Перейти к содержимому
AlekcDolche

Катастрофа над клубничным полем ( Столкновение самолётов близ Валуево 23 декабря 1948 года )

Оцените эту тему

Recommended Posts

Друзья,вот наткнулся я в группе  ВК на историю,рассказанную нашему alexey40 об столкновение самолётов близ Валуево,которая произошла 23 декабря 1948 года.Поэтому решил перепостить ее сюда с сохранением авторской правки и комментариев.

Вот сама и история:

Я никогда не покупаю магазинного молока. Молоко должно быть настоящим, не кипячёным и да же не пастеризованным. Только такое молоко является по Аюрведе (древней системе индийской медицины) пищей мудрецов и святых. Это естественный, а с другой стороны – удивительный продукт, который питает не только тело, но и дух, придавая ему творческие силы. Не может не меняться и душевное состояние человека, который держит коров. Молочник Александр Петрович, у которого я беру молоко, немного отличается от своих деревенских соседей. Мало кто даже из старожилов может рассказать о прошлом столько, сколько он. Ведь Александр Петрович помнит ещё рассказы своей бабушки. Сколько же можно от него услышать историй! О том, что Зимёнки были летней резиденцией печально знаменитой Салтычихи. А ведь этой информации нигде нет. О давно забытом урочище «Тяпки». О лесе «Поповка», названном так потому, что он принадлежал Передельцевской церкви. По рассказам Александра Петровича можно писать целый краеведческий труд. 

За время нашего знакомства Александр Петрович частенько уже рассказывает о некоторых вещах по второму или третьему разу. Поэтому, мне казалось, что я знаю уже все его рассказы. Но не тут-то было. Февральским вечером я услышал от него новую историю. 

По его рассказу, в 1956 году в небе совсем рядом с усадьбой Валуево столкнулись два самолёта – Ил-12 и Ил-14. Место это находится в 300-400 м от ворот с оленями, слева по дороге-брусчатке. И есть особая примета – там растут дубы, макушки которых на высоте как бритвой срезал падающий самолёт. 

Я принялся за поиски. Сначала залез в интернет. Просмотр авиакатастроф вблизи Внуково за 1956 г. ничего не дал. Тогда перешёл к катастрофам самолёта Ил-14. Но опять по инциденту над Валуево сведений не было. Но были другие малоизвестные катастрофы вблизи Внуково, о которых стоит упомянуть. 

14 июня 1957 г. Самолёт польской авиакомпании LOT заходил на посадку в сложных метеоусловиях. Самолёт разбился в 4,5 км северо-восточнее аэропорта. Погибли 9 человек из 13, находившихся на борту. Интересно, что выжившая стюардесса, хоть и получила травмы, поймала машину и приехала в аэропорт, чтобы сообщить о катастрофе. Самолёт упал примерно на территории современного района Переделкино-Ближнее. 

4 ноября 1957 г. Правительственный румынский самолёт, не выполнив указания диспетчера, врезался в землю в 500 м от взлётно-посадочной полосы. Из 16 человек погибло 4, среди выживших оказался Николае Чаушеску – будущий генеральный секретарь ЦК Румынской компартии. 

23 октября 1959 г. При посадке во Внуково самолёт упал в 700 м от ВПП. 

Потом перешёл к катастрофам Ил-12. 
1 июля 1947 г. катастрофа произошла из-за отказа двигателя при взлёте. Самолёт упал на окраине дер. Пыхтино 

23 декабря 1948 г. Столкновение самолётов Ил-12 и ТС-62. Катастрофа произошла вблизи профилактория «Валуево»! 
Вот, наконец, нужный материал! За давностью лет рассказчик ошибся на 8 лет в дате и типе одного из самолётов. Но всё равно, предоставленных Александром Петровичем сведений вполне хватило для однозначной идентификации этого трагического события. 

Так что же произошло за неделю до нового, 1949 г.? 

