Перейти к содержимому
AlekcDolche

Филимонки.Погибший памятник федерального значения

Оцените эту тему

Recommended Posts

Оригинал взят у userinfo.gif?v=17080?v=135.7new_muscovite в Филимонки, погибший памятник федерального значения

 

Если ехать из Троицка в Московский кратчайшим путем, то едва ли не половину пути над лесом будет маячить необычная белая колокольня. Это один из соборов бывшего Князь-Владимирского монастыря. Но мало кто из проезжающих знает, что напротив монастыря, на другом берегу реки ещё совсем недавно виднелся не менее значимый памятник архитектуры - усадьба Святополк-Четвертинских.

Еще каких-то 15-20 лет назад здесь, почти на самом краю крутого обрыва, спускающего к Ликове, стоял господский усадебный дом... Он устоял в 1812 году, перетерпел революционные годы, но не смог пережить разруху, начавшуюся после развала СССР. Сначала усадебные постройки были заброшены и начали быстро разрушаться. А потом доминанта исторического ансамбля сгорела за пару часов от неизвестной причины.

Приехать посмотреть на остатки былой роскоши лучше всего ранней весной или поздней осенью. Летом здесь все затягивает буйной зеленью, скрывающей печальные развалины.

Вот что осталось от колоннады господского дома (на заднем плане - развалины деревянного флигеля):

4312_900.jpg

Веранда господского дома:

4384_900.jpg

Полузасыпанный вход в подвалы:

5219_900.jpg

Вероятно, эти своды помнят еще эпоху Наполеоновских войн:

5614_900.jpg



Всего несколько шагов от усадебных развалин, и с обрыва открывается чудесный вид на бывший монастырь:

4703_900.jpg

Монастырским постройкам повезло намного больше. Они пересидели самые тяжелые времена на территории режимного объекта (психоневрологического интерната) и дотянули до нормальной реставрации...


А вот так филимонковские памятники выглядели чуть больше 10 лет тому назад (по клику на фотку можно увидеть больше снимков):

91454466.jpg

91454488.jpg

Вообще, очень живописное место!
Кто будет проезжать мимо - очень рекомендую посетить.

 

 

Кому интересно,можете  прочитать ниже по ссылкам про усадьбы ,расположенные в нашем округе  :

 

1. Усадьба Бараново

 

2. Усадьба Филимонки

 

3. Усадьба Изварино

 

4. Усадьба Валуево

Изменено пользователем AlekcDolche

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто может  что-нибудь рассказать об истории из жизни монастыря, в смысле не только самого здания,а его обитателей? Какие то факты и подробности,которых нет в предложенных темах по ссылкам? Наверняка,там не всё рассказано,и есть истории,оставшиеся за  пределами повествования в ЖЖ.

 

Ну вот, из того, что можно найти в интернете:

 

Господская усадьба появилась в селе Филимонки в XVIII веке. Имение сменило множество владельцев и в 1840-х годах перешло к семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, во исполнение желания жены, начал строительство в Филимонках двухэтажного храма. Церковь задумывалась как родовая усыпальница князей и возводилась, вопреки ожиданиям, не на территории усадьбы, а в километре от нее, на правом берегу реки Ликовки. Строительство Троицкой церкви завершилось в 1861 году, ее нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского; верхний, Троицкий, освятили лишь семь лет спустя.

 

Архитектура храма сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романо-готического стилей и представляла романтическое направление в зодчестве. Фамильная усыпальница располагалась в цокольном этаже, над ней возвышался центрический крестообразный храм. Сооружение впечатляло своими размерами и было видно издалека. Сестра князя Вера Борисовна Святополк-Четвертинская уже после смерти брата завершила строительство церкви и построила колокольню, с которой храм соединялся закрытой галереей. Высокая пятиярусная колокольня была пронизана узкими арками, подчеркивающими вертикальную композицию.

 

В 1888 году произошло событие, косвенно оказавшее большое влияние на судьбу села и усадьбы. 17 октября в 50 километрах от Харькова потерпел крушение императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек, однако вагон, в котором находилось августейшее семейство, не сошел с рельсов, никто из царской семьи не пострадал. Александр III, отличавшийся мощным телосложением, долгое время удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу. Во многих российских городах и селах в память о чудесном избавлении императорской фамилии были построены храмы и часовни. Святополк-Четвертинская решила увековечить событие созданием монашеской общины. В октябре 1890 года были утверждены устав и штат женской общины, названной Князе-Владимирской (в память о брате княжны), в 1891-м община получила статус монастыря.

