Перейти к содержимому
AlekcDolche

Катастрофа над клубничным полем ( Столкновение самолётов близ Валуево 23 декабря 1948 года )

Оцените эту тему

Recommended Posts

Друзья,вот наткнулся я в группе  ВК на историю,рассказанную нашему alexey40 об столкновение самолётов близ Валуево,которая произошла 23 декабря 1948 года.Поэтому решил перепостить ее сюда с сохранением авторской правки и комментариев.

Вот сама и история:

Я никогда не покупаю магазинного молока. Молоко должно быть настоящим, не кипячёным и да же не пастеризованным. Только такое молоко является по Аюрведе (древней системе индийской медицины) пищей мудрецов и святых. Это естественный, а с другой стороны – удивительный продукт, который питает не только тело, но и дух, придавая ему творческие силы. Не может не меняться и душевное состояние человека, который держит коров. Молочник Александр Петрович, у которого я беру молоко, немного отличается от своих деревенских соседей. Мало кто даже из старожилов может рассказать о прошлом столько, сколько он. Ведь Александр Петрович помнит ещё рассказы своей бабушки. Сколько же можно от него услышать историй! О том, что Зимёнки были летней резиденцией печально знаменитой Салтычихи. А ведь этой информации нигде нет. О давно забытом урочище «Тяпки». О лесе «Поповка», названном так потому, что он принадлежал Передельцевской церкви. По рассказам Александра Петровича можно писать целый краеведческий труд. 

За время нашего знакомства Александр Петрович частенько уже рассказывает о некоторых вещах по второму или третьему разу. Поэтому, мне казалось, что я знаю уже все его рассказы. Но не тут-то было. Февральским вечером я услышал от него новую историю. 

По его рассказу, в 1956 году в небе совсем рядом с усадьбой Валуево столкнулись два самолёта – Ил-12 и Ил-14. Место это находится в 300-400 м от ворот с оленями, слева по дороге-брусчатке. И есть особая примета – там растут дубы, макушки которых на высоте как бритвой срезал падающий самолёт. 

Я принялся за поиски. Сначала залез в интернет. Просмотр авиакатастроф вблизи Внуково за 1956 г. ничего не дал. Тогда перешёл к катастрофам самолёта Ил-14. Но опять по инциденту над Валуево сведений не было. Но были другие малоизвестные катастрофы вблизи Внуково, о которых стоит упомянуть. 

14 июня 1957 г. Самолёт польской авиакомпании LOT заходил на посадку в сложных метеоусловиях. Самолёт разбился в 4,5 км северо-восточнее аэропорта. Погибли 9 человек из 13, находившихся на борту. Интересно, что выжившая стюардесса, хоть и получила травмы, поймала машину и приехала в аэропорт, чтобы сообщить о катастрофе. Самолёт упал примерно на территории современного района Переделкино-Ближнее. 

4 ноября 1957 г. Правительственный румынский самолёт, не выполнив указания диспетчера, врезался в землю в 500 м от взлётно-посадочной полосы. Из 16 человек погибло 4, среди выживших оказался Николае Чаушеску – будущий генеральный секретарь ЦК Румынской компартии. 

23 октября 1959 г. При посадке во Внуково самолёт упал в 700 м от ВПП. 

Потом перешёл к катастрофам Ил-12. 
1 июля 1947 г. катастрофа произошла из-за отказа двигателя при взлёте. Самолёт упал на окраине дер. Пыхтино 

23 декабря 1948 г. Столкновение самолётов Ил-12 и ТС-62. Катастрофа произошла вблизи профилактория «Валуево»! 
Вот, наконец, нужный материал! За давностью лет рассказчик ошибся на 8 лет в дате и типе одного из самолётов. Но всё равно, предоставленных Александром Петровичем сведений вполне хватило для однозначной идентификации этого трагического события. 

Так что же произошло за неделю до нового, 1949 г.? 

Этот день, ставший последним для двенадцати лётчиков, был по-зимнему хмурым, шёл снег. Облака стояли низко, их нижний край находился в пределах 160-350 м. Такая низкая облачность и определяла высоту полёта самолётов. В Москве и Ташкенте лётчиков ждали семьи, где-то в ожидании своих пап дети уже наряжали ёлки. 

Ил-12 только что вышел из цехов московского машиностроительного завода «Знамя труда». На Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе (в 1923—1926 годах — Центральный аэродром имени Л. Д. Троцкого, также Ходынский аэродром) новенький самолёт ожидал экипаж Узбекского управления гражданского воздушного флота (ГВФ). Самолёт предстояло перегнать в Ташкент с промежуточной посадкой на Люберецком аэродроме. 

Примечательно, что Ил-12 первоначально должны были передать Грузинскому управлению ГВФ, но грузинский экипаж по каким-то причинам в установленное время на аэродром не явился. Если бы грузинские лётчики прибыли вовремя, трагедии бы не случилось, т.к. в этом случае самолёт должен был лететь во Внуково. 