Этот день, ставший последним для двенадцати лётчиков, был по-зимнему хмурым, шёл снег. Облака стояли низко, их нижний край находился в пределах 160-350 м. Такая низкая облачность и определяла высоту полёта самолётов. В Москве и Ташкенте лётчиков ждали семьи, где-то в ожидании своих пап дети уже наряжали ёлки. 

Ил-12 только что вышел из цехов московского машиностроительного завода «Знамя труда». На Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе (в 1923—1926 годах — Центральный аэродром имени Л. Д. Троцкого, также Ходынский аэродром) новенький самолёт ожидал экипаж Узбекского управления гражданского воздушного флота (ГВФ). Самолёт предстояло перегнать в Ташкент с промежуточной посадкой на Люберецком аэродроме. 

Примечательно, что Ил-12 первоначально должны были передать Грузинскому управлению ГВФ, но грузинский экипаж по каким-то причинам в установленное время на аэродром не явился. Если бы грузинские лётчики прибыли вовремя, трагедии бы не случилось, т.к. в этом случае самолёт должен был лететь во Внуково. 

Аэродром имени М. В. Фрунзе относился к Министерству авиационной промышленности, поэтому его руководство не стало предупреждать об изменении плана полёта руководство аэропорта Внуково, который относился к Главному управлению гражданского воздушного флота. Сам узбекский экипаж не получил ни задания на полет, ни предполетной подготовки, ни метеообеспечения и даже не брал запрос в аэропорту Люберцы согласия на приём. 

ТС-62 выполнял перегоночный рейс из аэропорта Внуково в Быково. Его пилотировал экипаж из четырёх человек, а в качестве пассажиров летел второй экипаж, возвращавшийся с Внуковского авиаремонтного завода. 

Массовое внедрение радиолокаторов в систему управления воздушным движением началось только в середине 50-хх гг, а в то время на аэродромах их не было, и тем более на борту самолётов. Таким образом, ни лётчики, ни авиадиспетчер не могли видеть, что самолёты идут на опасное сближение. 

И вот несутся навстречу друг другу две огромные стальные птицы. Несутся на встречу со своей гибелью. И нельзя их удержать, нельзя ничего исправить. Не отменить приговор, не уйти от судьбы. Не переписать вовек сухих неумолимых строк протокола. 

«В 15:14 самолет ТС-62 вылетел из Внуково по ПВП (правила визуальных полётов) и летел курсом 85-90° на высоте 300 м. Ил-12 выходил из облаков курсом 180° с небольшим снижением. В 15:25, в 5,8 км юго-восточнее аэропорта Внуково с азимутом 101°, сразу после выхода Ил-12 из облачности, произошло столкновение. ТС-62 потерял хвостовую часть, вошел в пике, столкнулся с землей и сгорел. Ил-12 вошел в плоский штопор и потерпел катастрофу на опушке леса в 500-700 м от профилактория ГВФ «Валуево». Оба двигателя отделились от крыла при столкновении и упали в 135 м от фюзеляжа дальше по направлению полета. Консоль левой плоскости находилась в 160 м от фюзеляжа. Разрушенная хвостовая часть ТС-62 была разбросана в поле на площади 160х120 м. Оставшаяся часть фюзеляжа с моторами упала в лес в 220 м от фюзеляжа Ил-12». (См. сайт Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России http://www.airdisaster.ru/database.php?id=683 ). 

Единственное пояснение. Самолёт ТС-62 – это американский Douglas С-47, поставлявшийся в СССР в рамках программы ленд-лиза, но с отечественными моторами. Устанавливали новые двигатели взамен родных, исчерпавших свой ресурс. Делалось это как раз на том самом заводе-400 рядом с Внуково, откуда летел ТС-62. На 26 июня 1948 г. имелось уже 46 таких машин (примерно четверть всего парка С-47 в гражданской авиации) (См. сайт Авиаколлекция http://aviacollections.ru/ts-62_i_ts-82.html). Эти самолёты получили собственное название совсем незадолго до катастрофы – в октябре 1948 г. 

Уточнив детали, я выехал на предполагаемое место катастрофы. 