 

Сосед Четвертинских, барон Шеппинг, в 1890-х годах так описывал усадьбу: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймленными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня». В 1900-х годах на территории монастыря была возведена еще одна церковь – Успенская. Ступенчатое здание с тремя гранеными апсидами было увенчано пятью главами и построено в псевдорусском стиле, сочетавшем приемы древнерусской архитектуры и новых течений.

 

Вера Борисовна Святополк-Четвертинская стала настоятельницей монастыря. Она заботилась не только о сестрах, но и о жителях окрестных селений: оплачивала услуги доктора, бесплатного лечившего всех нуждавшихся, выдавала крестьянам ежемесячные пособия. Ее сестры, княгини Надежда Борисовна Трубецкая и Наталья Борисовна Шаховская, пожертвовали общине иконостас из красного дерева. Четвертинская оставалась настоятельницей Князь-Владимирского монастыря до 1893 года. Через год она скончалась и была  похоронена в семейном склепе, рядом с родителями, братьями и сестрами. Настоятельницей стала монахиня Анастасия, в 1901 году возведенная в сан игуменьи. 

 

В 1920-е годы монастырь закрыли, однако монахини до начала 30-х проживали при храмах. Затем были закрыты и храмы, их использовали для сельских нужд, келейный корпус отдали под жилье. Все деревянные постройки были уничтожены. Княжеская усыпальница разорена, могилы вскрыты. После войны в монастыре разместился психоневрологический интернат.

 

 

Вот здесь более подробный рассказ о монастыре: http://po-sviatym-mestam.narod.ru/knyazhe-vladimirskiy-monastyr.htm

 

Еще вот здесь много материалов и фотографий: http://deadokey.livejournal.com/90445.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии.

 

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо,что просветили. Мне даже неловко,что я вместо того,чтобы самой в интернете поискать,просила Вас рассказать о монастыре именно здесь. Просто не всегда есть время и возможность весь интернет вдоль и поперёк просматривать. А здесь зайдёшь в тему и всё можно прочитать.

Это сейчас мы соседи по Новой Москве,я в Сосенском поселении,Вы в Московском. А раньше наши места объединялись в одну Десёновскую волость Подольского уезда Московской губернии. Я по мере возможности  посещаю архив Московской области, изучаю послереволюционный период наших краёв.Надо сказать, что информации и документов по Подольскому уезду,и в частности по Десёновской волости крайне мало,в отличии от других уездов и волостей. Но и этого  "мало" хватит не на один месяц работы. Среди постановлений и протоколов  Десёновского волостного исполкома мне периодически попадается информация об этом монастыре и передельцевской больнице. Место там видно какое-то "неспокойное" ,вокруг него постоянно какая то "движуха",если так можно выразиться.

 

 

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мне казалось, что Передельцы - это Звенигородский уезд.

 

Ранее так и было.Но потом наши территории вошли в Подольский уезд. Когда и как это произошло - на вскидку не скажу, эта информация есть в открытом доступе.Во всяком случае,тот период,что я в архиве просматриваю,1918-1930 гг. - наши территории числятся за Подольским уездом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ирина,наткнулся тут на Летопись Сосенского края. – Б.м: Б.и, Б.г. – 229 с. .Посмотрите ее,может заинтересует.

 

Спасибо, но сей труд,который написал не кто-нибудь, а бывший глава администрации поселения Сосенское,Белоконев ( скорее не написал,а составил),мне хорошо известен. Это некий дайджест из фрагментов исторической инфы,лежащей на "поверхности",хроники советских времён в свете создания совхоза "Коммунарка" и с вкраплениями антисоветской тематики ввиде рассказа о спецобъекте,бывшей даче Ягоды,о которой не читал и не слышал только ленивый. На слово Летопись этот труд не тянет,но тем не менее,хоть какую-то полезную информацию почерпнуть можно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На мой взгляд,гораздо интереснее прочитать о "преданиях старины глубокой" в книге "Древний Сосенский Стан....". Автор- один из последних владельцев д.Николо-Хованское, барон Дмитрий Оттович Шеппинг. Мне,к сожалению,пока не удалось добраться до изучения этого труда, но обязательно намереваюсь это сделать.

