Перейти к содержимому
AlekcDolche

Забытая Россия: Урочище Введенское-Борисовка

Оцените эту тему

Recommended Posts

Хочу рассказать об одном малоизвестном месте: Урочище Введенское-Борисовка. Оно находится в 25 километрах от Москвы, между Киевским и Калужским шоссе. Вот сайт крестьянской оратайской школы, создавшей на поле уникальный архитектурный ансамбль, который мало кто видел, но который тем не менее поражает своей красотой: http://www.vvedenskoe-borisovka.ru/
Сам архитектурный ансамбль до недавнего времени был затерян в лесах подмосковья и выглядел жемчужиной среди полей.
 

730_1000.jpg
1234_600.jpg1386_600.jpg

Сейчас к сожалению цивилизация распространяется повсюду, безжалостно уничтожая всё, что встречается на пути. И это место не стало исключением. Поля вокруг этого места притягивают инвесторов, что бы вложиться в очередной коттеджный поселок или жилой комплекс. Совсем рядом, на соседнем поле расположился коттеджный поселок Графские Пруды, который разрастается как плесень после дождя, безостановочно пожирая всё новые и новые площади. Вот кстати его сайт: http://www.grafskoe.ru/
Посмотрев в интернете, я нашел одну очень хорошую статью про Урочище Введенское-Борисовка:http://gronlandsvarg.livejournal.com/119601.html и одну статью, которая, к глубокому сожалению, показывает реальное печальное положение дел: http://nbelova.livejournal.com/104731.html
В своей статье автор ( http://gronlandsvarg.livejournal.com/ ) хорошо описывает это место и я в свою очередь пишу эту статью, что бы поддержать его и что бы как можно больше популяризировать это место. Я сам посетил этот комплекс летом 2013 года, тогда к соседнему полю уже проводилась дорога из бетонных плит и уже чувствовалось неотвратимое приближение цивилизации. Цивилизации, основанной не на уважении к своей культуре и традициям, а на коммерции, на бизнесе и на холодной, бездушной выгоде.

852_600.jpg
Сейчас хочу немного прокомментировать вышеприведенный пост (http://gronlandsvarg.livejournal.com/119601.html )
"добраться сюда непросто, несмотря на недавнее присоединение окрестных лесов и полей к столице крупнейшей страны мира. От одного автобуса (Птичное) сюда пешком 7 км, и от другого (Былово) примерно столько же. В первом случае дорога на половине пути покрыта водой — где по щиколотку, а где и по колено (допускаю, что и вторая дорога иногда превращается в такое же месиво). Заехать сюда можно на подготовленном внедорожнике. Вот эти внедорожники и разбивают дорогу." - автор совершенно точно указывает на сложность пути, так и есть, добраться очень тяжело. (http://my.mail.ru/video/mail/supermega/1/20.html )

Несмотря на то, что сейчас через лес проложили дорогу из плит, проехать все так же сложно потому что данная дорога закрыта шлакбаумом и въехать могут только строители.
3154_600.jpg"Уходим в сторону Полян. Говорят (мы сами не видели), где-то здесь на входе в лес до сих пор висит еще советская табличка "Памятник природы Малинки"."
- да табличка и правда есть, старая и на ней уже почти ничего не видно, я ёё сам видел когда ходил в Былово.
К слову эта табличка стоит вдоль просеки, что на этом снимке правее поля.
"Место это удивительно своей близкой к мегаполису первозданностью. Здесь нет асфальта, не видны трубы, ближайшее жилье (да и то непостоянное) — в трех километрах по плохой дороге через лес. Такие места — живая иллюстрация к сказкам про бабу-ягу." - да, полностью согласен с автором, у меня тоже возникло такое ощущение. Еще больше это ощущение усиливается, когда подходишь к самим строениям.
Все они выполнены из массивных брёвен, настолько толстых, что по началу это просто заворживает и хочется просто ходить, смотреть и восхищаться. Главной идеей данного комплекса было воссоздание шедевров нашей русской культуры, что бы покаать
1896_300.jpg2390_300.jpgвсю красоту и великолепие нашей архитектурыhttp://www.vvedenskoe-borisovka.ru/architecture/ . Я как и автор поста надеюсь: "Надеюсь, памятник природы не канет под напором коттеджей."
Надеюсь, что этот архитектурный ансамбль не исчезнет и не станет беззащитным пережитком прошлого как наша культура и наша память и уважение к нашей истории и нашему прошлому.
 

