Перейти к содержимому

Оцените эту тему

Recommended Posts

Мало кто в Новой Москве не слышал об истории усадьбы Филимонки и Князе-Владимирского монастыря. А кто впервые захочет об этом узнать — найдёт достаточно подробных источников в открытом доступе. Но есть фрагменты этой истории, которые мало известны или редко освещались до недавнего времени.

В современной версии, первая и главная церковь в Филимонках построена по проекту обрусевшего француза Жюльена Тибо.Оригинальный архитектурный стиль Троицкой церкви
содержит черты византийского, древнерусского и даже романского зодчества.
Но ещё в 20 веке, все источники, упоминающие о Филимонках, писали, что церковь была построена по проекту Петра Карловича Козиха.И этому есть немало подтверждений. Очевидно, что и Тибо, и Козих приложили руку к этому проекту.Изначально,
князь Владимир Борисович Четвертинский, задумавший построить грандиозный храм-усыпальницу в память о рано умершей супруге, заказал проект Троицкой церкви
талантливому зодчему -Жюльену Францевичу Тибо.Но дальше последовала череда событий, которые внесли свои коррективы в историю строительства церкви в Филимонках.Внезапная смерть храмоустроителя, в самом расцветет сил, вынудила его незамужнюю и бездетную сестру взять на себя все семейные дела.Помимо забот об осиротевших племянниках и усадебном хозяйстве, Вера Борисовна Четвертинская решила закончить дело, начатое братом и достроить в своей усадьбе церковь с семейной усыпальницей.Возникшие финансовые трудности и другие бытовые проблемы сильно осложнили эту задачу.Строительство затянулось на несколько лет, и для того, чтобы реализовать грандиозный архитектурный проект согласно финансовым возможностям и пожеланиям заказчика, был привлечён другой архитектор- П.К.Козих.Почему выбор пал именно на него - неизвестно, но вероятно этому были свои причины.
Вера Борисовна Четвертинская
1668652143_...thumb.jpg.79070926a792780f1725d122a5adf26b.jpg
Однако, в истории Троицкой церкви в Филимонках был ещё один человек, имя которого осталось за кадром большинства современных источников.Это зодчий Александр Протогенович Попов.
Уроженец Волоколамска, Александр Попов сначала закончил Дворцовое архитектурное училище в Москве, затем училище живописи, ваяния и зодчества, дослужился до звания архитектора придворного ведомства. Заведовал архитектурным отделом Московско-Рязанской железной дороги и курировал строительство Рязанского вокзала.Под его руководством строились Александровские казармы, несколько доходных домов, проводилась реконструкция некоторых церквей в столице.Затем, совместно с архитектором Ф.Рихтером, Попов занимался реставрацией памятников древнерусского зодчества, самостоятельно проектировал отделку залов Исторического музея. По его проекту возведено несколько построек в усадьбе графа Уварова «Поречье».
Как повествует Русский Биографический Словарь под редакцией А.Половцова, именно Александр Попов реализовал проект Тибо-Козиха и под его руководством было завершено строительство Троицкой церкви в Филимонках.
Граф Алексей Сергеевич Уваров - археолог, почётный член Петербургской академии наук, один из основателей Исторического музея в Москве, много лет возглавлял Московское Императорское археологическое общество.Он был хорошо знаком с Поповым, и сам Александр Протогенович писал об Уварове в своих записках: «Я очень благодарен ему, он многому меня научил, даже своим примером, ибо надо видеть, с каким усердием, с какой внимательностью он сам работал для русской науки...». Следует добавить, что жена и верная соратница Уварова, Прасковья Сергеевна, была племянницей Веры Борисовны Четвертинской. И конечно супруги Уваровы не доверили абы кому ни работы в своей усадьбе, ни такое важное дело, как завершение строительства церкви в Филимонках.
Если именно Александру Попову выпала миссия воплотить в жизнь проект своих предшественников и явить миру этот архитектурный шедевр, то будет несправедливо предать этот факт и его имя забвению.
Историю Филимонок середины 19 — начала 20 века все рассказчики связывают с княжеской семьёй Святополк-Четвертинских.Однако, эти заповедные края издавна привлекали сюда множество людей: одни желали насладиться их природной красотой, другие искали уединения в тиши, подле обители. Так об этом упоминается в брошюре, изданной в пользу
монастыря в 1895 году: «Община располагается среди высокого густого елового леса на довольно возвышенном месте.Оно с трёх сторон орошается небольшой речкой Лековой с прозрачною вкусною водою.Красота местоположения общины, здоровый воздух и отсутствие сырости в почве привлекают к ней, в особенности в летнее время, многих жителей московских.Некоторые из них подолгу живут близ общины, наслаждаясь в то же время постоянною монастырскою службою в общине и благозвучным пением клиросных обители...».
Ещё до революции, некоторые москвичи снимали на лето комнаты или целые домики в Филимонках и окрестных селениях.Даже господский дом усадьбы Четвертинских сдавался внаём в пользу общины.В начале 1890 годов, усадьбу посетил Сергей Дмитриевич Шереметьев. Граф Шереметьев, историк, коллекционер и меценат, владелец усадеб Кусково, Остафьево и Михайловское, был хорошо знаком с прежней хозяйкой Филимонок -Надеждой Фёдоровной Четвертинской.В своих мемуарах Сергей Дмитриевич написал, что «дорогая ей подмосковная Филимонки теперь превращена в общежитие».

Надежда Фёдоровна и Борис Антонович Четвертинские. Фото из статьи  В.Богуславского  "Филимонки - подмосковная Четвертинских"  Сборник ОИРУ 5 (21) 2008 г
1735135863_.thumb.jpg.855fbd7cb2a1d04d7facbe5ce3e35f01.jpg
Кому позволяли средства -покупали землю и строили летние резиденции в этих краях.Так в Филимонках в конце 19 века появилась дача Востряковых.Купец Родион Дмитриевич Востряков, владелец крупного текстильного производства в Москве, построил дачу для своей семьи, и оформил на супругу, Елену Кирилловну, из купеческого рода Мамонтовых. Семейное счастье четы Востряковых было недолгим.Как пишет их современница, мемуаристка Т.Аксакова-Сиверс: «После шести лет прожигания жизни во всех увеселительных местах России и Европы Родион Дмитриевич Востряков бросил семью, чтобы жениться на танцовщице Шарпантье ».

После развода дача осталась Елене Кирилловне, где она проживала в летний период с детьми.Они были частыми гостями в Князе-Владимирском монастыре, оказывали общине материальную помощь.
После революции, в 1918 году дача Востряковых, наряду с усадьбой Четвертинских была национализирована. Елене Кирилловне разрешили забрать из дома только личные вещи, после чего Востряковы покинули Филимонки навсегда.Все последующие годы Елена Вострякова с сестрой скитались по разным углам, до конца дней испытывая крайнюю нужду.

Е.К.Вострякова
2125346137_...jpg.6387ab72e89f9483e767211529906485.jpg
В 1918 году в Филимонках произошло одно знаковое событие: 4 мая монастырь посетил Настоятель Русской Православной Церкви.Как следует из записей его секретаря, Патриарх отслужил всенощную и позднюю литургию в Троицком храме.После богослужения и проповеди посетил школу-приют для детей окрестных крестьян.
Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, возглавлял РПЦ с 1917 по 1925 год.На этот период пришлось множество трагических событий и в истории церкви, и самого
Тихона.
За 8 лет патриаршества ему пришлось пережить гонения на церковь, внутренние интриги, травлю в газетах, арест, допросы, покушение, во время которого был убит его келейник, Яков Полозов.Все эти события сильно подорвали здоровье Тихона, и в 1925 году он скончался в возрасте 60 лет.
907003935_.thumb.jpg.e15befc5c86e2db183ef45bc3c489757.jpg

Князе-Владимирский монастырь упразднили в середине 20-х годов. Монахини разбрелись кто куда: одни вернулись в дома своих родных, другие нашли приют в семьях бывших прихожан, проживающих в округе.Несколько человек остались в Филимонках.У одной из бывших насельниц, монахини Гавриилы, которую все местные жители называли тётя Таня, был в деревне свой домик. У неё доживала свой век последняя игуменья монастыря, Ангелина.Зарабатывали на жизнь подсобным хозяйством и рукоделием.Старожилы окрестных деревень -Середнево, Марьино, Староселье -вспоминают, как их родители заказывали бывшим монашкам красивые стёганные одеяла и вышитое постельное бельё.Тётю Таню в округе все любили, говорят -добрая была, безотказная, всем помогала, чем могла.Она единственная, кто имел не только своё жильё, но и работу-много лет трудилась в санатории Валуево уборщицей и выработала пенсию.
Бывшие монастырские строения, в том числе здание Успенской церкви,c 1922 года заняли под колонию детей и подростков.Так в Филимонках появился Красно-Пахорский детский дом.За несколько последующих десятилетий, детский дом пережил немало драматических событий: трудные годы становления, войну, эвакуацию, смену состава воспитанников и преподавателей. Сейчас это старейшее в районе социальное учреждение для детей-сирот носит название детский дом «Солнышко» в Филимонках.
Фото из архива детского дома "Солнышко"
308994043_1.thumb.JPG.5f4f59aecaf6b3148fcb3fbf803f18d9.JPG
 
213625495_2.thumb.JPG.4bab29f73a7f21755393ef32f9acb1ed.JPG
Богатые своей историей и природной красотой, Филимонки издавна привлекали к себе внимание людей, в том числе творческих.
В 20-е годы прошлого века, здесь побывал график и живописец Матвей Алексеевич Добров.
Добров родился в 1877 году в Москве, в семье известного столичного врача.Окончил Московский университет, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).Обучался в студиях художников К.Коровина, В.Серова, К.Юона.Много путешествовал по России, бывал в Европе, осваивал технику офорта и ксилографии.Любил художник наведываться и в подмосковные края.Серия его рисунков и гравюр вошла в альбом «Мотивы Подмосковья».Произведения Матвея Доброва находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, во многих музейных собраниях городов России.

Гравюра «Усадьба Филимонки», 1923 г., из альбома «Мотивы Подмосковья», Калужский Музей изобразительных искусств
2108873725_.jpg.98b9887a33dd63bb5a17b937e636ce21.jpg
 
Автор Ирина Гаврилина
Продолжение следует....
Изменено пользователем Ирина-1968
коррекция
  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Великолепное исследование! Неизвестные доселе сведения! 

У меня, правда, несколько иная информация, касающаяся судьбы монастыря в советское время. Мой информатор под оперативным псевдонимом "Коровин" сообщил следующее:

В Филимонках монастырь женский был. Монастырская земля была там, где сейчас радиомаяк. Монашки её обрабатывали. Были коровы, лошади, сажали всё. Монастырь был большой. Человек, наверное, двести монашек. Первое время после революции сельхозкомунна у них там была. Те же монашки и работали. Какое-то время спасало их это. Потом подогнали машины, погрузили их всех, и – в Казахстан. Это в 30-е годы было. Землю отобрали у них, церковь стали ломать.

Конечно, за точность информации поручиться не могу.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, alexey40 сказал:

 Потом подогнали машины, погрузили их всех, и – в Казахстан. Это в 30-е годы было.

Очень сомнительная версия. В 1920 году  монахини пытались зарегистрировать сельхозартель на территории бывшего монастыря.Им отказали, причина - посчитали, что бывшие монахини самостоятельно не смогут полностью обрабатывать землю и вести хозяйство, так как ранее они нанимали на самые тяжёлые работы местных жителей.И это факт.До революции монастырь процветал, и мог себе позволить наёмных работников.При советской власти уже нет. 

Чтобы прямо так взяли и всех отправили в Казахстан -маловероятно.Многие местные старожилы помнят несколько бывших насельниц,помимо упомянутой Тани (Гавриилы), что проживали в окрестностях. Кого-то может и отправили на выселки, и этому должны быть причины.А главное -доказательства в виде официальных документов.Я их пока не обнаружила.

Это версия из разряда вредных идеологических баек, что типа из усадьбы Валуево всё до нитки вывезли после революции, а что не смогли вывезти-сожгли. Чушь, не было этого. Всё было иначе.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, alexey40 сказал:

Ну, раз так, похоже, что мой информатор - двойной агент ))

Вовсе нет, просто сам он не был непосредственным очевидцем тех событий, если ему конечно не 90 лет.Отчасти он сгустил краски, отчасти был прав.После закрытия монастыря в 20-е годы монахинь никто не держал за решёткой, у кого было куда вернуться- могли покинуть эти края.Кто-то расселился по окрестным жителям,что смогли дать бывшим монахиням приют. Та же часть, что осталась неприкаянной ,без своего жилья и работы, вполне могла создавать проблемы местной власти.Вот их и отправили с глаз долой.Куда,кого и при каких обстоятельствах - это пока неизвестно, надо искать хоть какие-то документы на этот счёт.

Если ваш информатор так хорошо осведомлён о событиях того периода в Филимонках, поспрашивайте его пожалуйста, что ему известно о судьбе семьи  последнего священника Филимонок- Сергея Михайловича Никитского.Сам Никитский был репрессирован в 30-е годы.Но у него была жена,дети. Может удастся найти их прямых потомков.

И ещё : спросите по возможности, что он думает о необычных крестах на Филимонковском кладбище.Есть версия,пока ничем не подтверждённая, что эти кресты имеют отношение к Успенской церкви в Филимонках.

164016511_-.thumb.jpg.12a67f66ef3cbb28cba4b0f8a71e501b.jpg

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К сожалению, дедушка уже всё путает, но, конечно, я постараюсь спросить. 

Что касается крестов, мы с Игорем их тоже заметили. Они не похожи на могильные кресты. Их место, скорее - на куполах, откуда они, по всей вероятности, и были сброшены. Табличек на могилах нет. Какова вероятность того, что их поставили на могилах священнослужителей?

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вполне возможная версия, но при условии, что эти священники умерли и были похоронены на Филимонковском кладбище уже после революции. Сергей Никитский был не единственным священником при Князе-Владимирском монастыре.

Как пишет Лариса Константиновна Каптилкина в своей книге о Филимонках, бывшее монастырское кладбище, то есть те захоронения,которые производились вблизи монастыря, было снесено в советское время и там построили дома для сотрудников интерната. А это значит, что похоронить священников и поставить эти необычные кресты на местном кладбище могли только в советский период. Сейчас старожилов, которые могли бы пролить свет на эту историю днём с огнём не найдёшь.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, AlekcDolche сказал:

 

Дорогой Алексей! Ещё раз спасибо Вам за ссылку на этот ролик. Можно его рекомендовать для первоначального знакомства с этим архи-интереснейшим местом. Но, по сути дела, автор ролика ничего интересного не нашёл. Стоя почти рядом с огромными крестами, которые, как мы говорили, вероятно всего, были сброшены с куполов Успенского храма, он их, попросту, не заметил.

F03_9597-res.JPG.5197cba162866a8ffe6f6ad224030d94.JPG

Не заметил и памятника на могиле замечательной учительской династии  , члены которой преподавали в школе, как раз и располагавшейся в бывшей усадьбе Святополк-Четвертинского.

F01_1804-res.JPG.56227d449862b6bd7bc921d638e39756.JPG

Не заметил самого старого захоронения на этом кладбище - мальчика Саши Тимофеева, трагически погибшего в 1942 г.

F01_1805-res.JPG.e7dbc97aa9575c8ba149dc08c89ef663.JPG

И не заметил даже могил схимонахинь Князе-Владимирского монастыря! Хотя уж они-то содержатся в прекрасном состоянии -не только так нелюбимой автору ролика крапивы, вообще травы нет.

F01_1800-res.JPG.e8440197aa2a612475a05cd2ec44e6c2.JPG

Так что при всём моём уважении к автору ролика, как к человеку, до краеведа, до исследователя ему расти и расти. Подумать только, что он говорит в конце ролика:

- Ну, всё, дальше не пойду, а то уже все пятки исколол! 

Вот, вот оно нынешнее поколение кнопко-нажимателей на гаджетах! Сделайте нам удобно!

По нашему многолетнему опыту краеведческих и биологических изысканий, можно сказать, что тайны иногда прячутся или в самых труднодоступных местах или прямо на твоём пути. Но и там и там надо искать,  и тщательнейшим образом осматривать всё вокруг. В качестве примера приведу фото обломка могильного памятника 19в., найденного нами с Ириной и Дмитрием прямо на обочине дороги в д. Середнево.

F01_1438d-res.JPG.9c51c9224e59f36d4f63c04d7e9688b8.JPG

 

 

 

 

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ирина, а теперь у меня к Вам встречный вопрос. На полевом выходе мы обнаружили разрушенную земляную дамбу, которая перегораживала овраг (между Праймвилем и радиомаяком). Нетрудно догадаться, что это был пруд. Недавно Виктор Зотов мне показал, где было ещё два пруда - а были они в овраге, идущему по низу склона. На старых картах этой системы прудов нет. Известно ли что-нибудь о них?

И второй вопрос. На одном из блог-туров ЦБС Новомосковская известный блогер и краевед Алексей Орлов показал нам интереснейшее и очень древнее, даже по Московским меркам место - городище Луковня, 5 в до н.э.! 

F03_5865-res.thumb.JPG.37203f47530f9a12319cb994bfc43f90.JPG

Городище расположено в луке Пахры (отсюда и название) и представляет собой земляной склон. Раскопки показали, что это не просто насыпь или выравненный склон холма. Это искусственное укрепление. На слой сырой глины натаскивался слой хвороста и поджигался. В результате происходил обжиг глины. Процесс повторялся несколько раз. 

Примечательно, что на этом склоне не растут деревья и кустарники, а травы растут нехарактерные для данной местности. 

Этот склон очень напоминает Филимонковскую горку. Та, правда, поросла великолепным сосновым бором. И место для укрепленённогого поселения подходящее - в непосредственной близости Ликова впадает в Незнайку. Каково же было моё удивление, когда Виктор рассказал мне, что среди местных жителей сохранилась легенда о том, что Филимонковская горка - это остатки древних укреплений!

Может быть, Вам что-то известно об этом?

 

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, alexey40 сказал:

Не заметил и памятника на могиле замечательной учительской династии  , члены которой преподавали в школе, как раз и располагавшейся в бывшей усадьбе Святополк-Четвертинского.

Алексей, немного поправлю : Раиса Дмитриевна Коган и её брат, Михаил Дмитриевич, преподавали в Кнутовской школе. Их до сих пор помнят старожилы деревень Марьино,Кнутово и Староселье.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, alexey40 сказал:

Но, по сути дела, автор ролика ничего интересного не нашёл.

Автор ролика вероятно не задавался целью провести на этом кладбище целое историческое исследование.Это был просто краткий обзор, возможно он хотел найти сходу старинные надгробия, и комплексное исследование территории в его задачу не входило.

Чтобы тщательно обследовать кладбище, как это делают завзятые некрополисты, нужно изначально иметь представление об истории этих мест и самих жителях. А потом в два-три приёма обследовать непосредственно саму территорию.

По поводу пересохших прудов и остатков древних укреплений сейчас не готова что-то прокомментировать.

Однако, следует добавить, что нынешнее кладбище в Филимонках - это бывший древний погост,располагавшийся рядом с Покровской церковью, сгинувшей ещё во времена смутного лихолетья, а может и раньше, так как и у Холмогоровых, и в других известных источниках о ней ничего не говорится.Эту информацию удалось найти по крупицам исторических сведений,разбросанных в самых разных местах, в основном в межевых и земельных документов в архиве древних актов.

Место это в стародавние времена носило непривычное нашему слуху название -Вскунь. Происхождение неизвестно и уходит слишком глубоко в историю. А вот возвышенность,на которой раньше находился храм и церковный погост называли Патриаршей горой.Якобы там когда-то было летняя резиденция патриархов. Об этом писал Дмитрий Шеппинг в "Древнем Сосенском стане", об этом есть упоминание в брошюре,изданной в пользу общины в Филимонках. Но документальных подтверждений о принадлежности земли к владению русских патриархов пока не обнаружено.