Барон Д.О.Шеппинг был довольно примечательной личностью:

 

Барон Дмитрий Оттович Шеппинг (1823, Москва — 17 марта 1895, Москва) — русский историк, археолог, этнограф; автор многочисленных работ по мифологии и этнографии. Племянник библиофила А. Д. Черткова.

Происходил из старинного рода баронов фон Шеппинг (op dem Hamme, gennant von Schoeppingk), существовавшего в Вестфалии ещё в XIII столетии. Сын Отто Дмитриевича Шеппинга (1790—1874) от брака его с Марией Дмитриевной Чертковой (1799—1874). Получил домашнее образование; служил в Главном архиве Министерства иностранных дел. Был членом Московского археологического общества.

Первые его научные сочинения были написаны в относительно раннем возрасте. В 1849 году в отдельном издании вышла его работа «Мифы славянского язычества», позднее, в 1862, — «Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках».

В 1861 году в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» вышла его статья «О древних навязах и наузах и влиянии их на язык, жизнь и отвлеченные понятия человека».

С 1868 года активно сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», издававшемся под редакцией А. А. Хованского. Здесь печатаются его статьи: «Оборотень в его мифологическом и пластическом олицетворении» (1866); «Обозрение звериного эпоса Западной Европы. Материалы для сравнительного изучения символики животных» (1868); «Этюды из народных сказаний. I. Святой Егорий Храбрый. II. Борис и Глеб - Божии кузнецы» (1884); «Божества древних Славян. А. С. Фаминцина» (1886); «Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии» (1888); «Значение некоторых зверей, птиц и других животных по суевериям русского народа» (1895); «Символика чисел» (1893).

Основные труды Шеппинга посвящены славянской мифологии и этнографии, а также археологии. В течение многих лет он жил в своём имении Никольском Подольского уезда Московской губернии. Изучал историю Сосенского Стана. В работе «Древний Сосенский Стан Московского уезда» дал научное описание сёл и имений, вошедших ныне в черту Москвы (в их числе: Богородское-Воронино, Большое и Малое Голубино, Знаменское-Садки, Коньково, Узкое, Ясенево). В 1869 Шеппинг вместе с археологом А.А. Гатцуком исследовал курганы у села Коньково.

Скончался в Москве в 1895 году и был похоронен в Новодевичьем монастыре.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Д.О.Шеппинг писал и о Филимонках :

 

"Сосед по имению барон Шеппинг так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня....."

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

Изменено пользователем new_muscovite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, книжечка Шеппинга - лучшее, что есть по нашей местности.

В последний раз листал её в ГПИБ, а сейчас глянул - уже и в интернете есть сканы.  Кто не читал - крайне рекомендую ознакомиться!

 А что-то ещё по нашим местам, в смысле Сосенскому стану, можете посоветовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ничего более полного и подробного по истории XVII-XIX столетия (не говоря уже про более отдаленные периоды) точно не написано. Если только самостоятельно лезть изучать источники...

 

По отдельным хорошо изученным сюжетам, типа войны 1812 года, революции 1917 и становления советского строя (колхозы, раскулачивание, и т. д.) мне попадались только отдельные фрагменты по нашей местности в тематических статьях и монографиях. Но в основном какие-то довольно краткие банальные вещи (типа того, что "в процессе отхода Наполеона по Калужской дороге подверглись разграблению такие-то села").

 

Все-таки у нас тут не настолько интересная местность, чтоб про нее были отдельные научно-исторические исследования. Можно считать, что и с Шеппингом нам очень повезло, по большинству подмосковных станов - не найдется даже такого...

 

Думаю, если у вас есть прям какой-то большой интерес, то можно заняться изучением полной истории района самостоятельно. Может,  тоже со временем напишете книжечку, как знать :wink3: .