Дорога от главных ворот усадьбы Валуево, которую рассказчик назвал «брусчаткой», была мне хорошо известна. Это так называемая каретная дорога. По ней съезжались гости в усадьбу. А сам хозяин любил кататься по ней на двуколке. Когда-то вымощенная камнем и окружённая глубокими канавами по обе стороны, сейчас она постепенно зарастает лесом и заваливается мусором. 

В статье говорилось, что Ил-12 упал в 500-700 м от усадьбы на лесной опушке. Опушка на таком удалении здесь только одна. Здесь с лесом соседствовало поле. Оно было уникальным. Выращивали там отнюдь не кукурузу или кормовые травы, что было обычным. Всё это поле, где сейчас построен коттеджный посёлок «Валуево», в те годы было засажено ... клубникой. Шагаю туда по протоптанным собачниками тропинкам. Серьёзные коттеджи обнесены сплошным забором. Недалеко от него идёт тропинка. Она петляет мимо огромных дубов, которым на вид полторы сотни лет. Деревья с обломанными вершинами попадаются, но только отдельные. Мне так и не удалось найти массива рядом стоящих деревьев, повреждённых на высоте. Это и не удивительно - с момента катастрофы прошло без малого 70 лет, и повреждённые во время падения самолёта дубы могли за это время погибнуть. И действительно, на этом участке леса много дубового валежа. 

Чем была эта трагедия? Нелепым стечением обстоятельств? Судьбой? Жестоким наказанием за несоблюдение правил полётов? Кровавой данью за технический прогресс, и данную им человеку возможность летать? Нам не дано этого знать. И судить кого-то за ошибки мы не должны. Нам остаётся только склонить головы перед памятью двенадцати лётчиков, трагически погибших в небе над клубничным полем близ деревни Валуево.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

От себя добавлю,что здесь тоже есть подробности той авиакатастрофы.

Столкновение Ил-12 и ТС-62 в районе аэропорта Внуково

  • Дата авиакатастрофы: 23.12.1948 г.
  • Время авиакатастрофы: 15:25
  • Страна авиакатастрофы: СССР
  • Место авиакатастрофы: Московская область, близ дер. Валуево
  • Тип воздушного судна: ТС-62
  • Регистрация воздушного судна: СССРЛ861
  • Название авиационной компании: Аэрофлот (СССР)
  • Подразделение:: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато

Хронология событий: В 5,8 км юго-восточнее аэропорта Внуково В 15:25с азимутом 101 градусов, непосредственно после выхода Ил-12 из облачности, состоялось столкновение. ТС-62 потерял хвостовую часть, начал производить пике, врезался в землю и сгорел. Ил-12 начал производить плоский штопор и на опушке леса потерпел катастрофу в 500-700 м от профилактория ГВФ «Валуево». Оба двигателя от крыла отделились при столкновении и упали в 135 м от фюзеляжа по направлению полета. Консоль левой плоскости была в 160 м от фюзеляжа. Разрушенный хвост ТС-62 была разбросан в поле на площади 120х160 м. Остатки фюзеляжа с двигателями упали в лес в 220 м от фюзеляжа Ил-12. На борту ТС-62 был второй экипаж, как пассажиры возвращавшийся с АРБ-400. Данные о потерпевших: Всего на борту было 8 человек: 4 членов экипажа и 4 пассажиров. Всего погибло 8 человек: 4 членов экипажа, 4 пассажиров. Детали авиакатастрофы:

