ПрезиДЕНТ
Котобус

Атомные глубоководные станции (АГС)

Оцените эту тему:

3 сообщения в этой теме

Атомная глубоководная станция "Лошарик"

 

69438_original.jpg

 

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье - Секретная операция «Айви Беллз», но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.

Так продолжалось довольно долго.

1451425140_10.jpg
Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

 

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».

Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.

Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.

 

f_bWlsaXRhcnlydXNzaWEucnUvaS8yODQvNzYxL3

Переоборудование АПЛ «Подмосковье», источник

 

11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

 

 

PODMOSKOVIE_ZV_150811_03-1280x719.jpg

 

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.

Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.

 

1451425120_9.jpg

 

АПЛ «Подмосковье» —  транспортировщик АГС.

 

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.

Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.

 

1451071029_yant.13.jpg
АГС проекта 1910 «Кашалот».

 

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

 

0_9b6c8_519ebbed_orig.jpg

 

1989342.jpg

 

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.

— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».

Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.

— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.

— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

 

img17329.jpg
Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

 

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.

 

1383625198_ewj11-1280x960.jpg

КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.

 

1451425159_6.jpg

Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

 

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.

 

1451425131_5.jpg

АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.

1451425169_4.jpg

Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».

1451425151_3.jpg

ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.
submothershipstripple.jpg

 

 

1362092305_losharik.jpg

 

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

 

1362092391_losharik-3.jpg

 

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

 

1362092332_losharik-1.jpg

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

 

1362092388_losharik-2.jpg

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

 

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

[источники]

 

 

И еще немного интересного про подводные лодки:  вот посмотрите что это за Подводная двустволка, а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире. Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка» и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М»

 

 

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=86703

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

пр.13560 / ПД-72

Автор: DIMMI

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.13560

ПД-72

JE1ne.gif2PGG3.gif

 
Большой плавучий док-эллинг специального назначения. Вероятно, разработан на базе большого крытого плавучего дока пр.1777 (см.Модификации). Построен под заводским №1551 на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон). По другой версии док построен по проекту СПМБМ "Малахит" на "Адмиралтейских верфях" (г.Ленинград). Передан ВМФ в 1985 г. В 1986 г. совершил переход на Северный флот и эксплуатируется для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций разных типов  в губе Оленьей с 1986 г. С 1991 г. входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ России. Неоднократно проходил восстановление технического состояния и ремонт.

1jawn.jpg

Плавающий док ПД-72, губа Оленья, предположительно 2012-2014 г.г. (источник).

l8uQQ.jpg

Плавучий док ПД-72, Губа Оленья, опубликовано в 2011 г., предположительно фото до 2010 г. (фото из архива alex1976,http://forums.airbase.ru/).

d0RJJ.jpg

Плавучие доки ПД-72 и ПД-78. Губа Оленья, предположительно фото 2010-2012 г.г. (http://olenya-guba.gdegorod.ru/).

xkG33.jpg

Плавдоки ПД-72 (на переднем плане) и ПД-78 (за ним). Губа Оленья, предположительно 2010-2012 г.г. (http://oosif.ru/, обработано).

vqN9v.jpg

Плавучие доки ПД-78 (слева) и ПД-72 (справа), Губа Оленья, опубликовано в 2011 г. (фото из архива alex1976,http://forums.airbase.ru/).

ТТХ плавдока:

Длина - 148.7 м

Ширина - 35 м

Осадка - 5.2 м

Грузоподъемность - 9100 т

Модификации:

- пр.1777 / ПД-73 "Север" - большой плавучий док (г.Полярный, Северный флот). Служит для ремонта и обслуживания атомных подводных лодок (в т.ч. пр.945, 971). Док был оборудован для круглогодичной эксплуатации в условиях Севера - при температуре за бортом -25 град С на уровне стапель-палубы обеспечивалась температура +10-12 град С. Насыщенность спецсистемами, технологическим оборудованием обеспечивала ремонт гидроакустического покрытия лодок, все виды сварки, ремонт в энергетическом отсеке с контролем радиационной обстановки и т.д. На доке были предусмотрены отличные бытовые условия для экипажа. 

