Перейти к публикации
Котобус

Атомные глубоководные станции (АГС)

Оцените эту тему

Рекомендованные сообщения

Атомная глубоководная станция "Лошарик"

 

69438_original.jpg

 

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье - Секретная операция «Айви Беллз», но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.

Так продолжалось довольно долго.

1451425140_10.jpg
Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

 

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».

Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.

Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.

 

f_bWlsaXRhcnlydXNzaWEucnUvaS8yODQvNzYxL3

Переоборудование АПЛ «Подмосковье», источник

 

11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

 

 

PODMOSKOVIE_ZV_150811_03-1280x719.jpg

 

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.

Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.

 

1451425120_9.jpg

 

АПЛ «Подмосковье» —  транспортировщик АГС.

 

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.

Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.

 

1451071029_yant.13.jpg
АГС проекта 1910 «Кашалот».

 

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

 

0_9b6c8_519ebbed_orig.jpg

 

1989342.jpg

 

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.

— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».

Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.

— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.

— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

 

img17329.jpg
Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

 

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.

 

1383625198_ewj11-1280x960.jpg

КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.

 

1451425159_6.jpg

Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

 

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.

 

1451425131_5.jpg

АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.

1451425169_4.jpg

Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».

1451425151_3.jpg

ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.
submothershipstripple.jpg

 

 

1362092305_losharik.jpg

 

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

 

1362092391_losharik-3.jpg

 

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

 

1362092332_losharik-1.jpg

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

 

1362092388_losharik-2.jpg

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

 

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

[источники]

 

 

И еще немного интересного про подводные лодки:  вот посмотрите что это за Подводная двустволка, а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире. Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка» и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М»

 

 

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=86703

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

пр.13560 / ПД-72

Автор: DIMMI

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.13560

ПД-72

JE1ne.gif2PGG3.gif

 
Большой плавучий док-эллинг специального назначения. Вероятно, разработан на базе большого крытого плавучего дока пр.1777 (см.Модификации). Построен под заводским №1551 на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон). По другой версии док построен по проекту СПМБМ "Малахит" на "Адмиралтейских верфях" (г.Ленинград). Передан ВМФ в 1985 г. В 1986 г. совершил переход на Северный флот и эксплуатируется для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций разных типов  в губе Оленьей с 1986 г. С 1991 г. входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ России. Неоднократно проходил восстановление технического состояния и ремонт.

1jawn.jpg

Плавающий док ПД-72, губа Оленья, предположительно 2012-2014 г.г. (источник).

l8uQQ.jpg

Плавучий док ПД-72, Губа Оленья, опубликовано в 2011 г., предположительно фото до 2010 г. (фото из архива alex1976,http://forums.airbase.ru/).

d0RJJ.jpg

Плавучие доки ПД-72 и ПД-78. Губа Оленья, предположительно фото 2010-2012 г.г. (http://olenya-guba.gdegorod.ru/).

xkG33.jpg

Плавдоки ПД-72 (на переднем плане) и ПД-78 (за ним). Губа Оленья, предположительно 2010-2012 г.г. (http://oosif.ru/, обработано).

vqN9v.jpg

Плавучие доки ПД-78 (слева) и ПД-72 (справа), Губа Оленья, опубликовано в 2011 г. (фото из архива alex1976,http://forums.airbase.ru/).

ТТХ плавдока:

Длина - 148.7 м

Ширина - 35 м

Осадка - 5.2 м

Грузоподъемность - 9100 т

Модификации:

- пр.1777 / ПД-73 "Север" - большой плавучий док (г.Полярный, Северный флот). Служит для ремонта и обслуживания атомных подводных лодок (в т.ч. пр.945, 971). Док был оборудован для круглогодичной эксплуатации в условиях Севера - при температуре за бортом -25 град С на уровне стапель-палубы обеспечивалась температура +10-12 град С. Насыщенность спецсистемами, технологическим оборудованием обеспечивала ремонт гидроакустического покрытия лодок, все виды сварки, ремонт в энергетическом отсеке с контролем радиационной обстановки и т.д. На доке были предусмотрены отличные бытовые условия для экипажа. 

Плавдок был построен на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон) и был переведен в Североморск танкером "Пекин" с 25 августа по 18 октября 1973 г.

T3Uh8.jpg

Плавдок ПД-73 у достроечной стенки ХСЗ "Паллада", предположительно 1973 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

xPPbx.jpg

ПЛА пр.971 в плавдоке ПД-73, Полярный, 08.10.2006 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

zmd4r.jpg

Плавдок ПД-73 в акватории СРЗ-10, Пала-губа, публикация 15.02.2014 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

Q800m.jpg

DqME0.jpg

Плавучий док ПД-73, СРЗ-10, Полярный, опубликовано в 2011 г. (фото из архива alex1976, http://forums.airbase.ru/).

NAXXj.jpg

Плавдок ПД-73 в СРЗ-10, ноябрь 2012 г.(http://turbina.ru/).

- пр.13560 / ПД-72 - большой плавучий док специального назначения. Служит для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций. Второй док проекта с заводским №1552 достроен как гражданский по пр.13560Р (грузоподъемность 8500 т) и передан заказчику в 2004 г. (Украина, позже - Алжир).

Mqii9.jpg

tZQDv.jpg

kkGxp.jpg

Модель плавдока пр.13560, буклет ХСЗ "Паллада" (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru/).

Di990.jpg

DhEZm.jpg

sXPGx.jpg

gypgD.jpg

jXjjb.jpg

Испытания плавдока ПД-72 пр.13560 в Херсоне, буклет ХСЗ "Паллада", вероятно 1985 г. (фото из архива Gogs,http://forums.airbase.ru/).

Статус: СССР и Россия

- 1986 г. - передан Флоту, размещен в губе Оленья Северного флота (ныне - 29-я отдельная бригада подводных лодок).

gpgCC.jpg

На дальнем плане плавдоки ПД-78 и ПД-72, база Оленья губа, 1990 г. (http://svpg.ru/).

k8uul.jpg

На дальнем плане плавдоки ПД-78 и ПД-72, база Оленья губа, предположительно 1990-е годы (http://militaryphotos.net).

- 2001 г. - прошел восстановление технической готовности силами ФГУП "Адмиралтейские верфи" (источник).

xgCYQ.jpg

Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM около плавдока ПД-72 в Оленьей губе. В доке пришвартованы другие АГС. Фото не позже 2010 г. (http://www.dutchintell.com).

- 2008-2009 г.г. - Министерством обороны проведен конкурс на выполнение работ по восстановлению технической готовности плавдоков ПД-72 и ПД-78 (источник).

- 2014 г. - в составе Флота.

Источники:

29-я отдельная бригада ПЛ СФ, 2012 г. (источник).

Большой плавучий док. Проект 13560. 2014 г. (источник).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, РФ претендует с 2001 года, когда ее заявка была отклонена из-за «недостатка информации».

in_article_d08d14e7f0.jpg

 

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. Заявка РФ на шельф в Арктике будет рассмотрена подкомиссией ООН в июле-августе, сообщил глава Минприроды Сергей Донской.

"Председатель комиссии официально проинформировал российскую делегацию о решении провести презентацию заявки на подкомиссии на 41-сессии в период с 11 июля по 26 августа 2016 года",- сказал Донской, выступая на коллегии Минприроды РФ.

Министр напомнил, что РФ продолжает работу по установлению российской юрисдикции на участок площадью свыше 1,2 миллиона квадратных километров в Северном Ледовитом океане. Так, в августе 2015 года была направлена заявка в комиссию ООН по континентальному шельфу, а 9 февраля 2016 года она была презентована на 40-й сессии комиссии.

"Следует сказать, что сегодня наша заявка – это не только аргументированная претензия России на расширение юрисдикции в Арктике, это результат комплексного научного исследования, которое имеет мировое значение",- подчеркнул Донской.

 

Глава Минприроды России в феврале представил в ООН обновленную заявку на расширение континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане. Речь идет об участке морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса.

Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Новые экспедиции на Северный полюс, сейсмические и геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане по изучению геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова и батиметрическая съемка заняли более десяти лет.

http://ria.ru/society/20160427/1421368744.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у Вас есть аккаунт, войдите.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


Пользовательский поиск

Яндекс.Погода

Город Московский на карте






×
×
  • Создать...