  • Этап полета: набор высоты
Данные о самолете:
  • Марка самолета: ТС-62
  • ID самолета: СССР-Л861
  • Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: СССР
  • Дата производства воздушного судна: 01.02.1944
  • Заводской номер самолета: 12400 (42-92583)
  • Часы наработки воздушного судна: 3164
  • Двигатели: 62071055 628-811
Данные о рейсе:
  • Тип рейса: Перегоночный
  • Авиационная компания: Аэрофлот (СССР)
  • Подразделение: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато
  • Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: СССР
  • Летел из: Москва (Внуково)
  • Летел в: Москва (Быково)
  • Первоначальный пункт: Москва (Внуково)
  • Окончательный пункт: Москва (Быково)
Дополнительные данные:
Данные об экипаже:
  • КВС Виктор Григорьевич Левченко
  • зам. ком 27 ато по летной службе А.А. Лобко
  • второй пилот Сергей Степанович Виряскин
  • второй пилот Ю.И. Ларин
  • бортмеханик А.А. Маркаров
  • бортмеханик Федор Иванович Рунцов
  • нач. связи 27 ато К.Г. Токарев
  • бортрадист Ф.Г. Томах 
    
    

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Котобус
      История любой войны полна малоизученных фактов, о которых по различным причинам стараются не распространяться заинтересованные стороны. Об одном из таких событий мы сегодня и расскажем.
      Иван Кожедуб стал вторым (после Александра Покрышкина) гражданином СССР, трижды удостаивавшимся звания Героя Советского Союза. Он является самым эффективным советским асом Великой Отечественной войны. Всего за два полных года участия в боевых действиях ему удалось совершить 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбить немыслимые 64 самолета Люфтваффе (хотя некоторые исследователи его биографии говорят о 107 сбитых самолетах противника).
      Беспроигрышная тактика ведения воздушного боя
      Совсем молодой летчик (он родился всего за 21 год до войны) разработал собственную технику ведения воздушного боя. Она была проста, эффективна, но требовала отличных навыков управления боевой машиной и хорошего глазомера.
      Большинство летчиков-истребителей из различных стран старались максимально сблизиться с самолетами противника, подлетая на расстояние в 50-60 метров, и лишь затем открывали огонь. Обладавший отличным зрением и координацией советский ас открывал огонь с расстояния в 200-300 метров, заставая врасплох даже наиболее опытных фашистских летчиков.
      Эффективность тактики была доказана не столько даже большим количеством сбитых самолетов, сколько тем, что самого Кожедуба так ни разу и не сбили.
      19 февраля 1945 года он стал первым из советских летчиков, сбившим сверхмощный немецкий реактивный истребитель Me-262, значительно превосходящий в скорости Ла-7 Кожедуба. Информация об удачливом советском асе получила широкое распространение и очень не понравилась союзникам-американцам, которым до этого тоже удавалось сбивать реактивные самолеты немцев.
      В это время обе союзнические армии продвигались навстречу друг другу, и в начале апреля сфера ответственности их авиации пересеклась в районе Берлина. В последний месяц войны произошло несколько спонтанных боестолкновений между летчиками обеих стран, а Советский Союз понес первые потери от действия союзников.
      Отражение американской атаки
      17 (по некоторым источникам 22) апреля майор Красной Армии Иван Кожедуб вылетел на очередное боевое задание в район Берлина и увидел американский бомбардировщик, атакуемый немецкими истребителями. Своим огнем ему удалось отогнать немцев, но буквально через несколько минут он сам был атакован двумя истребителями Р-51 «Мустанг» ВВС США.
      Возмущения аса не было предела. «Кому огня? Мне?!» – рассказывал ветеран через полвека. Сделав несколько переворотов в воздухе, летчик сбил один истребитель американцев, летчику которого удалось выпрыгнуть с парашютом. Второму пилоту повезло меньше. От очередей Кожедуба «Мустанг» взорвался в воздухе, а советский летчик вернулся на свой аэродром, готовясь предстать перед трибуналом.
      https://cont.ws/@fkmrf123/805342
      Но справедливость на свете иногда существует. Приземлившийся на советской территории афроамериканский пилот почему-то рассказал, что его сбил немецкий «Фокке-Вульф» с красным носом. А советское командование, изучившее фотосъемку прошедшего боя, решило не предавать историю огласке, прикрыв таким образом своего лучшего летчика-истребителя. Естественно, сбитые самолеты на личный счет Кожедубу никто не записал, но он был не в обиде, избежав проблем и возможного трибунала.
      Через много лет Кожедуб признался, что комполка Павел Чупиков лично передал ему эти фотоматериалы Кожедубу со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».
      Лишь много позднее стало известно, что американским истребителям дали задание «прощупать» известного советского аса, отследив его местоположение с помощью радиоперехвата, а на случай неудачи заранее была заготовлена достаточно правдоподобная версия с немецким «Фокке-Вульфом»
      Долгая охота на американцев
      В начале мая Ивану Никитовичу пришлось вступить еще в один воздушный бой с американцами. На этот раз он выполнял прямой приказ любой ценой воспрепятствовать бомбометанию группы «летающих крепостей» Boeing В-17 ВВС США, с неизвестной целью вошедших в зону советской оккупации Германии.
      Несмотря отчаянное сопротивление, три американских бомбардировщика были сбиты, а остальные спешно развернулись и ушли на свою территорию. Возникший скандал командованию обеих группировок удалось спешно замять, а сбитые самолеты Кожедубу вновь записаны не были.
      По одной из версий, именно эффективность действий Ивана Кожедуба против союзников стала причиной награждения 25-летнего летчика третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза, которую ему вручили 18 августа 1945 года.
      Уникальный советский ас отдал последующие годы своей жизни службе родной стране, освоив новейший реактивный самолет МИГ-15. В годы конфликта между Северной и Южной Кореей (1950-1953) командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, летчики которой сбили 216 (по другой информации 246) самолетов противника, потеряв 27 своих.
      Полковник, а потом генерал-майор Кожедуб, несмотря на категорический запрет, лично участвовал в боях. Он неоднократно сбивал знакомые с предыдущей войны американские Р-51 «Мустанг» и реактивные истребители F-80 «Shooting Star». Но это уже совсем другая история.
    • Автор: Алла Мосежная
      В библиотеке состоится лекция историка, главного редактора Краеведческого портала ТиНАО Дмитрия Юркова, посвященная забытым страницам местной истории и малоизвестным достопримечательностям поселений Московский и Филимонковское. 