Плавдок был построен на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон) и был переведен в Североморск танкером "Пекин" с 25 августа по 18 октября 1973 г.

T3Uh8.jpg

Плавдок ПД-73 у достроечной стенки ХСЗ "Паллада", предположительно 1973 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

xPPbx.jpg

ПЛА пр.971 в плавдоке ПД-73, Полярный, 08.10.2006 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

zmd4r.jpg

Плавдок ПД-73 в акватории СРЗ-10, Пала-губа, публикация 15.02.2014 г. (фото из архива Vlad BG, http://forums.airbase.ru/).

Q800m.jpg

DqME0.jpg

Плавучий док ПД-73, СРЗ-10, Полярный, опубликовано в 2011 г. (фото из архива alex1976, http://forums.airbase.ru/).

NAXXj.jpg

Плавдок ПД-73 в СРЗ-10, ноябрь 2012 г.(http://turbina.ru/).

- пр.13560 / ПД-72 - большой плавучий док специального назначения. Служит для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций. Второй док проекта с заводским №1552 достроен как гражданский по пр.13560Р (грузоподъемность 8500 т) и передан заказчику в 2004 г. (Украина, позже - Алжир).

Mqii9.jpg

tZQDv.jpg

kkGxp.jpg

Модель плавдока пр.13560, буклет ХСЗ "Паллада" (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru/).

Di990.jpg

DhEZm.jpg

sXPGx.jpg

gypgD.jpg

jXjjb.jpg

Испытания плавдока ПД-72 пр.13560 в Херсоне, буклет ХСЗ "Паллада", вероятно 1985 г. (фото из архива Gogs,http://forums.airbase.ru/).

Статус: СССР и Россия

- 1986 г. - передан Флоту, размещен в губе Оленья Северного флота (ныне - 29-я отдельная бригада подводных лодок).

gpgCC.jpg

На дальнем плане плавдоки ПД-78 и ПД-72, база Оленья губа, 1990 г. (http://svpg.ru/).

k8uul.jpg

На дальнем плане плавдоки ПД-78 и ПД-72, база Оленья губа, предположительно 1990-е годы (http://militaryphotos.net).

- 2001 г. - прошел восстановление технической готовности силами ФГУП "Адмиралтейские верфи" (источник).

xgCYQ.jpg

Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM около плавдока ПД-72 в Оленьей губе. В доке пришвартованы другие АГС. Фото не позже 2010 г. (http://www.dutchintell.com).

- 2008-2009 г.г. - Министерством обороны проведен конкурс на выполнение работ по восстановлению технической готовности плавдоков ПД-72 и ПД-78 (источник).

- 2014 г. - в составе Флота.

Источники:

29-я отдельная бригада ПЛ СФ, 2012 г. (источник).

Большой плавучий док. Проект 13560. 2014 г. (источник).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, РФ претендует с 2001 года, когда ее заявка была отклонена из-за «недостатка информации».

in_article_d08d14e7f0.jpg

 

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. Заявка РФ на шельф в Арктике будет рассмотрена подкомиссией ООН в июле-августе, сообщил глава Минприроды Сергей Донской.

"Председатель комиссии официально проинформировал российскую делегацию о решении провести презентацию заявки на подкомиссии на 41-сессии в период с 11 июля по 26 августа 2016 года",- сказал Донской, выступая на коллегии Минприроды РФ.

Министр напомнил, что РФ продолжает работу по установлению российской юрисдикции на участок площадью свыше 1,2 миллиона квадратных километров в Северном Ледовитом океане. Так, в августе 2015 года была направлена заявка в комиссию ООН по континентальному шельфу, а 9 февраля 2016 года она была презентована на 40-й сессии комиссии.

"Следует сказать, что сегодня наша заявка – это не только аргументированная претензия России на расширение юрисдикции в Арктике, это результат комплексного научного исследования, которое имеет мировое значение",- подчеркнул Донской.

 

Глава Минприроды России в феврале представил в ООН обновленную заявку на расширение континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане. Речь идет об участке морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса.

Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Новые экспедиции на Северный полюс, сейсмические и геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане по изучению геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова и батиметрическая съемка заняли более десяти лет.

http://ria.ru/society/20160427/1421368744.html

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас