибудь, а бывший глава администрации поселения Сосенское,Белоконев ( скорее не написал,а составил),мне хорошо известен. Это некий дайджест из фрагментов исторической инфы,лежащей на "поверхности",хроники советских времён в свете создания совхоза "Коммунарка" и с вкраплениями антисоветской тематики ввиде рассказа о спецобъекте,бывшей даче Ягоды,о которой не читал и не слышал только ленивый. На слово Летопись этот труд не тянет,но тем не менее,хоть какую-то полезную информацию почерпнуть можно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На мой взгляд,гораздо интереснее прочитать о "преданиях старины глубокой" в книге "Древний Сосенский Стан....". Автор- один из последних владельцев д.Николо-Хованское, барон Дмитрий Оттович Шеппинг. Мне,к сожалению,пока не удалось добраться до изучения этого труда, но обязательно намереваюсь это сделать.

Барон Д.О.Шеппинг был довольно примечательной личностью:

 

Барон Дмитрий Оттович Шеппинг (1823, Москва — 17 марта 1895, Москва) — русский историк, археолог, этнограф; автор многочисленных работ по мифологии и этнографии. Племянник библиофила А. Д. Черткова.

Происходил из старинного рода баронов фон Шеппинг (op dem Hamme, gennant von Schoeppingk), существовавшего в Вестфалии ещё в XIII столетии. Сын Отто Дмитриевича Шеппинга (1790—1874) от брака его с Марией Дмитриевной Чертковой (1799—1874). Получил домашнее образование; служил в Главном архиве Министерства иностранных дел. Был членом Московского археологического общества.

Первые его научные сочинения были написаны в относительно раннем возрасте. В 1849 году в отдельном издании вышла его работа «Мифы славянского язычества», позднее, в 1862, — «Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках».

В 1861 году в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» вышла его статья «О древних навязах и наузах и влиянии их на язык, жизнь и отвлеченные понятия человека».

С 1868 года активно сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», издававшемся под редакцией А. А. Хованского. Здесь печатаются его статьи: «Оборотень в его мифологическом и пластическом олицетворении» (1866); «Обозрение звериного эпоса Западной Европы. Материалы для сравнительного изучения символики животных» (1868); «Этюды из народных сказаний. I. Святой Егорий Храбрый. II. Борис и Глеб - Божии кузнецы» (1884); «Божества древних Славян. А. С. Фаминцина» (1886); «Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии» (1888); «Значение некоторых зверей, птиц и других животных по суевериям русского народа» (1895); «Символика чисел» (1893).

Основные труды Шеппинга посвящены славянской мифологии и этнографии, а также археологии. В течение многих лет он жил в своём имении Никольском Подольского уезда Московской губернии. Изучал историю Сосенского Стана. В работе «Древний Сосенский Стан Московского уезда» дал научное описание сёл и имений, вошедших ныне в черту Москвы (в их числе: Богородское-Воронино, Большое и Малое Голубино, Знаменское-Садки, Коньково, Узкое, Ясенево). В 1869 Шеппинг вместе с археологом А.А. Гатцуком исследовал курганы у села Коньково.

Скончался в Москве в 1895 году и был похоронен в Новодевичьем монастыре.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Д.О.Шеппинг писал и о Филимонках :

 

"Сосед по имению барон Шеппинг так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня....."

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

Изменено пользователем new_muscovite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

 А что-то ещё по нашим местам, в смысле Сосенскому стану, можете посоветовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

Благодарствую! На книжку я конечно не расчитываю, но для себя хотелось бы как можно больше узнать о наших местах.Не думаю, что наши края так просты и малоинтересны, как это может на первый взгляд показаться. Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати, насчёт материалов в архивах. По-немногу посещаю архив Московской области, пытаюсь изучать послереволюционный период истории нашего района, а точнее, Подольского уезда, Десёновской волости. До предреволюционного пока не добралась, это надо в другой архив обращаться. Так могу с сожалением сказать, что именно по Подольскому уезду, и тем более, по Десёновской волости материалов не так много, а некоторые вообще отсутствуют. Хотя по другим уездам, например,Богородскому или Звенигородскому, и по другим волостям, например Шебанцевской или Добрятинской, гораздо больше официальных источников и документов. С чем это связано, мне пока не удалось высянить. Сотрудники архивов не любят слишком назойливых посетителей,задающих неудобные вопросы. А мне ещё надо много там изучить, и не хотелось бы стать в архиве персоной нон-грата.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