      Впервые на широкую публику будут продемонстрированы недавно обнаруженные архивные документы и старые фотоснимки, связанные с окрестными деревнями и селами. 

      Приглашаем всех жителей Московского (а также Марьино, Саларьево, Валуево, и т. д.) которые интересуются прошлым своего края. 

      Вход бесплатный. Сидячее место гарантируется при условии предварительной записи (в библиотеке, либо письмом на почту [email protected] со словами «лекция в Московском» и указанием числа слушателей, либо аналогичным сообщением через нашу группу Вконтакте).

    • Автор: AlekcDolche
      Метро до аэропорта Внуково построят за три-четыре года.

      Калининско-Солнцевскую линию метро планируется продлить до аэропорта Внуково в ближайшие три-четыре года, заявил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

      «Сейчас мы начинаем проектирование и трассировку этого участка. За три-четыре года, думаю, мы построим две станции и дотянем линию до Внуково», - рассказал А. Бочкарев в интервью «Вечерней Москве».

      Он отметил, что конечная станция, возможно, будет наземной.

      «Это необходимо для того, чтобы интегрировать станцию с инфраструктурой аэропорта», - пояснил А. Бочкарев.

      Ранее руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев заявил, что пока нет окончательного решения о том, каким будет новый участок желтой линии метро - наземным или подземным.

      «На дополнительном участке Калининско-Солнцевской линии планируется разместить две станции: «Пыхтино» и «Внуково», - сказал М. Васильев.

      По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, участок желтой линии метро от станции «Раменки» до «Рассказовки», после которой и будет продлена линия до аэропорта Внуково, планируется запустить уже к весне следующего года.

      На новом 15-километровом участке желтой линии метро расположатся семь станций: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
      Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/mietro-do-aeropor...e-ghoda?from=cl
    • Автор: AlekcDolche
      Источник: сайт ПАО Группа Компаний ПИК https://www.pik.ru/


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×
   Сайт работает на облачном сервере ispserver.ru