Ещё следует добавить, что жителей окрестных деревень стали хоронить на этом кладбище только в советское время.Потому как все близлежайшие населённые пункты,в том числе и Филимонки, и до монастыря, и после его открытия, были приписаны к приходу Покровского храма в Валуево. Но на территории усадьбы никого не хоронили, по понятным причинам.А старое приходское кладбище до начала 20 века находилось в районе деревни Валуево, где ещё в 17 веке была прежняя Покровская церковь, упразднённая после того, как Шепелевы построили новый Покровский храм на территории усадьбы Валуево.После 20-х годов это кладбище упразднили, и все захоронения стали проводить на нынешнем Филимонковском кладбище, скорее всего даже не подозревая, что это в прошлом тоже был погост.

Изменено пользователем Ирина-1968
коррекция текста
  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Филимонки, Троицкий собор 

 

Это было вкусняшкой для меня. Во-первых, необычно и красиво. Видимо, накопилось немного усталости от повторяющихся архитектурных канонов и руин. Во-вторых, "в классе не было училки". Храм ещё не имеет постоянного священника, службу иногда проводит приходящий. "Штат" пока состоит из добродушного, словоохотливого дядечки и его супруги, присматривающих за храмом. Он разрешил везде полазить, посмотреть, фотографировать и мы оторвались как дети, лазили по крышам. Я взобралась и на четвёртый ярус башни, где колокола висят. Могла бы и позвонить, наверно, но не догадалась, просто сфотографировала.

Поскольку храм находится на территории психиатрической больницы, пройти туда было можно только через КПП с охраной. При входе провели мини-инструктаж: "на территории корпусов не фотографировать, с психами не общаться и ничего им не давать". Поэтому, к сожалению, не могу рекомендовать: "побывайте сами и посмотрите".

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B817.jpg

Не мудрствуя лукаво, буду вставлять немного исторических сведений, опубликованных попутчицей. В метках ставлю "Московская область", как и в предыдущем посте. Но, строго говоря, где-то уже Новая Москва, то есть территория, присоединённая недавно к городу. "Нерезиновую" растягивают как-то несуразно - нет чтобы радиус увеличивать, приделывают какие-то конечности к колобку и я уже тут запуталась, по мне пока - это всё ещё область )



Когда из-за крыши больничного корпуса показались высоченные белоснежные башни храма, показалось, что подхожу к павильонам ВДНХ. Но потом ахнула, красавец, готично-византийский )
%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B810.jpg

"Господская усадьба появилась в селе Филимонки в XVIII веке. Имение сменило множество владельцев и в 1840-х годах перешло к семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, во исполнение желания жены, начал строительство в Филимонках двухэтажного храма. Церковь задумывалась как родовая усыпальница князей и возводилась, вопреки ожиданиям, не на территории усадьбы, а в километре от нее, на правом берегу реки Ликовки. Строительство Троицкой церкви завершилось в 1861 году, ее нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского; верхний, Троицкий, освятили лишь семь лет спустя."

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B8.jpg

"Архитектура храма сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романо-готического стилей и представляла романтическое направление в зодчестве. Фамильная усыпальница располагалась в цокольном этаже, над ней возвышался центрический крестообразный храм. Сооружение впечатляло своими размерами и было видно издалека. Сестра князя Вера Борисовна Святополк-Четвертинская уже после смерти брата завершила строительство церкви и построила колокольню, с которой храм соединялся закрытой галереей. Высокая пятиярусная колокольня была пронизана узкими арками, подчеркивающими вертикальную композицию." 
Византийский и готический, надо же, чего-то понимаю не подглядывая)

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B816.jpg

"В 1888 году произошло событие, косвенно оказавшее большое влияние на судьбу села и усадьбы. 17 октября в 50 километрах от Харькова потерпел крушение императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек, однако вагон, в котором находилось августейшее семейство, не сошел с рельсов, никто из царской семьи не пострадал. Александр III, отличавшийся мощным телосложением, долгое время удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу. Во многих российских городах и селах в память о чудесном избавлении императорской фамилии были построены храмы и часовни. Святополк-Четвертинская решила увековечить событие созданием монашеской общины. В октябре 1890 года были утверждены устав и штат женской общины, названной Князе-Владимирской (в память о брате княжны), в 1891-м община получила статус монастыря."