 

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

 

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

Если Вы возглавите эту экспедицию, я с удовольствием присоединюсь и внесу свой посильный вклад!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

У нас это выглядит так : продают далеко не за рубль, а за весьма конкретные деньги. И людям имеющим не только средства, но и положение. Просто так с улицы вам никто ничего не продаст, не за рубль,не за миллион. Далее, эта территория становится частной собственностью (пример- усадьба Бачурино,купленная неким Меламедом, можно найти в инете,кто это). По всяким законам и правилам, есть серьёзные органичения на строительство и переделку этой территории. Но как у нас законы соблюдаются, а точнее, не соблюдаются, не знает только ленивый. В результате, территория бывшей усадьбы или имения либо так и стоит заброшенной, либо её серьёзно реставрируют и облагораживают. Но она,будучи в частных руках, недоступна для посещения, и потеряна для жителей района практически навсегда. И в чём тогда смысл? Усадьбы или разрушаются до основания, как Филимонки, либо они становятся собственностью ограниченного круга лиц,  а это для большинства жителей что Новой Москвы,что Старой, ничего не меняет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Немного о бывших владельцах Филимонок.

 

Князь БОРИС АНТОНОВИЧ ЧЕТВЕРТИНСКИЙ, 1781—1865, происходил из древнего рода князей Святополк-Четвертинских, ведущих свое начало от Рюрика. После смерти отца его, князя Антония-Станислава Четвертинского, убитого чернью при мятежа в Варшаве в 1794 г., Екатерина II приняла особенное участие в князе Борисе, привезенном мачехою в Poccию. Он был помещен в кадетский корпус и скоро произведен прямо в офицеры гвардии. Начав военную службу в Преображенском полку, князь Борис Антонович затем перешел в Улaнcкий Е. И. В. полк, а 5 Мая 1805 г. причислен был к лб.-гв. Гусарскому, с чином полковника, и принимал блестящее учaстиe в кампаниях 1805—1807 гг. Красивый и веселый, он пользовался большим успехом в обществе и считался неотразимым, победителем женских сердец. Исполненный благородства и рыцарских чувств, он не задумался пожертвовать блестящей военной карьерой, открывавшейся перед ним, как, только ему стало известно положение, занятое при дворе сестрою его, Mapиeй Антоновной Нарышкиной. Князь Четвертинский удалился от двора и стал жить почти безвыездно в своем эскадроне, а в 1808 г. вышел в отставку, несмотря на желание Государя и убеждения Цесаревича Константина Павловича. В 1809 г. он женился на княжне Надежде Федоровне Гагариной и поселился в Москве. В 1812 г. он занялся, по просьбе гр. Мамонова, формирователем его конного казачьего полка и сам готовился принять участие в военных дeйcтвияx, получив командование полком, стоявшим в Ярославле. Но война окончилась ранее, чем полк оказался готовым к выступлению в поход, и кн. Четвертинский вернулся с женою в Москву, где и провел всю свою жизнь, состоя на службе по придворно-конюшенной части в чине шталмейстера. К сестре, в свою очередь, платившей ему самой нежной привязанностью, он продолжал сохранять дружеские чувства и находился с ней в переписке, хотя они никогда больше не виделись. В 1856 г., с воцарением Александра II, он был пожалован в обер-шталмейстеры.
Князь Четвертинский скончался 23 Января 1865 г. в Москве, в казенном доме у Колымажного двора, после его смерти пожалованном его вдове. Похоронен в семейном склепе села Филимонки Подольского уезда, в 25 верстах от Москвы, пожертвованного впоследствии Владимирскому монастырю, в котором сын его, кн. Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, был строителем co6oрной церкви. (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве).

 

0_1442eb_997d4829_orig.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 
Княгиня НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА ЧЕТВЕРТИНСКАЯ, 1790—1883, дочь генерал-майора, кн. Федора Сергеевича Гагарина, убитого в Варшаве во время мятежа 1794 г., родилась 11 Февраля 1790 г.; мать её, кн. Прасковья Юрьевна, рожденная княжна Трубецкая, была замужем вторым браком за П. А. Кологривовым. Воспитанная под нежным попечением матери, безумно любившей своих детей, княжна Надежда Федоровна вышла в 1809 г. замуж за блестящего молодого полковника, кн. Б. А. Четвертинского.
По отзыву современника, „молодая княгиня Четвертинская была из числа тех женщин, которых стоить любить. Ея прямой, гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, оттенявшие его матовую, прозрачную белизну, и очаровательная улыбка приводили в восхищение всех её знавших; от матери своей, в молодости принадлежавшей к сонму первых московских ,,львиц” Александровской эпохи, княгиня Надежда Федоровна унаследовала веселость характера, любезность и приветливость в обращении, одинаково с мужчинами, как и с женщинами, но для мужчипн, по замечанию Вигеля, ,,на челе этой Надежды была всегда надпись Дантова ада: „Оставь надежду навсегда”.
Овдовев в 1865 г., кн. Надежда Федоровна продолжала жить в Москве в подаренном ей Императором Александром II доме у Колымажного двора, пользуясь почетом и уважением всего города. Сохранив до последних дней своей долголетней жизни подвижность и энергию, она посвятила себя делам благотворительности и была председательницей Совета Московских детских приютов. В 1856 г. княгиня Четвертинская была пожалована кавалерственной дамой орд. св. Екатерины меньшего креста, а в 1877 г. назначена статс-дамой. Скончалась в глубокой старости, 95-х лет, в Москве
3 Мая 1883 г., во время коронации Императора Александра III, и погребена рядом с мужем в склепе, в селе Филимонках.
Кроме двух сыновей, Бориса и Владимиpа, кн. Надежда Федоровна имела 6 дочерей: Надежду (за кн. А. Н. Трубецким), Прасковью (за кн. С. А. Щербатовым), Елизавету (за бар. А. Г. Розеном), Mapию и Веру, умерших незамужними, и Наталию (за кн. Д. Ф. Шаховским). (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве.)

 

0_1442ec_a3b31e2f_orig.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Впервые род упоминается в документах от 1388 года. Князь Фёдор Михайлович Четвертинский был послом в Валахию (1492). Князь Юрий Иванович Четвертинский (умер в 1502 г.) был наместником владимирским (на Волыни), а сын его князь Фёдор (умер около 1508 г.) — наместником брацлавским и звенигородским. Князь Николай Степанович (умер в 1661 г.) был каштеляном минским.

Князь Григорий в монашестве Гедеон (умер в 1713 г.), был митрополитом киевским. Князь Януш-Фома и князь Фелициан были последовательно (1785—1792) каштелянами черниговскими. Князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский, каштелян пшемысльский, советник тарговицкой конфедерации, убит в Варшаве 8 июня 1794 г. Его семейство вывезено было в Россию.

 

В 1843 году его сын Борис Антонович подал ходатайство о признании своего рода в княжеском достоинстве, но не мог представить необходимых документов. На специальном докладе по данному вопросу Николай I наложил следующую резолюцию :

30px-Aquote1.pngпризнать Бориса Четвертинского в княжеском достоинстве, принимая во внимание, что ещё в детстве он с сестрами жил в Санкт-Петербурге и пользовался княжеским титулом, по смутным же временам, бывшим при смерти отца его в Польше, находился в совершенной невозможности получить документы, доказывающие его права на княжеское достоинство.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у Вас есть аккаунт, войдите.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Похожие публикации

    • Автор: Курьер
      Беседу проведет редактор портала краеведов Новой Москвы Дмитрий Юрков.

      Участники пройдут по местам исчезнувших деревень и отправятся на поиски незаметных артефактов. 
      Экскурсовод расскажет, куда пропало сельцо Негонцев, почему Мешково было «самой женской» усадьбой в округе, бывал ли на Шаляпинском роднике Шаляпин и где шла средневековая Староникольская дорога. Кроме того, жители узнают какое отношение к местам Московского имеет художник Василий Тропинин.
      Запись на экскурсию обязательна. Связаться с сотрудниками библиотеки жители смогут по телефону: 7 499 146 90 40. Место встречи сообщат после записи.
       