Например, в интернете точно есть несколько сборников из академической серии "Археологическая карта России". Находим Ленинский район, изучаем археологические объекты нашей местности, делаем самостоятельные обобщения, и получаем целый пласт истории, который не встретишь у барона Шеппинга. Ну, а по более современным эпохам (XIX-XX вв.) - это уже в архивы надо идти, конечно. Материалов море, было бы время искать и разгребать...

Благодарствую! На книжку я конечно не расчитываю, но для себя хотелось бы как можно больше узнать о наших местах.Не думаю, что наши края так просты и малоинтересны, как это может на первый взгляд показаться. Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати, насчёт материалов в архивах. По-немногу посещаю архив Московской области, пытаюсь изучать послереволюционный период истории нашего района, а точнее, Подольского уезда, Десёновской волости. До предреволюционного пока не добралась, это надо в другой архив обращаться. Так могу с сожалением сказать, что именно по Подольскому уезду, и тем более, по Десёновской волости материалов не так много, а некоторые вообще отсутствуют. Хотя по другим уездам, например,Богородскому или Звенигородскому, и по другим волостям, например Шебанцевской или Добрятинской, гораздо больше официальных источников и документов. С чем это связано, мне пока не удалось высянить. Сотрудники архивов не любят слишком назойливых посетителей,задающих неудобные вопросы. А мне ещё надо много там изучить, и не хотелось бы стать в архиве персоной нон-грата.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне ещё попадалось в разных источниках упоминание о книге А.Н.Греч "Венок усадьбам". Прочитать в инете мне не удалось, но можно заказать в интернет-магазинах, цена вроде приемлемая. Но хотелось бы понять, стоит ли эта книга реального внимания и интереса. Вы не читали?

 

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Листал издание 1994 года.

Книжка интересна разве что в плане описей состояния некоторых усадеб в послереволюционные годы. По нашему району там довольно мало материала. Я бы не стал покупать ради нескольких страниц, ибо она есть в крупных библиотеках. Издание больше актуально для тех, кто интересуется историей русской усадьбы в целом, а не историей какого-то одного района.

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, что разъяснили, значит эта книга не для меня. Хорошо, что есть человек, который может дать полезный совет на эту тему, среди людей моего окружения мало кто интересуется  "преданиями старины глубокой", и порой даже не с кем проконсультироваться.Об истории статусных известных усадеб и имений в нашем районе написано не мало, и в открытом доступе достаточно информации, как о самих усадьбах, так и о пафосных владельцах. Но мне не менее интересно описание жизни,быта, традиций простых людей, населявших наши края в прежние времена. Без этой информации невозможно составить целостную картину истории нашего района. А этих сведений как раз таки и мало, или они не лежат на поверхности, и нужно хорошо потрудиться, чтобы их добыть. В любом случае, буду признательна за любой совет на эту тему.

 

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собирайте экспедицию, пока поколение не ушло. ;) Думаю, эту работу здесь ещё никто не проделал.

Если Вы возглавите эту экспедицию, я с удовольствием присоединюсь и внесу свой посильный вклад!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень жаль. А ведь в Европе уже давно разработаны механизмы спасения таких памятников. Они отдаются за 1 евро любому желающему с обязательством ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии. Но ведь у нас это никому не нужно, так как в таком случае - какую же чиновники получат выгоду? Так и погибают у нас старинные строения, я думаю, мы не знаем о тысячах таких же случаях по всей России. 

У нас это выглядит так : продают далеко не за рубль, а за весьма конкретные деньги. И людям имеющим не только средства, но и положение. Просто так с улицы вам никто ничего не продаст, не за рубль,не за миллион. Далее, эта территория становится частной собственностью (пример- усадьба Бачурино,купленная неким Меламедом, можно найти в инете,кто это). По всяким законам и правилам, есть серьёзные органичения на строительство и переделку этой территории. Но как у нас законы соблюдаются, а точнее, не соблюдаются, не знает только ленивый. В результате, территория бывшей усадьбы или имения либо так и стоит заброшенной, либо её серьёзно реставрируют и облагораживают. Но она,будучи в частных руках, недоступна для посещения, и потеряна для жителей района практически навсегда. И в чём тогда смысл? Усадьбы или разрушаются до основания, как Филимонки, либо они становятся собственностью ограниченного круга лиц,  а это для большинства жителей что Новой Москвы,что Старой, ничего не меняет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Немного о бывших владельцах Филимонок.