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B812.jpg

"Сосед Четвертинских, барон Шеппинг, в 1890-х годах так описывал усадьбу: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймленными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня». В 1900-х годах на территории монастыря была возведена еще одна церковь – Успенская. Ступенчатое здание с тремя гранеными апсидами было увенчано пятью главами и построено в псевдорусском стиле, сочетавшем приемы древнерусской архитектуры и новых течений."

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B82.jpg

"Вера Борисовна Святополк-Четвертинская стала настоятельницей монастыря. Она заботилась не только о сестрах, но и о жителях окрестных селений: оплачивала услуги доктора, бесплатного лечившего всех нуждавшихся, выдавала крестьянам ежемесячные пособия. Ее сестры, княгини Надежда Борисовна Трубецкая и Наталья Борисовна Шаховская, пожертвовали общине иконостас из красного дерева. Четвертинская оставалась настоятельницей Князь-Владимирского монастыря до 1893 года. Через год она скончалась и была похоронена в семейном склепе, рядом с родителями, братьями и сестрами. Настоятельницей стала монахиня Анастасия, в 1901 году возведенная в сан игуменьи."

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B815.jpg

"В 1920-е годы монастырь закрыли, однако монахини до начала 30-х проживали при храмах. Затем были закрыты и храмы, их использовали для сельских нужд, келейный корпус отдали под жилье. Все деревянные постройки были уничтожены. Княжеская усыпальница разорена, могилы вскрыты. После войны в монастыре разместился психоневрологический интернат. В 1994 году Троицкий собор был возвращен верующим. Еще долгое время после этого он представлял собой величественные руины, службы проводились в подклете. Однако восстановительные работы все же начались. Храм был включен в Федеральную программу по восстановлению памятников истории и архитектуры. Была отреставрирована колокольня, на ней установлен новый крест, отлиты и подняты колокола. Обновленный храм и колокольня по-прежнему видны издалека, лучший вид на них открывается с другого, левого берега реки Ликовки – с территории усадьбы Филимонки, на которой сохранились дом и остатки липового парка."

514570.jpg


%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B811.jpg

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B818.jpg

Ещё один пейзаж и ничего лишнего )

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B814.jpg

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B820.jpg

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B813.jpg

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B83.jpg

Большой колокол висел близко даже для моего роста. А если звонарь среднего мужского роста, то у головы, должно быть. Интересно, беруши вставляет? )

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B85.jpg

Батюшка приходящий, а гардероб - полная вешалка. Наверно после ремонта закуплено, для комплекта. Для этого одеяния ведь, как для пончо, размер не имеет значения?

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B86.jpg %2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B87.jpg

Возможно, это и сам звонарь, по совместительству. Ну кто ещё так по крышам без страховки лазить будет?)

%2525D0%2525A4%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BA%2525D0%2525B89.jpg

Пациентов в холодный зимний вечер гуляло единицы. Психиатрия, конечно, наука сложная. Но по тем двоим, которые повстречались, мне показалось, что можно различить - врождённых и "сдвинувшихся" от горя.
  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