      Ссылка на источник
    • Автор: AlekcDolche
      Православная энциклопедия 
       
      Старые храмы Новой Москвы и  новые храмы старой Москвы
       

    • Автор: Ирина-1968
      У въезда в Московский, рядом с Киевским шоссе, установлен памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. Его перенесли сюда с Передельцевского кладбища в 1985 году вместе с останками солдат, захороненных в братской могиле. Сейчас основная скульптурная композиция памятника покрашена золотой краской. Поблизости золотятся купола Тихоновской церкви.
      В свою бытность Владимир Высоцкий пел, что «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал...». Вероятно, золотая краска на памятнике нужна для того, чтобы его было видно издалека, чтобы привлекать внимание жителей. Я сознательно выбрала прежнее изображение, без позолоты, чтобы обратить внимание не на внешний облик, а на его содержание.    
      Самая многочисленная группа фамилий на памятнике — солдаты, похороненные в братской могиле.
      Снова вспоминается Владимир Высоцкий, только уже слова другой песни:

      На братских могилах не ставят крестов
      И вдовы на них не рыдают,
      К ним кто-то приносит букеты цветов,
      И вечный огонь зажигают…

      В братской могиле на Передельцевском кладбище были похоронены солдаты, умершие от ран и болезней в госпитале.Это более ста человек.Во время войны в Передельцевской больнице действовал инфекционный госпиталь 2393 и 467 ППГ.
      В списках погибших некоторые графы содержат запись «Доставлен умершим».Раненных бойцов не всегда успевали довести до госпиталя и оказать помощь.У кого-то при себе не было документов, или они были в плохом состоянии -залиты кровью, повреждены осколком снаряда и т. д. Поэтому несколько человек остались неизвестными.
      Госпиталя периодически переводили в другие населённые пункты, из-за этого иногда возникала путаница — кто и где похоронен. Например, на памятнике в Московском есть запись — Мамбровский Ф.К. На самом деле - Малобровский Франц Карлович, 1921 г, по официальному паспорту захоронения погребён в братской могиле санатория Валуево.
      В других случаях в списках умерших содержалось несколько фамилий без инициалов и дат. По книге «Они погибли под Москвой в 1941-42 гг»  удалось восстановить полные данные некоторых человек:
      Поздняков Пётр Иванович, красноармеец, 49 сп 50 сд 1905 г.р., г.Кимры Калининской области. Умер от ран в январе 1943 г
      Понедельников Антон Михайлович, красноармеец, 122 сп 201 сд 1904 г.р., Татарская АССР.
      Умер от ран в декабре 1941 г.
      Так выглядит полная запись о бойце по фамилии Григорьевский:  
      Всем, что было связано с историей жителей деревни Передельцы в период войны, занималось много людей. Это главный редактор газеты «За изобилие» Вера Александровна Рунова. Старожил Тамара Ивановна Привалова.Представители совета ветеранов поселения. Благодаря им в Московском увидят в этом году обновлённые таблички на памятнике — это 40 человек, которые ушли на фронт, и которым не суждено было вернуться обратно на родную землю.
      Я тоже решила внести свою лепту в эту историю, и добавить в список несколько имён и фамилий.Верю, что настанет день, когда они займут своё законное место на памятнике:

      Зюзин Пётр Иванович 1921 г — пропал без вести в 1943 г
      Калугин Степан Андреевич 1906 г — пропал без вести в 1942 г
      Соков Иван Александрович 1904 г — умер в госпитале в 1943 г
      Ярощук Данила Михайлович 1900 г — погиб в 1942 г
      Ерёмин Фёдор Васильевич г.р. неизвестен — погиб в 1942 г
      Кумерин Егор Иванович 1910 г — пропал без вести в 1942 г   Фрагмент из Книги памяти по Московской области, том 20, 2001 г. издания  

      Война разбросала жителей подмосковной деревни по всем уголкам нашей некогда великой и необъятной Родины — Советского Союза. А некоторые оказались далеко за её пределами.
      Погибли и похоронены:

      Машистов Михаил Егорович — в Калининградской области
      Семёнов Пётр Петрович — в Латвии
      Соков Иван Александрович — в Казани, Татарстан
      Дадалин Пётр Алексеевич — в Белоруссии
      Бутышов Александр Васильевич — в Ленинградской области
      Сухорученков Николай Михайлович — на Украине
      Семехин Дмитрий Фёдорович — с.Зван-Сложине, Чехословакия
      Паршин Василий Афанасьевич — в г. Шпротава, Польша   Боевой путь Николая Михайловича Сухорученкова на карте. Источник - сайт ОБД Мемориал  