 

Князь БОРИС АНТОНОВИЧ ЧЕТВЕРТИНСКИЙ, 1781—1865, происходил из древнего рода князей Святополк-Четвертинских, ведущих свое начало от Рюрика. После смерти отца его, князя Антония-Станислава Четвертинского, убитого чернью при мятежа в Варшаве в 1794 г., Екатерина II приняла особенное участие в князе Борисе, привезенном мачехою в Poccию. Он был помещен в кадетский корпус и скоро произведен прямо в офицеры гвардии. Начав военную службу в Преображенском полку, князь Борис Антонович затем перешел в Улaнcкий Е. И. В. полк, а 5 Мая 1805 г. причислен был к лб.-гв. Гусарскому, с чином полковника, и принимал блестящее учaстиe в кампаниях 1805—1807 гг. Красивый и веселый, он пользовался большим успехом в обществе и считался неотразимым, победителем женских сердец. Исполненный благородства и рыцарских чувств, он не задумался пожертвовать блестящей военной карьерой, открывавшейся перед ним, как, только ему стало известно положение, занятое при дворе сестрою его, Mapиeй Антоновной Нарышкиной. Князь Четвертинский удалился от двора и стал жить почти безвыездно в своем эскадроне, а в 1808 г. вышел в отставку, несмотря на желание Государя и убеждения Цесаревича Константина Павловича. В 1809 г. он женился на княжне Надежде Федоровне Гагариной и поселился в Москве. В 1812 г. он занялся, по просьбе гр. Мамонова, формирователем его конного казачьего полка и сам готовился принять участие в военных дeйcтвияx, получив командование полком, стоявшим в Ярославле. Но война окончилась ранее, чем полк оказался готовым к выступлению в поход, и кн. Четвертинский вернулся с женою в Москву, где и провел всю свою жизнь, состоя на службе по придворно-конюшенной части в чине шталмейстера. К сестре, в свою очередь, платившей ему самой нежной привязанностью, он продолжал сохранять дружеские чувства и находился с ней в переписке, хотя они никогда больше не виделись. В 1856 г., с воцарением Александра II, он был пожалован в обер-шталмейстеры.
Князь Четвертинский скончался 23 Января 1865 г. в Москве, в казенном доме у Колымажного двора, после его смерти пожалованном его вдове. Похоронен в семейном склепе села Филимонки Подольского уезда, в 25 верстах от Москвы, пожертвованного впоследствии Владимирскому монастырю, в котором сын его, кн. Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, был строителем co6oрной церкви. (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве).

 

0_1442eb_997d4829_orig.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 
Княгиня НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА ЧЕТВЕРТИНСКАЯ, 1790—1883, дочь генерал-майора, кн. Федора Сергеевича Гагарина, убитого в Варшаве во время мятежа 1794 г., родилась 11 Февраля 1790 г.; мать её, кн. Прасковья Юрьевна, рожденная княжна Трубецкая, была замужем вторым браком за П. А. Кологривовым. Воспитанная под нежным попечением матери, безумно любившей своих детей, княжна Надежда Федоровна вышла в 1809 г. замуж за блестящего молодого полковника, кн. Б. А. Четвертинского.
По отзыву современника, „молодая княгиня Четвертинская была из числа тех женщин, которых стоить любить. Ея прямой, гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, оттенявшие его матовую, прозрачную белизну, и очаровательная улыбка приводили в восхищение всех её знавших; от матери своей, в молодости принадлежавшей к сонму первых московских ,,львиц” Александровской эпохи, княгиня Надежда Федоровна унаследовала веселость характера, любезность и приветливость в обращении, одинаково с мужчинами, как и с женщинами, но для мужчипн, по замечанию Вигеля, ,,на челе этой Надежды была всегда надпись Дантова ада: „Оставь надежду навсегда”.
Овдовев в 1865 г., кн. Надежда Федоровна продолжала жить в Москве в подаренном ей Императором Александром II доме у Колымажного двора, пользуясь почетом и уважением всего города. Сохранив до последних дней своей долголетней жизни подвижность и энергию, она посвятила себя делам благотворительности и была председательницей Совета Московских детских приютов. В 1856 г. княгиня Четвертинская была пожалована кавалерственной дамой орд. св. Екатерины меньшего креста, а в 1877 г. назначена статс-дамой. Скончалась в глубокой старости, 95-х лет, в Москве
3 Мая 1883 г., во время коронации Императора Александра III, и погребена рядом с мужем в склепе, в селе Филимонках.
Кроме двух сыновей, Бориса и Владимиpа, кн. Надежда Федоровна имела 6 дочерей: Надежду (за кн. А. Н. Трубецким), Прасковью (за кн. С. А. Щербатовым), Елизавету (за бар. А. Г. Розеном), Mapию и Веру, умерших незамужними, и Наталию (за кн. Д. Ф. Шаховским). (С миниатюры работы Мартен; собственность княгини Н. Б. Трубецкой, в Москве.)

 

0_1442ec_a3b31e2f_orig.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Впервые род упоминается в документах от 1388 года. Князь Фёдор Михайлович Четвертинский был послом в Валахию (1492). Князь Юрий Иванович Четвертинский (умер в 1502 г.) был наместником владимирским (на Волыни), а сын его князь Фёдор (умер около 1508 г.) — наместником брацлавским и звенигородским. Князь Николай Степанович (умер в 1661 г.) был каштеляном минским.

Князь Григорий в монашестве Гедеон (умер в 1713 г.), был митрополитом киевским. Князь Януш-Фома и князь Фелициан были последовательно (1785—1792) каштелянами черниговскими. Князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский, каштелян пшемысльский, советник тарговицкой конфедерации, убит в Варшаве 8 июня 1794 г. Его семейство вывезено было в Россию.

 

В 1843 году его сын Борис Антонович подал ходатайство о признании своего рода в княжеском достоинстве, но не мог представить необходимых документов. На специальном докладе по данному вопросу Николай I наложил следующую резолюцию :

30px-Aquote1.pngпризнать Бориса Четвертинского в княжеском достоинстве, принимая во внимание, что ещё в детстве он с сестрами жил в Санкт-Петербурге и пользовался княжеским титулом, по смутным же временам, бывшим при смерти отца его в Польше, находился в совершенной невозможности получить документы, доказывающие его права на княжеское достоинство.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

0_1449fa_fedffb3e_orig.png

 

Герб Святополк-Четвертинских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Курьер
      20 сентября 2017 года. Окрестности Зименки. В последние теплые дни перед зимой еще можно увидеть серую цаплю. Фото: Виктор Хабаров В Новой Москве прошла экологическая экскурсия по окрестностям реки Зименки. 
      Правда, близко к ней не подойти, и Ирине Морозовой приходится рассматривать ее в бинокль. Фото: Виктор Хабаров Река Зименка протекает по территориям поселений Московский и Сосенское.
      Еще можно полакомиться костяникой. Фото: Виктор Хабаров Впадает в реку Сосенку около деревни Зименки, от которой, возможно, и получила название.
      — Местные помнят и другие имена этой речонки — Зимница, Зимянка, Безымянная, Безымянный ручей, — рассказал краевед Энвер Софинов.
      Услышать лягушек. Фото: Виктор Хабаров Река протекает южнее поселения городского типа Московский, вдоль садового товарищества «Просвещенец», а ближе к устью у деревни Зименки образует каскад прудов.
      — Ближе к истоку у реки располагается живописная заводь, населяемая ондатрами, бобрами, цаплями, камышницами и куликами, — рассказывает натуралист, член Союза охраны птиц России Иван Неслуховский. — На экскурсии мы видели серых цапель, хохлатых чернетей, крякв, камышниц.
      Найти дерево, сваленное бобрами. Фото: Виктор Хабаров Или, как Оксана Мастер, найти прекрасный экземпляр гриба. Фото: Виктор Хабаров Ссылка на источник
    • Автор: AlekcDolche
      Источник: сайт ПАО Группа Компаний ПИК https://www.pik.ru/
    • Автор: Элька
      Очередной беспредел администрации поселения Филимонковское.  Ссылка: https://ok.ru/video/364751424079
       В поселении Филимонковское ,п.Валуево была установлена вышка на  расстоянии примерно 10 метров от жилого дома №12. Жители п.Валуева категорически против возведенной конструкции. 12 августа 2017 г.  в приемный день главы Администрации Казаковой Т.Н.,жители посёлка собрались на приём к главе администрации ,что бы решить проблему. Глава Администрации, как всегда происходит в такие моменты, ушла в отпуск (жители уже в этом убеждаются не раз).Когда жители стали требовать заместителя  главы администрации Беляева А.С., Захарова Т.П.сказала,что он на совещании и скоро подъедет. Жители стали дожидаться перед зданием администрации заместителя .главы администрации Беляева А.С,только приехал он почему то не с совещания ,а из коттеджа, который расположен неподалеку от здания администрации, где он проживает с бывшей главой администрации Тишкиной Л.И.  Беляев А.С. и другие сотрудники администрации,как всегда ничего не знают ,ничего не видят,что творится в поселении Филимонковское,п.Валуево.Они не знают ,что творится и не видят что установили у них прямо под окнами администрации.
       
    • Автор: aeneus
      Активисты московского отделения Общероссийского народного фронта провели комплексную проверку по обращениям граждан в Троицком и Новомосковском административных округах. В рамках работы Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды и проекта Народного фронта «Генеральная уборка» общественники посетили проблемные объекты, встретились с жителями и взяли на контроль устранение выявленных нарушений.
      В декабре 2016 г. в послании Федеральному собранию президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин подчеркнул необходимость решения целого ряда экологических проблем. «По всей стране надо заняться уборкой загрязненных территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населенных пунктов, недавно, только что об этом говорили с активистами Общероссийского народного фронта. Это проблема не только крупных городов, но и сел, и поселков», – сказал тогда Путин.
      Жители деревни Нижнее Валуево в поселении Филимонковское рассказали, что под предлогом благоустройства лесопарковой зоны горами строительного мусора и грунта здесь был засыпан Марьинский овраг, родниковый ручей и река Ликова. «В ходе рейда мы убедились, что нужно срочно вмешаться в ситуацию. Нарушен естественный ландшафт местности и среда обитания растений и животных, русло ручья засыпано, территория вокруг затапливается и заболачивается, деревья стоят в воде, вода стоит в подвалах домов, кругом мусор, грязь, ил. Жители категорически против такого «благоустройства», которое длится уже второй год», – заявил координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Москве Евгений Сорокин.
      С экологическими проблемами столкнулись и жители поселка подсобного хозяйства Минзаг в поселении Краснопахорское. В нескольких метрах от их домов образовалась несанкционированная свалка строительных, бытовых и медицинских отходов. «Эксперты ОНФ зафиксировали хранение, сортировку и захоронение мусора, – подчеркнула координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Москве Наталья Розина. – По словам местных жителей, отходы только копятся, мусоровозы приезжают регулярно, периодически мусор сжигают прямо под окнами, люди задыхаются от едкого запаха. Часть отходов сбрасывается в овраг у реки Пахра. Среди прочего мы обнаружили разбросанные шприцы, капельницы с кровью и другие медицинские отходы. Все это попадает в почву, в реку и в колодцы жителей».
      Эксперты ОНФ убеждены – необходима комплексная проверка объектов с участием надзорных органов, представителей ГБУ «Мосэкомониторинг», префектуры округа, чтобы оценить экологическую безопасность проживания людей в данных поселениях, и выяснить, на каких основаниях нарушается режим использования территорий.
      «Эти проблемы возникли не вчера, а тянутся уже годами. У каждой беды своя история. Речь идет о крупных свалках мусора на территории Москвы, которые наносят серьезный вред окружающей среде, здоровью людей, губят природу. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, помочь жителям и природе, понадобится вмешательство большого количества экспертов, неравнодушных граждан, специалистов», – подчеркнул Сорокин.
      По результатам проверки эксперты ОНФ готовят обращение в префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов, а также в управление Росприроднадзора.
      27 июля 2017 года, 14:07
      http://onf.ru/2017/07/27/onf-nastaivaet-na-ustranenii-ekologicheskih-narusheniy-vyyavlennyh-v-hode-proverki-v/
Пользовательский поиск

Яндекс.Погода






×
   Сайт работает на облачном сервере ispserver.ru