2704_600.jpg

4452_600.jpg

3428_600.jpg

3764_600.jpg

5054_600.jpg

2896_600.jpg

4035_600.jpg

4179_600.jpg
 
 
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Велопоездки'2013. К "деревянным церквям Руси".

 

Свои фотографии церквей и монастырей я размещаю на моей домашней страничке (кстати, 19 июля ей будет уже 15 лет!). Лучшие, вместе с рассказами, дублирую здесь, но также, я уже второй год сотрудничаю с сайтом "Соборы России", пополняя их обширную базу фотографий храмов России. Пользуюсь этим сайтом и как отличным справочником, помогающим построить маршруты моих поездок. Вот и недавно, обратил внимание на фотографии деревянных храмов в урочище Введенское-Борисовка, где-то в 25 км от моей дачи. Так что очередную велопоездку планировал именно туда.
На картах, урочище было показано как поляна посреди леса, куда не ведут асфальтовые дороги, но судя по всему есть грунтовки (показаны только на "народной" карте от Яндекса). Ближайшие населенные пункты в нескольких километрах, в том числе Елизарово, где я был в прошлом году и до которого добирался тоже именно по полям, грунтовыми дорогами, благо велосипед у меня не дорожный, а горный.
Ехать хотел как обычно с утра, но прогноз погоды показывал яркое солнце после обеда (хотя опыт подсказывал, что в наших краях солнце только часов до 12, потом переменная облачность, а то и все небо в серости не смотря на жару)... Но хотелось снять церковь в Милюково, и именно с послеобеденным освещением. Так что поехал в 2 часа и с солнцем ошибся полностью...
Ехал по хорошо знакомому с прошлого года маршруту - по Минскому шоссе до "жаворонской" эстакады, на ней сворачиваем в сторону Киевского шоссе, пересекаем его, едем в Первомайское, где крутой спуск к речке Десна, но разогнаться в этот раз не удалось, так как идет ремонт дороги и сняли верхний слой асфальта. Так до Елизарово и стучал колесами как поезд по стыкам рельсов.
От края Елизарово и должна была начинаться грунтовка, но оказалось что это все таки узенькая асфальтовая дорога, хоть и раздолбанная. Проехав немного посмотрел в смартфоне карту и понял, что нет, не туда дорога, вернулся назад и увидел узкую колею от трактора идущую через поле, поехал по ней, и в этот раз навигатор направление подтвердил. Смартфон с GPS все таки полезная в таких поездках штука!

48990_original.jpg

За полем начинался лес и просека посреди него. По просеке и шла грунтовка, по которой только на тракторе или на танке ездить, одни бугры и канавы, а в канавах - лужи, в одну даже провалился, когда уже пришлось везти велосипед руками. После просеки слева показался в недалеке поселок, а грунтовка пошла краем леса, и там ныряла в такую лужу, что купаться было можно. К счастью справа была колея от квадроцикла, по ней и смог пройти и велосипед провести. Далее по карте грунтовка должна была уйти в лес и пересечь ручей, подумал - вот там то уж точно увязну, но вдруг послышались звуки стройки и передо мной возникла отличная дорога с насыпью и уложенными тремя рядами бетонными плитами, которые гастарбайтеры сваривали между собой и засыпали стыки песком.
Подумалось, что это дорога и ведет в урочище, ведь надо же было подвозить материалы для строительства церквей, но дорога была слишком свежей (как выяснилось, последний ее участок проложили только пару недель назад). Привела бетонка к КПП, с охраной. Спросил - можно ли тут проехать к церквям, сказали - "пока можно" и проехать дали. За КПП было поле, на котором явно собираются возводить какой-то элитный поселок, а пока ставили со всех сторон забор из сетки-рабицы. Слева увидел кресты, и поехал (вернее повез велосипед) в ту сторону. Посреди только что возведенного забора была калитка, при которой уже стоял охранник, который калиточку открыл и разрешил пройти. И вот передо мной пруд, а на том берегу "деревянные церкви Руси".

13_06_184.jpg

13_06_204.jpg

13_06_201.jpg

13_06_213.jpg

По берегу пруда шла совершенно разбитая грунтовка из одной грязи, а по самому краешку три ряда досок, по которым и смог пройти. Охранник, пропустивший меня, разговаривал с каким-то бородатым мужиком в рубахе, который оказался местным священником, назначенным недавно сюда на служение. Он приехал из западной Украины и об истории строительства рассказать ничего не смог, да и дальнейшая судьба этого прихода ему не понятна. Но поведал историю этого святого места. Введенский храм в Введенском-Борисовке, видимо, существовал еще до Смуты. В XIX в. тут находилась часовня, сломанная в 1960-х. Место сие прославилось явлением иконы Введения Богородицы во Храм, которая явилась местной крестьянке на сосне, от которой сейчас остался один пень, но на сим месте установлен Поклонный крест и посажена молодая сосна. Батюшка поведал, что перед отъездом, еще на Украине, ему попала металлическая стружка в глаз, которая никак не выходила, даже предлагали лечь в больницу, но он все таки поехал на место служения. Глаз его беспокоил и здесь, но как он приложился к кресту, то глаз и очистился...

13_06_193.jpg

Службы здесь проходят по праздникам, в церкви Преображения Господня, которая практически достроена, хотя не установлены еще святые врата в алтаре. Приходят немногочисленные местные жители. Кроме верхнего храма, есть и нижний, еще не благоустроенный. Церковь была намечена к постройке в 1999 г. и сооружена в середине 2000-х попечением А. П. Кугая. Представляет собой хороший пример стилизации форм деревянного зодчества Центральной России XVII в., повторяя в объемах композицию Преображенской церкви из села Спас-Вежи (находившуюся в Ипатьевском монастыре Костромы, но несколько лет назад сгоревшей). Четверик под высокой клинчатой кровлей на подклете, окруженный галереей. Архитектор Саратовская Ю. Э.

13_06_185.jpg

13_06_188.jpg

13_06_195.jpg

13_06_198.jpg

13_06_190.jpg

Также заложена и деревянная Введенская церковь. Тоже не плохой пример стилизации форм деревянного зодчества XVII в. - двухшатровый четверик с небольшой трапезной и отдельно стоящей шатровой колокольней. Внутренняя отделка пока не окончена, архитектор Бодэ А. Б.

13_06_189.jpg

13_06_191.jpg

13_06_205.jpg

13_06_210.jpg

Кроме двух церквей, рядом с поклонным крестом возведена небольшая часовня. Также построена небольшая избушка, в которой и обитает батюшка, но есть и недостроенное большое жилое строение. Имеется запас бревен, но больше строительство пока не ведется.

13_06_197.jpg

13_06_199.jpg

13_06_203.jpg

Солнце скрылась в облаках, так что фотографировать пришлось без него, хотя может это и к лучшему, потому что правильнее передает общую атмосферу этого места, которая не праздничная, а скорее тихая и благоговейная...

13_06_211.jpg

13_06_209.jpg

Обратно ехал уже по новой бетонке, которая доходит до села Птичное, от туда уже знакомой трассой в сторону Киевского, а потом Минского шоссе. В который раз подивили гигантские километровые пробки у переездов (через железные дороги киевского и белорусского направления). К деревянному храму в Милюково заезжать снимать не стал, освещение не благоприятствовало... Вот полный план поездки.

49317_original.jpg

Пройденная дистанция - 53,5 км, максимальная скорость - 41,2 км/ч, средняя скорость 17,4 км/ч.
Снято: Canon EOS 5d markII, объектив Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.

Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома).
 
  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Потрясающе!

Но почему об этом месте так мало известно? 

Хотя, вот нашла об этом в Путеводителе по ТиНАО, стр.129. Место труднодоступное, поэтому наверное о нём мало кто знает. Зато строители коттеджей уже туда добрались.

Графские поляны, Барские поляны, Бельгийская деревня, Праймвиль,Бремен,Бристоль, Испанские кварталы....... Совсем офигели, всё русское, родное, традиционное исчезает на наших глазах, а взамен насаждается чуждое, иноземное, инородное. "Пустите Дуньку в Европу..."   Тьфу, зла не хватает.

Изменено пользователем Ирина-1968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Причём такой традиционный уклад не только соответствует назначению проектируемого заказника "Малинки" (сейчас есть только маленький памятник природы "Черноольховый лес", а предлагалось расширить его, чтобы охватить все окрестности биостанции), но я бы сказал способствует сохранению биоразнообразия. Потому что без выпаса скота, сенокошения, умеренного сельского хозяйства, луга зарастают. А с лугами у нас большой дефицит.

 

Я там бывал на учётах, когда посещал биостанцию. Ощущение от этого места самое положительное. Отдыхаешь душой. Как будто перенёсся на несколько веков назад. Такое бы хозяйствование поощрять, а не уничтожать.

 

Кстати, все эти "Графские пруды" (копаные и новые, ничего там раньше не было, это маркетинговый ход) построили на самых первых пробных ботанических площадках, которые ещё первые учёные станции закладывали. Вот так запросто у нас прерывается многолетний мониторинг.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обидно, что такие места поганятся.

 

Вот 2012 год

0_9172b_f6f77bab_XL.jpg

А вот уже 2015

0_91729_a94a6878_XL.jpg

0_9172a_cf712568_XL.jpg

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На фото ни одного сотрудника или хотя бы охранника, за этими постройками как-то следят? И можно ли свободно подойти, обойти, зайти?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На фото ни одного сотрудника или хотя бы охранника, за этими постройками как-то следят? И можно ли свободно подойти, обойти, зайти?

 

Раньше охрана была, сейчас стройка встала из-за отсутствия денег, поэтому неясно, есть ли там кто-то.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так биостанция Малинки связана с этим урочищем?  А что значит  черноольховый лес? Можно конечно в инете прочитать, но хотелось бы из уст сведующего человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Изменено пользователем Ирина-1968
  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так биостанция Малинки связана с этим урочищем?  А что значит  черноольховый лес? Можно конечно в инете прочитать, но хотелось бы из уст сведующего человека.

 

Биостанция - это биостанция. ) У неё своя закрытая территория с корпусами, а также множество пробных площадок вокруг, большинство из них никак не защищено, кроме каких-то древних договорённостей института с областью, поэтому их с удовольствием застраивают и вырубают застройщики. Например, целый лес с ветреницей дубравной.

 

Черноольховый лес - это памятник природы на реке Жилетовке, совсем рядом с биостанцей. Действующая ООПТ. Он очень маленький.

 

Заказник Малинки не существует, но давно предлагается к созданию, есть во всех схемах Московской области как проектируемый. Он действительно большой, включает все леса в окрестности биостанции, начиная от Малыгино и до Кукшево, от Полян и до бетонки. Внутрь заказника попадает и Введенское-Борисовка, но т.к. их использование земли не только не вредит природе, а даже наоборот поддерживает в нужном для сохранения редких видов состоянии, никаких проблем с этим нет.

 

Москва вместо заказника рисует на схемах зону с невнятным названием "эко-город" (уже напряглись? я тоже), юридически такого понятия вообще нет, поэтому засунуть туда можно что угодно. В черновиках терсхем (которые потом не включили в итоговый документ) был раздел охраны природы, там Малинки были чем-то вроде природного парка (т.е. территория сохраняется, но по ней гуляют), но без помощи общественности, в т.ч. научной, территорию распилят под коттеджи.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Ирина-1968
      История деревни Харино насчитывает как минимум пять столетий.Одними из первых владельцев были Мезецкие.Этот княжеский род вёл своё происхождение от черниговской ветви Рюриковичей, в середине 17 века их род пресёкся.Но ещё с конца 16 века владение князя Михаила Ивановича Мезецкого приобрёл Никита Кончеев. Деревня в то время называлась Харина Околица.Входила в состав одного общего землевладения наряду с Кончеево (ранее Саларево) на речке Саларевке и прилегающими пустошами.В течении времени поместье переходило из рук в руки знатных владельцев — Хлоповых, Ермоловых, и менее знатных -Дубровиных, Латышевых, Дмитриевских.
      Соседние селения Харино превосходило по количеству и активности жителей.В деревне было известное на всю округу питейное заведение -трактир, в котором работали два местных жителя, а в Харинское сельское общество входила деревня Кончеево.
      Климат и низкая плодородность подмосковной земли не позволяла крестьянским семьям обеспечивать себя вдоволь хлебом и другими продуктами. Даже в самые урожайные годы своего хлеба хватало только на 8 месяцев. Для выплаты всевозможных оброков, подушной подати, выкупных платежей за землю требовались средства.Многим жителям приходилось покидать родные края в поисках заработка, особенно этот процесс усилился после освобождения крестьян от крепостной зависимости со второй половины 19 века.По статистике пореформенного периода, из 381 жителя мужского пола селений Филимонковской округи 156 человек получили паспорта для того, чтобы отправиться на отхожие промыслы.
      Харинские крестьяне обычно устраивались посезонно -с сентября по апрель — на Троицкую ткацкую фабрику.
      В усадьбе и на фабрике Крыгина в Старо-Никольском житель Харино с сыном работали лесниками, ещё несколько человек — фабричными рабочими. Другие трудились в Москве -медниками, обойщиками экипажей и карет, чернорабочими.
      Но были и те, кто смог зарабатывать на хлеб насущный в своей деревне — местные печник и портной. А одна семья занималась изготовлением мебели и недорогой домашней обстановки - шкафы, буфеты, столы, стулья.Готовую продукцию сбывали в мебельные лавки столицы, там же приобретали материал. Кроме одной вдовы, что работала кухаркой в господском доме в Москве, женщины пределы деревни редко покидали, несколько девушек занимались бисерным промыслом.   Печать Харинского сельского общества
      История деревни Харино и её обитателей в 20 веке во многом схожа с историей других селений Филимонковского.
      После революции-коллективизация, трудились сначала в небольшой сельхозартели, затем объединились с другими деревнями в один колхоз.Работали на ферме, в птичниках, на полях сажали злаки, овощи, кормовую свёклу.Центральная усадьба колхоза располагалась в Марьино, там же была машинно-тракторная станция.
      Во время Великой Отечественной Войны погибло 16 жителей Харино, только из одной семьи Пафнутьевых не вернулось с фронта 5 человек.
      Николай Александрович Пафнутьев родился в 1931 году.Вспоминает, как в 12-летнем возрасте был участником трудового фронта.На колхозной лошади возил дрова на железнодорожную узкоколейку в д.Кресты.Каждая семья должна была выполнить норму-нужно было сделать по 4 ходки, это 40 кубометров дров.Его отец, А.В.Пафнутьев, 1898 года рождения, был инвалидом со времён Первой Мировой войны, там заболел туберкулёзом.Во время Великой Отечественной тоже был на трудовом фронте, но до Победы не дожил.
      В 1970 году к 25-летию Великой Победы силами жителей Харино был поставлен памятник погибшим односельчанам.Делали его своими руками, из подручного материала, под руководством участника войны  Григория Андреевича Дмитриева.Со временем, памятник стал разрушаться, тогда ветераны обратились к директору Марьинской птицефабрики. Руководство предприятия решило установить на месте старого памятника воинский обелиск и взять над ним шефство. А в 2009 году был установлен современный памятник жителям Харино, погибшим во время войны.   Ученики Марьинской школы у предпоследнего памятника, 2008 г

      С начала 50-х годов, многие, в основном мужчины, трудоустраивались во Внуково -в технические службы аэропорта, на ремзавод. Впоследствии, их семьи получили квартиры в Кокошкино, Марушкино, в посёлке Внуково и переехали туда жить.
      Несколько человек работали в интернате и детском доме в Филимонках.Заслуженный педагог, Лидия Ивановна Пафнутьева, посвятила работе в детском доме много лет.
      В деревне, в одном из бывших жилых домов открыли небольшой магазин.Там можно было приобрести продукты и товары первой необходимости.За более значительными покупками отправлялись в ближайшие посёлки городского типа, либо в Москву.
      Досуг проводили в Марьинском клубе.Одна из жительниц, Вера Михайловна Лунина, работала там: вела кружки, самодеятельность, играла на аккордеоне.
      В качестве знаменательных событий в истории деревни старожилы помнят съёмки батальных сцен кинофильма «Война и мир», что проходили в окрестностях Харино.
      Ещё об одном событии упоминают они с большим воодушевлением: в 60-х годах здесь проводились гонки на грузовиках.Один из этапов этой гонки стартовал из Апрелевки, часть маршрута проходила по Середнево-Харино-Кнутово.Зрителей, желающих увидеть соревнования и гонщиков в шлемах на тяжёлых грузовиках, собиралось великое множество со всего района. Одним из организаторов и участников гонок был местный житель Николай Васильевич Пафнутьев.
      Среди уроженцев и обитателей Филимонковского поселения встречалось много интересных талантливых людей. Один из них- Владимир Иванович Морозов из Харино.В молодости он хотел связать свою жизнь со службой в церкви, одно время был священником в храме села Большое Покровское.Но храм в советские годы закрыли, карьера священника по личным причинам перестала быть для Морозова актуальной.Несколько лет Владимир Иванович работал в санатории Валуево.В свободное время выступал в марьинском клубе-играл на аккордеоне, увлекался фотографией, живописью.Часто путешествовал по окрестным лесам, был большим любителем местной природы. Спустя время, он переехал во Внуково, выучился на зубного техника.Односельчане говорят, что слыл хорошим специалистом в своей области.Как человек творческий, всегда был в поиске чего-то нового, занимательного.Увлёкся орнитологией, изучал птиц, устроился работать в Московский Зоопарк.Вместе с другими специалистами из зоопарка участвовал в экспедициях, в том числе международных. Несколько раз снимался в телепередачах, в частности «Спокойной ночи малыши».Писал статьи и заметки в журнале «Птицеводство», «Юный натуралист».В 1988 году Владимир Морозов в соавторстве с орнитологом В.Остапенко написал книгу для любителей птиц под названием «Ткачики».Прошли годы, Владимира Ивановича уже давно нет на свете, но в памяти односельчан он остался ярким, интересным и добродушным человеком.
      В каждом посёлке есть свои заповедные уголки, топонимы, которых нет на карте, но они известны каждому местному жителю. Участки лесного массива вблизи Харино они называют Полоски, Чертёнки, Чёрный луг. Отрезки реки Незнайки, что протекает вблизи деревни, тоже имеют свои индивидуальные названия: Шумная река, Полдня, Коровий брод, Мостки, Переезд, Мельница, Пафнутки.А вот прежнее название -Харина Околица давно кануло в лету, местным жителям оно неизвестно.Теперь уже деревня в современном варианте именуется Харьино.Сельский колорит бывшего Подмосковья постепенно уступает место городским ландшафтам.И по нынешним временам это уже не деревня вовсе, а часть большой и шумной Новой Москвы.   Фотографии из личного архива Александра Илларионова, его семья много лет,ещё до войны, снимала дом в Харино : По дороге на дачу 1938 г   Анатолий,Владимир и Александр Илларионовы в Харино, сентябрь 1945 г   Выезд за черёмухой, 1938 г   Дом Илларионовых в Харино 1930 г   Автор благодарит за фотографии Харьино  Александра Илларионова г.Москва, за воспоминания по истории деревни Наталью Михайловну Завесину, Сергея Алексеевича Рысина, Юлию Ремизову.   Автор  Ирина Гаврилина
    • Автор: Ирина-1968
      Часть 1
      Основные источники по древним землевладениям упоминают деревню Голенищево как одну из вотчин Чудова монастыря.
      Чудов монастырь, или Великая Лавра, был основан во второй половине 14 века. Расположилась обитель в восточной части московского Кремля.В монастыре крестили младенцев царского рода, хоронили монахов, представителей родовой знати, содержали в заточении высокопоставленных узников, провинившихся перед церковной властью.
      В начале 17 века при мужской обители обретался Гришка Отрепьев — будущий Лжедмитрий Первый.
      За долгие годы своего существования монастырский комплекс неоднократно перестраивался, прирастал новыми храмами и зданиями.Здесь действовала патриаршая школа, была собрана богатая библиотека. К началу 20 века Чудов монастырь входил в группу из 15 богатейших храмов России.После революции был закрыт, а к 1930 годам разрушен.
      Веками накапливала Великая Лавра свои богатства: десятки сёл и деревень входили в обширные монастырские вотчины, на которых проживало порядка 20 тысяч крестьян.
      Одна из прежних чудовских вотчин на современной территории Новой Москвы формировалась вокруг села Станиславль.В неё входили такие населённые пункты, как Фоминское, Пенино, Писково, Десна, Ракитки (Дёсеновское поселение), часть деревни Летово (Сосенское поселение), Кнутово, Марьино и Голенищево в поселении Филимонковское.
      Соборный храм Чудова монастыря -церковь Архангела Михаила, конец 19 века

      После т. н. секуляризации церковных земель -реформы, проведённой Екатериной Второй в 1764 году — все монастырские вотчины были переданы Коллегии экономии, земли и крестьяне, жившие на них, перешли в разряд экономических.А по упразднении Коллегии в 1786 году — государственных. Экономические крестьяне обладали большей свободой, чем крепостные, платили денежные подати в казну вместо барщины и натурального оброка. Жизнь внутри каждого крестьянского сообщества управлялась и регламентировалась сельской общиной. Однако, как экономические, так и государственные крестьяне были закреплены за своей землёй, и только в 1866 году после принятия указа «О поземельном устройстве государственных крестьян» они получили возможность распоряжаться своими наделами и свободно покидать насиженные места.В этот период увеличивается отходничество — сельские жители осваивают новые профессии и нанимаются на различные работы — от сезонных на ближайших производствах, до постоянной в городах.
      Жители деревни Голенищево предпочитали работать в Подольске или Москве.Почти каждый второй взрослый мужчина из семьи трудился в столице: медники, маляры, приказчики, посадчики, обойщики экипажей и карет.Два человека зарабатывали частным извозом.Ещё несколько занимались изготовлением щёток в артели деревни Клоково.
      Одним из видов кустарных промыслов, который процветал в Голенищево, был токарно-игрушечный.Как правило, у каждого кустаря был свой токарный станок, с помощью которого вытачивался из дерева или кости тот игрушечный товар, который был востребован скупщиками, и на который уже имелся определённый заказ.В основном делали шашки, шахматы, пасхальные яйца, чайные приборы и т. д.
      За каждой экономической волостью закреплялась своя лесная дача.Голенищево относилось к Станиславльской экономической волости.Лесные территории этой волости, раскинувшиеся на многие вёрсты вокруг, носили название лесной дачи Бочкиной.Наряду с владельческими и крестьянскими лесными угодьями, на территории Московской губернии существовали обширные участки государственного леса.Для охраны казённых лесов была образована лесная стража, служить в ней обычно нанимали местных жителей- крестьян, приказчиков, отставных солдат.Иногда брали на службу нерадивых волостных и сельских писарей.Служба лесного сторожа была устроена по семейному: ему с семьёй предоставлялся дом- лесная сторожка.Сотрудники лесной стражи освобождались от мирских и рекрутских повинностей. В обязанности им вменялась охрана лесов от пожаров, незаконной вырубки и выпаса скота, браконьеров.Также лесники должны были предупреждать местную полицию обо всех происшествиях на вверенной им территории, в том числе, о скрывавшихся беглых каторжниках и разбойниках.Чины лесной стражи имели право носить и применять огнестрельное оружие.Одна из таких лесных сторожек находилась на окраине деревни Голенищево, там проживала семья из пяти человек.
      Лесная стража просуществовала до революции, после 1918 года казённые лесные дачи были преобразованы в лесничества, а сторожа в лесников.
      Нагрудный знак лесного сторожа

      Одной из самых предприимчивых и обеспеченных в деревне была семья Хреновых.У них имелось хорошо налаженное хозяйство, большой земельный надел, в Голенищево они держали лавки и чайную. Семья Хреновых была также связана с историей Троицкой церкви
      в селе Сергиевском-Берёзках.С середины 19 века Пётр Семёнович Хренов был бессменным церковным старостой, избирался несколько сроков подряд.При его непосредственном участии к зданию Троицкой церкви пристраивались тамбур и колокольня.Его сын, Александр Петрович, был приходским священником.В архивных источниках сохранилось прошение в Московскую духовную консисторию о ремонте церкви, которая пострадала от урагана 1904 года, за его подписью.В период коллективизации имущество Хреновых было экспроприировано в пользу местного колхоза.
      Продолжение следует....
    • Автор: AlekcDolche
      Ну что ж друзья, раз уж- предрождественския вечера начались... загну вам байку... да не простую, а про нашего деревенского старожила... про мой ненаглядный- Дуб.
      Как не крути, а для крестьянства лесные растения-враги! И тень создают и соки из земли вытягивают, но как не странно на моем участке (больше ни у кого в деревне нет) растут три липы, по моим прикидкам лет так по 120 по 150 и мой ненаглядный "Дуб Середневский"... кажись на все 300 годков потянет, ну 280-ят, как пить дать! И кады я начинаю об ентом думать, у меня  аж головокружение начинатси!))) Ведь по своей сути он уже во взрослом возрасте видел Напольёона!!! Через нашу деревню как раз хранцузики отступали, в соседних Филимонках, Напольён на колокольню забиралси (исторический факт!), а на нашем старом кладбище в "Берёзках" имеется братская могила "шерамыжников". Мдаааааа уж! Единственные друзья по возрасту, ето вОроны по весне его навещают, посидят, посидят, подразнят Шера Бурановича и "адью". И что он только не пережил?! Один бок обгоревший , на другом какие то зверские раны! Поспрошал старожилов- оказывается точно, 30-т лет тому назад пожар был, единственный на деревню каменный дом, сгорел! Потом хозяин помер, дети все спились, а тут и перестройка, соседка слева очень уж хотела от него избавится, и тень, и желуди по осени бомбят, начала было кромсать его, да силенок ,слава Богу, не хватило!
      Конечно же- деревенския жители, напрочь лишены- всяких там "охов и ахов", тем более что все старые дома в деревне, стоят по углам-на могильных камнях... в 30-е годы, кады "чистили" старое кладбище, удобные "белые камушки" раздавали местным колхозникам, для строительства- "фундаментов"... ехехех...
      Но вернемся к Дубу..., в октябре 1812 года,как не крути, а моему дубику, минимум 100 лет было, а то и больше!)))  Раньше с удобствами сами знаете как- до ветру отошел, лопушек сорвал и ... но тут то? Как ни как- а цельнай Ампиратор! Да ешо из просвещенной Европы! За него и бегал... ну не на чистом же поле сидел? Картоху то уж тады собрали...

      Вот тут на него голенького, смотрят туристы аж из самой Сибирии! Смотрят на то место где Нопольён...


      А вот чтоб не быть голословным, что Напольён под ним "перекуривал", вот карта, где четко видно, как етого срамца завернули у с. Десна (сейчас Калужское ш.) через нашу деревню на Киевку в районе Внуково



      Возле села Десна, там рядом и наша Незнайка в р.Десна впадат, как раз поворот на Середнево с Калужского шоссе...там французов и завернули к нынешней Киевке (другой дороги и нет просто!), дальше пройдя до Боровска, их завернули на разоренную Можайку.


      А вот колокольня в соседских Филимонках на которую (по местным слухам) он взбиралси. Куды уж он взирал не вем, но скорее всего в сторону теплиц "совхоза Московского"))) - догоняют, али нет! Честно сказать, ента каменная колокольня, построена позже (1885г.) ... но, значит деревянная была! )))
      Сейчас полным ходом идет реставрация... уже - побелили в белый цвет. Кстати, кто сомневается что тут находится- Центр обновленной Москвы, зрите карту в ВИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8


      Справка о с. Филимонки - Усадьба Филимонки расположена на реке Ликове (впадает в Незнайку) близ старой Калужской дороги. Село в начале ХVII в. принадлежало князю Ивану Щербатову, с 1620 г. владел "князь Леонтий Салтанов сын Шейдяков", в 1639 г. оно передано князю В.П. Ахамашукову-Черкасскому (ум. 1681 ), затем отдано стольнику Фёдору Ртищеву с братьями, но племянница князя Черкасского, жена окольничего Екатерина Языкова, заявила права на имение, и Ртищевы были лишены владения. Языкова продала село князю Петру Алексеевичу Голицыну (1660-1722). Он в 1697г. невинно был подвергнут пытке, но потом получил полное доверие Петра I и служил послом в Вене (1700-1705), наместником в Архангельске, Риге и Киеве (где и скончался). Его сыновья Николай (1708-1734) и Александр продали свои части села полковнику Якову Протасову (ум. 1748), сын которого, флигель-адъютант и генерал Яков Яковлевич Протасов, продал И.С. Чебышеву. По его смерти село по суду досталось дочери его брата, княгине Екатерине Михайловне Голицыной (род. 1744) и её мужу, гвардии капитан-поручику, князю Павлу Фёдоровичу Голицыну (1733-после 1800). Они продали село М.В. Зиновьеву.
      Усадьбу устроил владевший Филимонками в начале ХIХ в. генерал-майор Дмитрий Васильевич Измайлов (1765-1834): построил дом в стиле ампир, разбил липовый парк, а по реке Ликове появился ряд прудов. По преданию, здесь в первый день отступления французской армии из Москвы ночевал Наполеон. Позднее селом владел Лачинов. В CIC в. Филимонки принадлежали семейству князей Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский купил усадьбу в 1820-е г.г. Он принадлежал к древнему роду, завоевавшему православие трагической ценой: при смуте в Польше в 1794г. отец Б.А. Четвертинского, князь Антон Владимирович, был повешен чернью в Варшаве за преданность России. Екатерина II приказала привезти его детей в Петербург. Обе дочери были сделаны фрейлинами, а молодой князь Борис помещён в кадетский корпус и вскоре произведён в офицеры. Вся семья пользовалась особенным покровительством императрицы. Милости не прекращались и при императорах Павле и Александре. Борис Антонович Святополк-Четвертинский участвовал в наполеоновских войнах с 1805г. до выхода в отставку в 1813г., награждён орденами Святого Георгия4-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 2-й степени. Но вернемся к Середнево и к нашему Дубу! Если рассуждать логически, то доля правды в етом мифе- очень велика. От Филимонок до Киевки ( как раз то место, куды выкатился год назад самолет, под новый год... погиб экипаж) другой дороги нет... слева- речка, справа- лес... Середнево как раз на пол пути... мог там ,Ампиратор, пожелать кофею? Мог! Могло его приспичить? Могло! Куды бы он побежал?... делайте вывод сами...

      Вот как раз октябрьское фото...


      А вот шаромыжники, но ето наверное уже ноябрь... еще одна легенда наших мест, что и на нашем "старом" кладбище в Березках, и в Филимонках- есть погребальные курганы, братских могил, французких солдат... вот станет потеплей, постараюсь исследовать вместе с Софьей Михалной.


      А ето друзья, пра-пра ,не знаю в какой степени, правнук Дубус Щемилов-Середневский... взирает на нынешнею погоду в "старой Москве".
      По весне надо его куда то пристраивать...


      п.с. На очереди мифы про Середневские курганы, про усадьбу "Березки",  про нехороший Овраг, ну и про стекольный завод...
       
       
      Середневские мифы и не только!


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×