      Война закончилась много лет назад. Но многие погибшие до сих пор считаются без вести пропавшими. Возможно родственники передельцевских солдат посылали запросы в архив Министерства обороны и смогли узнать подробнее о судьбе своих близких.Я брала данные только по открытым источникам, и там многие по прежнему числятся в списках без вести пропавших.    
      Последние годы рассекречены данные о потерях в Великой Отечественной Войне, много оцифровано и выложено в открытый доступ, например на ОБД Мемориал, Память народа и т. д. Но поиски погибших и пропавших без вести порой очень затруднены — книги памяти, архивные документы военных лет, различные электронные источники содержат пропуски, ошибки и неточности. Например, деревня Передельцы Краснопахорского района Московской области записывалась как Передевца, Передельна, Перефольцево, Персусинцы и так далее.
      Многие из тех, чьи фамилии вы видите на памятнике у Тихоновского храма, за годы войны неоднократно награждались орденами и медалями за свои подвиги:

      Холодков Александр Матвеевич, Дадалин Пётр Алексеевич и лейтенант Федулов Николай Сергеевич — медалью «За боевые заслуги»,
      Кротов Виктор Степанович и Машистов Михаил Егорович — медалью «За отвагу»
      Из наградного листа ефрейтора Машистова М.Е.: « В бою 16.08.1943 г под деревней Никитинка Жиздринского района Орловской области огнём из ПТ-ружья подавил две пулемётные точки противника, чем обеспечил продвижение нашей пехоты. 19 августа 1943 г в бою западнее деревни Дедная забросал гранатами вражеский миномёт, уничтожив трёх гитлеровцев».
      Паршин Василий Афанасьевич награждался медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды.
      Василий Иванович Кумерин — орденом Красной Звезды. Из текста представления к награждению: « Кумерин Василий Иванович в боях при освобождении Тамани действовал смело и храбро. В бою 14 сентября 1943 года скрытными путями, под сильным огнём противника, пробрался к переднему краю и на протяжении целого дня держал под обстрелом расположенные вблизи огневые точки противника.В этот день товарищ Кумерин подавил огонь 6-ти точек и уничтожил станковый пулемёт с его «прислугой». В боях при преследовании противника на Таманском полуострове тов.Кумерин проявил себя смелым и стойким воином».
      Многие из тех, кто прошёл всю войну и вернулся после Победы в родные Передельцы, тоже были представлены к наградам:
      Зюзин Виктор Павлович -орден Красной Звезды   Наградной лист Зюзина В.П.  Источник - сайт "Память народа"  
      Дважды награждалась медалью «За боевые заслуги» Клавдия Михайловна Бутышова — в 1944 и 1945 гг.
      Дадалин Владимир Иванович и Романов Михаил Александрович — медаль «За боевые заслуги»,
      Бутышов Василий Иванович и Шеванков Сергей Александрович -медаль «За отвагу»
      Зюзин Константин Иванович — медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды,
      Шеванков Василий Михайлович — медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды,
      Буравчиков Сергей Петрович и Бутышов Николай Иванович -орден Отечественной Войны II степени,
      Буланов Николай Степанович — медаль «За отвагу» и орден Славы II степени.
      И это не полный список жителей и перечень наград.Просто сделала выборку по некоторым фамилиям.
      Два жителя Московского — Пётр Николаевич Нешта и Михаил Васильевич Кузнецов — были участниками Парада Победы в 1945 году.   Михаил Васильевич Кузнецов

      Что мы знаем о тех, кто ушёл из этих краёв на фронт и погиб, защищая родную землю? О тех, кто прошёл всю войну и вернулся домой с Победой? Судя по всему, не так много.А могли бы знать больше.
      Последние годы всё, что связано с памятью о войне принимает формы официоза, а порой и показухи. 9 мая у нас везде идут Бессмертные полки, гремят салюты, развеваются георгиевские ленточки. «Спасибо деду за Победу» ….Ура Ура… а 10 мая обо всём забыли, и так на целый год.
      Наша память о войне — тонкая незримая ниточка, что связывает нас с историей прошлых поколений, наших предков.Если она оборвётся — мы просто улетим однажды в небо как воздушный шарик, исчезнем без следа.
      Когда-нибудь наступит время и эта страшная война станет просто частью нашей истории. И новые поколения будут воспринимать её так, как мы воспринимаем сейчас Первую Мировую или Отечественную войну 1812 года — без надрыва и горечи.
      Но пока живы мы, потомки и наследники Победителей, никто не вправе разменивать  Победу по мелочам и предавать забвению их Подвиг.   Автор благодарит за консультацию члена Совета ветеранов п.Московский -  Владимира Николаевича Кузнецова Автор - Ирина Гаврилина  
    • Автор: AlekcDolche
      Ну чтож други, хочу маленько подсобрать исторические материалы по нашей Богом хранимой деревне- Середнево (Нынче в составе Новой Москвы). Так как старики постепенно уходят, обязуюсь пройти по деревне и пособирать старые фотографии и местные истории жизни людей.