Аэродром имени М. В. Фрунзе относился к Министерству авиационной промышленности, поэтому его руководство не стало предупреждать об изменении плана полёта руководство аэропорта Внуково, который относился к Главному управлению гражданского воздушного флота. Сам узбекский экипаж не получил ни задания на полет, ни предполетной подготовки, ни метеообеспечения и даже не брал запрос в аэропорту Люберцы согласия на приём. 

ТС-62 выполнял перегоночный рейс из аэропорта Внуково в Быково. Его пилотировал экипаж из четырёх человек, а в качестве пассажиров летел второй экипаж, возвращавшийся с Внуковского авиаремонтного завода. 

Массовое внедрение радиолокаторов в систему управления воздушным движением началось только в середине 50-хх гг, а в то время на аэродромах их не было, и тем более на борту самолётов. Таким образом, ни лётчики, ни авиадиспетчер не могли видеть, что самолёты идут на опасное сближение. 

И вот несутся навстречу друг другу две огромные стальные птицы. Несутся на встречу со своей гибелью. И нельзя их удержать, нельзя ничего исправить. Не отменить приговор, не уйти от судьбы. Не переписать вовек сухих неумолимых строк протокола. 

«В 15:14 самолет ТС-62 вылетел из Внуково по ПВП (правила визуальных полётов) и летел курсом 85-90° на высоте 300 м. Ил-12 выходил из облаков курсом 180° с небольшим снижением. В 15:25, в 5,8 км юго-восточнее аэропорта Внуково с азимутом 101°, сразу после выхода Ил-12 из облачности, произошло столкновение. ТС-62 потерял хвостовую часть, вошел в пике, столкнулся с землей и сгорел. Ил-12 вошел в плоский штопор и потерпел катастрофу на опушке леса в 500-700 м от профилактория ГВФ «Валуево». Оба двигателя отделились от крыла при столкновении и упали в 135 м от фюзеляжа дальше по направлению полета. Консоль левой плоскости находилась в 160 м от фюзеляжа. Разрушенная хвостовая часть ТС-62 была разбросана в поле на площади 160х120 м. Оставшаяся часть фюзеляжа с моторами упала в лес в 220 м от фюзеляжа Ил-12». (См. сайт Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России http://www.airdisaster.ru/database.php?id=683 ). 

Единственное пояснение. Самолёт ТС-62 – это американский Douglas С-47, поставлявшийся в СССР в рамках программы ленд-лиза, но с отечественными моторами. Устанавливали новые двигатели взамен родных, исчерпавших свой ресурс. Делалось это как раз на том самом заводе-400 рядом с Внуково, откуда летел ТС-62. На 26 июня 1948 г. имелось уже 46 таких машин (примерно четверть всего парка С-47 в гражданской авиации) (См. сайт Авиаколлекция http://aviacollections.ru/ts-62_i_ts-82.html). Эти самолёты получили собственное название совсем незадолго до катастрофы – в октябре 1948 г. 

Уточнив детали, я выехал на предполагаемое место катастрофы. 

Дорога от главных ворот усадьбы Валуево, которую рассказчик назвал «брусчаткой», была мне хорошо известна. Это так называемая каретная дорога. По ней съезжались гости в усадьбу. А сам хозяин любил кататься по ней на двуколке. Когда-то вымощенная камнем и окружённая глубокими канавами по обе стороны, сейчас она постепенно зарастает лесом и заваливается мусором. 

В статье говорилось, что Ил-12 упал в 500-700 м от усадьбы на лесной опушке. Опушка на таком удалении здесь только одна. Здесь с лесом соседствовало поле. Оно было уникальным. Выращивали там отнюдь не кукурузу или кормовые травы, что было обычным. Всё это поле, где сейчас построен коттеджный посёлок «Валуево», в те годы было засажено ... клубникой. Шагаю туда по протоптанным собачниками тропинкам. Серьёзные коттеджи обнесены сплошным забором. Недалеко от него идёт тропинка. Она петляет мимо огромных дубов, которым на вид полторы сотни лет. Деревья с обломанными вершинами попадаются, но только отдельные. Мне так и не удалось найти массива рядом стоящих деревьев, повреждённых на высоте. Это и не удивительно - с момента катастрофы прошло без малого 70 лет, и повреждённые во время падения самолёта дубы могли за это время погибнуть. И действительно, на этом участке леса много дубового валежа. 

Чем была эта трагедия? Нелепым стечением обстоятельств? Судьбой? Жестоким наказанием за несоблюдение правил полётов? Кровавой данью за технический прогресс, и данную им человеку возможность летать? Нам не дано этого знать. И судить кого-то за ошибки мы не должны. Нам остаётся только склонить головы перед памятью двенадцати лётчиков, трагически погибших в небе над клубничным полем близ деревни Валуево.
 
  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

От себя добавлю,что здесь тоже есть подробности той авиакатастрофы.