      Жители дер.Середнево 1939 год.


      Как вы понимаете, люди всегда где то жили, но так уж заведено, что принято считать год основания первое упоминание. 17 век, после Смутного Времени- период расцвета Московского государства. В енто время существовали уже практически все нынешние деревни и села Подмосковья. Они не просто упоминаются, но и подробнейшим образом описываются. Кто какой землей владел, где стояли церкви и мельницы, сколько дворов и сколько людей было в каждой деревне.
      «Село Берёзки,Анкундиново тож, на речке Незнани по писцовым книгам 1628 года за Степаном Матвеевичем сыном Проестевым, старая отца его вотчина,а в селе двор вотчинников, в котором жили деловые его люди, да к тому селу деревня Середняя на речке Незнани, а в ней 4 двора с крестьянами с 6 человек». (наверное считали токмо мужиков)

      Степан Проестеев, известен тем, что подписывал ПОЛЯНОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1634 г.
      В составе от России:
      боярин Федор Иванович Шереметьев
      князь Алексей Михайлович Львов, окольничий
      думный дворянин Степан Проестеев
      думный дворянин Григорий Нечаев (позднее - посланник)
      дьяк Прокофьев (Степан?)
      В.В.Похлебкин "Внешняя политика Pуси, Росссии и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах"


      Да, деревня раньше называлась- Середняя, а наша речка Незнайка- Незнань. Кстати, все местные старожилы, произносят название деревни- "СерЕднево".



      Как вы понимаете, Середнее было на втором плане с соседним селом Березники. Которое получило свое название от ручья Березовка, который впадает в Незнайку. Также в боярскую вотчину к селу, входило и деревня  Староселье.
      Известно что до никоновского раскола в 17 веке, в Березках уже была деревянная Покровская церковь с приделом Николы чюдотворца.


      Каменная Троицкая церковь была построена в 1762 году на средства кн. С. В. Салтыкова.
      В роду Салтыковых имение находилось до сер. ХIХ в. Дальше усадьба перешла в собственность известного промышленника Э.И. Бромлея.
      К этому храму были приписаны жители деревень Середнево, Бурцево, Базарово, Голенищево (в старину Глинищево), Кнутово, Кончеево, Староселье, Харино.
      В 1893 г. прошла перестройка храма по проекту архитектора С.К.Тропаревского.

      Начало 20 го века.


      Закрыт храм вскоре после 1917 года.
      В середине ХХ в. на территории усадьбы был размещён пионерский лагерь "Берёзки" МВД СССР. Постройки усадьбы были разобраны, а церковь подверглась большим утратам: разобраны колокольня, трапезная и верхняя часть храма. В самом храме расположился склад. 
      Старое кладбище было разгромлено и закрыто, часть надгробий белого камня, раздали местным жителям. До сих пор у сохранившихся старых домов, по углам фундаментов можно их узреть. 
      В настоящее время пионерский лагерь, как и церковь, находится заброшенном состояние, хотя и формально охраняется. И там вроде бы обустраивается какая то полицейская академия. Свободного прохода к церкви нет.


      Вплоть до отмены в 1861 году крепостного права,середневцы занимались земледелием и мелкими кустарными промыслами — гончары,плотники,столяры. Свой надел крестьяне Середнево выкупили в собственность у помещицы Александры Васильевны Киреевой в 1866 году.
      После крестьянской реформы появляется возможность отправляться на отхожие промыслы, так как прокормиться одним сельским хозяйством со своих наделов всегда было трудно. На 1867 год часть жителей Середнево уже числятся фабричными работниками на ткацких фабриках — в Пушкино и Троицкой. Несколько человек подрабатывает извозом в Подольске и в Москве. Глава одной семьи промышляет охотой и ловлей птиц. А род Капитоновых, издавна, ещё с середины 19 века, занимался сапожным ремеслом и славился на всю округу. Мастерство сапожника передавалось из поколения в поколение.Дочь владельца имения «Берёзки»,Юлия Эдуардовна Бромлей, в своих воспоминаниях пишет, как любила дальние пешие прогулки по окрестным местам : «даже был призван середневский сапожник и ему заказаны смазные сапоги на мою ногу, чтобы я могла,если заблужусь, проходить по болотам и переходить реку вброд».
      С родом Капитоновых связана ещё одна история,происходившая в 1907 году.Судя по всему, житель Середнево, Афанасий Тимофеевич Капитонов, в начале 20 века был одним из самых авторитетных жителей деревни.Поэтому земляки доверили ему представлять их интересы в споре с владельцами имения в соседних Берёзках. Крестьяне считали, что семья Бромлей незаконно захватила несколько десятин земли от их крестьянского надела.В 1907 году А.Т. Капитонов от имени односельчан обращался с прошением к Московскому гражданскому губернатору. Он просил для разрешения спора между крестьянами и помещиками назначить казённого землемера. К прошению он приложил уставную грамоту, план надела и доверенность,выданную ему жителями деревни Середнево. Для разрешения спора привлекался даже священник Троицкой церкви села Берёзки, Пётр Александрович Воинов. В 1908 году уездный землемер провел обследование спорных земельных участков в присутствии представителя владелицы усадьбы -Эльвиры Фёдоровны Бромлей. Но к полюбовному соглашению стороны так и не пришли,землемер был вынужден прекратить дело. При несогласии сторон, вопрос о спорной земле должен был решаться уже в суде. Но судебные тяжбы— дело хлопотное и длительное. Через несколько лет Афанасий Тимофеевич скончался, Эльвира Бромлей сначала заложила имение в банк, а затем вообще продала другому владельцу. Поскольку усадьба в Берёзках была национализирована в 1918 году, то вопрос о спорных территориях потерял свою актуальность.


      На период 1861 года, в Середнево числилось грамотными 10 человек, и это был хороший показатель по округе.В некоторых деревнях вообще не было грамотных крестьян. Обучение жителей грамоте проходило в церковно-приходской школе при селе Берёзки. Если в то время школа располагалась в обычном деревянном доме, то к концу 19 века для учёбы приспособили один из каменных одноэтажных строений, оставшихся от стеклянного завода. В советское время в этом здании была начальная школа,где обучались дети из окрестных деревень. Одной из первых учителей школы в Берёзках была Хорькова Мария Васильевна. После войны она перешла работать в Филимонки.
      В 1947 году в Середнево по распределению приехала жить и работать семья педагогов Блиновых.
      Школа 1948 год.


      В первые годы советской власти середневцы трудились в колхозе Берёзки.После его ликвидации к концу 20-х годов объединились с жителями соседних деревень в сельхозартель им.Хрущёва. Когда в области происходило слияния мелких хозяйств в крупные сельхозпредприятия, работали в отделении плодопитомника совхоза Мешково. По всей округе цвели пышным цветом яблоневые сады. Зимой 1979 года, во время сильных морозов, яблони погибли и сады вырубили. Так же многие работали на Марьинской птицефабрике и в аэропорту Внуково.
      у дома Гурьяновых, фото 50-х годов


      Во время войны было трудно и голодно. Мужчины ушли на фронт, в деревне остались женщины,дети и старики. Неподалёку от Середневского кладбища в 1941 году стояли зенитки,в соседних Берёзках размещалась воинская часть НКВД. За полем на краю леса проходила оборонительная линия. Окопы и заросшие ямы блиндажей сохранились до сих пор. Но немцы сюда не дошли и тут боев не было.
      После войны, по соседству,в бывшем имении Бромлеев, был организован ведомственный пионерский лагерь МВД СССР. Часть жителей деревни несколько десятилетий работали при лагере, в основном в летнее время, поварами,сторожами,воспитателями.