Столкновение Ил-12 и ТС-62 в районе аэропорта Внуково

  • Дата авиакатастрофы: 23.12.1948 г.
  • Время авиакатастрофы: 15:25
  • Страна авиакатастрофы: СССР
  • Место авиакатастрофы: Московская область, близ дер. Валуево
  • Тип воздушного судна: ТС-62
  • Регистрация воздушного судна: СССРЛ861
  • Название авиационной компании: Аэрофлот (СССР)
  • Подразделение:: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато

Хронология событий: В 5,8 км юго-восточнее аэропорта Внуково В 15:25с азимутом 101 градусов, непосредственно после выхода Ил-12 из облачности, состоялось столкновение. ТС-62 потерял хвостовую часть, начал производить пике, врезался в землю и сгорел. Ил-12 начал производить плоский штопор и на опушке леса потерпел катастрофу в 500-700 м от профилактория ГВФ «Валуево». Оба двигателя от крыла отделились при столкновении и упали в 135 м от фюзеляжа по направлению полета. Консоль левой плоскости была в 160 м от фюзеляжа. Разрушенный хвост ТС-62 была разбросан в поле на площади 120х160 м. Остатки фюзеляжа с двигателями упали в лес в 220 м от фюзеляжа Ил-12. На борту ТС-62 был второй экипаж, как пассажиры возвращавшийся с АРБ-400. Данные о потерпевших: Всего на борту было 8 человек: 4 членов экипажа и 4 пассажиров. Всего погибло 8 человек: 4 членов экипажа, 4 пассажиров. Детали авиакатастрофы:

  • Этап полета: набор высоты
Данные о самолете:
  • Марка самолета: ТС-62
  • ID самолета: СССР-Л861
  • Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: СССР
  • Дата производства воздушного судна: 01.02.1944
  • Заводской номер самолета: 12400 (42-92583)
  • Часы наработки воздушного судна: 3164
  • Двигатели: 62071055 628-811
Данные о рейсе:
  • Тип рейса: Перегоночный
  • Авиационная компания: Аэрофлот (СССР)
  • Подразделение: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато
  • Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: СССР
  • Летел из: Москва (Внуково)
  • Летел в: Москва (Быково)
  • Первоначальный пункт: Москва (Внуково)
  • Окончательный пункт: Москва (Быково)
Дополнительные данные:
Данные об экипаже:
  • КВС Виктор Григорьевич Левченко
  • зам. ком 27 ато по летной службе А.А. Лобко
  • второй пилот Сергей Степанович Виряскин
  • второй пилот Ю.И. Ларин
  • бортмеханик А.А. Маркаров
  • бортмеханик Федор Иванович Рунцов
  • нач. связи 27 ато К.Г. Токарев
  • бортрадист Ф.Г. Томах 
    
    
  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Курьер
      Президиум Мосгорсуда отменил обвинительный приговор полицейскому Владимиру Миняеву, который был осужден за превышение полномочий при задержании воров в столичном аэропорту Внуково. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе суда.
      "Сегодня президиум отменил обвинительный приговор и отправил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. При этом мера пресечения в виде содержания под стражей была также отменена сегодняшним решением, а другая мера пресечения ему не избиралась", - сообщили в суде. Экс-полицейский не присутствовал в Мосгорсуде, он выходил на связь по видеоконференции из колонии.
      Оперуполномоченный уголовного розыска Миняев работал в линейном отделе полиции "Внуково". Он долгое время занимался разработкой операции по задержанию банды воров, которые похищали багаж пассажиров аэропорта. В итоге злоумышленников удалось задержать, по данному делу проходили 200 человек. Один из них написал жалобу о том, что Миняев ударил его по голове в ходе задержания, чем причинил вред здоровью.
      В отношении оперативника возбудили уголовное дело по ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"). Солнцевский районный суд в октябре 2017 года признал его виновным, приговорив к трем годам лишения свободы. Мосгорсуд оставил это решение без изменения. При этом воры, задержанные Миняевым, получили условные сроки. 
      https://tass.ru/
    • Автор: Котобус
      В деревне Толстопальцево, появится научно-производственный кластер. Его откроют в объекте производственного назначения. Это трехэтажное здание площадью 12,6 тысячи квадратных метров, построенное только наполовину.
      Инвестор, который приобрел объект на торгах, планирует заниматься биотехнологиями. В планах не только научно-исследовательская работа, но и развитие технологий в сфере импортозамещения.
      Корпус проектировали как научно-производственный центр семенного, продовольственного и технического картофеля. В центре здания предусмотрены теплицы, еще 20 расположено на крыше постройки.
      https://www.mos.ru/
    • Автор: Котобус
      Любопытная статья. Тут и д.Передельцы упоминается:
      Источник: http://magazines.russ.ru/druzhba/2002/5/vas.htmlКстати, очень верно подмечено:А то в сети масса статей о том, что на месте нынешнего НовоПеределкино была деревня Передельцы, разве это так? А я всегда считал и считаю, что наш совхоз, поселок, а ныне город Московский построен на месте деревни Передельцы, ну а Новопеределкино, соответственно, на месте Переделкино. Хотя и не претендую на достоверность, могу ошибаться...


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×