      Сотрудники пионерского лагеря "Берёзки"


      Немногочисленные старожилы ещё помнят исторические названия некоторых уголков в окрестностях Середнево : "Старое гулянье" — ещё до революции здесь каждый год устраивали ярмарку.Ставили качели,карусели,торговцы продавали с лотков всякую всячину и сладости - пряники,леденцы,конфеты. Ельник за прудом- "Поповка".Там когда-то располагалась церковная земля и были дома местного причта. "Моисеев отруб" -полевой надел одного из жителей деревни,Моисея Мадочкина,раскулаченного в период коллективизации. Вполне естественно, что праздник святой Троицы здесь чтили и отмечали,ведь приходская церковь в Берёзках была Троицкой.

      На берегу Незнайки.


      Сейчас Незнайка не так полноводна, но вода еще пока пригодна для купания. Можно еще поймать и щучку, живы пока еще ужи. Но лет десять назад, во двор заползало за лето десяток, сейчас дай Бог один...


      Если двигаться по старой дороге из Березок, через Середнево в сторону Староселья, то пересекается местность крутыми оврагами и местное название- "Заразы". О плохом овраге как то писал- https://mu-pankratov.livejournal.com/337643.html

      Все,без исключения обитатели Середнево знают историю о стеклянном заводе Бромлея в Берёзках. Почти в каждом дворе, имеется большие красивые стеклянные разных красок наплывы для украшения цветников. Видать выбрасывали брак. Место наверное выбрали из за отменного песка на Незнайке.
      Вот что пишет "Москвавед":
      К 1870-м годам, постаревшая госпожа Киреева уже перебирается в Тамбовскую губернию к своим родственникам, а ненужные ей Березки вновь оказываются выставленными на продажу. В 1874 году ловкие столичные купцы Касьянов и Овечкин приобретают старую усадьбу вместе с территорией, окружающей церковь, и в том же году продают её Эдуарду Ивановичу Бромлею.
      Семейство Бромлеев отметились в русской истории в качестве создателей крупных московских предприятий. Два брата, Эдуард и Фридрих, прибыли в Россию в 1850-х годах и начали с небольшой механической мастерской. А к 1896 году эта мастерская выросла в огромное «Общество механических заводов братьев Бромлей» (в советское время переименованное в завод «Красный пролетарий»).
      Естественно, предприимчивый Эдуард Иванович развернул бурную деятельность и в нашем селе Сергиевское-Березки. В 1880 году он открывает здесь стекольный завод, работавший до самой смерти владельца и приносивший прибыль.
      Можно с уверенностью предполагать, что это место приглянулось Бромлею не только как площадка под очередной промышленный объект. Судя по всему, этот обрусевший англичанин полюбил Березки и воспринимал их в качестве основной своей загородной дачи. Хотя обширная усадьба, оставшаяся от Салтыковых и наполненная всякими «барскими затеями», и не использовалась Бромлеями в полном объеме, но, тем не менее, – они проводили здесь немало времени и старались поддерживать в угасшем дворянском гнезде относительный порядок.



      Пруд усадьбы уцелел. Уцелели и старые парковые липы, но все страшно заросло и загажено.
      На ту сторону пруда хода нет, это территория бывшего пионерлагеря, теперь полицейской академии. Там же находятся руины церкви.


      Еще одно предание деревни, что тут отступали французы из Москвы.Поговаривают что на старом кладбище был курган братской могилы. У меня во дворе растет 300-летний дуб и он конечно же все видел...но молчит ))).
      Вот писал об ентом- https://mu-pankratov.livejournal.com/335290.html
      Наполеон не стал фотографироваться на фоне дуба, а вот в 2013 году, произошло не менее историческое событие. На Казанскую, проездом из Румынии в Москву, на два дня  Середнево посетил- Высокопреосвященный Леонтий, Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит.


      Кстати говоря, на карте "Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г., Березки обозначены что 100% населения старообрядцы. С кем не разговаривал, ни кто не помнит сейчас. В любом случае, владелец имения и поп Троицкой церкви были никониянами.))) Скорее всего в ту пору, на стекольную фабрику, было завезено много рабочих и специалистов, наверное они то и "подпортили" статистику. )))

      Если удастся собрать еще материала, то буду обновлять. А если у вас есть какая то информация или фото, буду премного благодарен! 


      Большой поклон Дмитрию Юркову, Ирине Гаврилиной за фото и информацию.
       
      Ссылка на источник
       
Пользовательский поиск

Яндекс.Погода

Город Московский на карте






×
×
  • Создать...