**УВИДЕТЬ РОССИЮ ЕГО ГЛАЗАМИ** 

 Из собственного опыта знаю, что в России находится достаточное количество интересных храмов, по разным причинам мало известных как путешественникам, так и составителям путеводителей. Я бы тоже легко мог написать рассказ в стиле «три года назад, проезжая по Н-ской области, я видел вот такой необычный храм». Но лучше и интереснее, если увиденное будет «здесь и сейчас». 
Итак, если вам доставляет удовольствие осмотр храмов необычной архитектуры в России, если вам хочется новых ощущений и захватывающих дух зрелищ, но нет времени, чтобы сутки ехать и еще два часа идти - тогда вам сюда! Всего около 10 километров от МКАД по Киевскому или Калужскому шоссе. 
Поселок Филимонки компактно расположился на правом берегу маленькой речки Ликовки (Ликовы), образовавшей в землях Ленинского района Московской области долину узкую, глубокую и живописную. Все эти ее качества не могли остаться незамеченными, в результате чего на берегах крошечной речушки были основаны три достаточно крупные усадьбы - Изварино, Валуево и Филимонки. Стоит особо отметить, что речь идет о XVII-XVIII веках, когда плотность усадебной застройки и требования к ландшафту существенно отличались от современных. 
***
Я нашел информацию о прежних владельцах усадьбы и хочу предложить ее вам. Если кому-то она не интересна, то он может пропустить эту часть рассказа. Не буду перечислять всех владельцев, их слишком много. Отмечу, что из известных фамилий в списке отметились Голицыны, селом некоторое время владел Петр Алексеевич Голицын (1660-1722). В XIX в. Филимонки принадлежали семейству князей Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский купил усадьбу в 1820-е г.г. Он принадлежал к древнему роду, завоевавшему православие трагической ценой: при смуте в Польше в 1794 г. отец Б.А. Четвертинского, князь Антон Владимирович, был повешен восставшими на глазах семьи в Варшаве за преданность России. Екатерина II приказала привезти его детей в Петербург. Обе дочери были сделаны фрейлинами, а молодой князь Борис помещён в кадетский корпус и вскоре произведён в офицеры. Вся семья пользовалась особенным покровительством императрицы. Милости не прекращались и при императорах Павле и Александре. Борис Антонович Святополк-Четвертинский участвовал в наполеоновских войнах с 1805 г. до выхода в отставку в 1813 г., был награждён орденами. В Отечественную войну 1812 года он был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А. Дмитриева-Мамонова. Блестящий кавалерийский офицер, Борис Антонович по окончании войны был пожалован в должность шталмейстера двора его величества с чином действительного статского советника. Мемуарист писал о нем как о «красавце, молодце, опасном для мужей, страшном для неприятелей, обвешанном крестами, добытыми в сражениях с французами». В 1809 г. он женился на княжне Надежде Фёдоровне Гагариной (1791-1883), семья которой перенесла аналогичную трагедию. Её мать Прасковья Юрьевна Кологривова, урождённая Трубецкая, в первом браке княгиня Гагарина (1762-1848) - московская красавица, пользовавшаяся большим влиянием в светских кругах. Она ничего не боялась, первой из женщин России в 1803 г. летала на воздушном шаре. Приземлилась в имении Вяземских Остафьево, и владелец шутил, что он стал знаменит благодаря тому, что в его имении приземлилась Гагарина. Во время русско-турецкой войны в присутствии чинов штаба и гостей дала пощёчину всесильному Потёмкину, вздумавшему её поцеловать. Её муж, полковник Ф.С. Гагарин, был убит во время польского восстания 1794 г., она сама взята в плен и в тюрьме родила свою младшую дочь Любовь. Прасковья Юрьевна отличалась "невиданной живостью и весёлостью характера", у неё было много поклонников, среди них Н.М. Карамзин, посвящавший ей стихи. Она много делала добра и с годами стала богомольна. Надежда Фёдоровна унаследовала от матери весёлость характера, любезность и приветливость в обращении, "прямой гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, очаровательную улыбку, приводившую в восхищение всех её знавших". После окончания войны 1812 г. Четвертинские жили в Москве. Их дом принадлежал казне и назывался "шталмейстерским", в нём жили чиновники дворцового конюшенного ведомства, к которым принадлежал и Б.А. Четвертинский. Он и умер в этом доме 23 января 1865 г. После его смерти Александр II предоставил дом Надежде Фёдоровне. Она до конца дней сохранила подвижность и энергию, посвятив себя делам благотворительности, и была председателем Совета Московских детских приютов. 
Если московская жизнь Четвертинских была насыщена светскими балами и приёмами, благотворительной деятельностью, то летние месяцы, которые они проводили в своей усадьбе Филимонки, были полны спокойствия, отдыха среди прекрасной природы, общения с близкими, воспитания детей. Семья у Четвертинских была большая, девять детей: три сына и шесть дочерей.
Родной сестрой Н.Ф. Четвертинской была хозяйка села Остафьево, жена П.А. Вяземского Вера Фёдоровна. В письмах к жене и друзьям, в записных книжках и воспоминаниях П.А. Вяземского постоянно упоминаются Четвертинские, обе семьи неоднократно бывали друг у друга. Дети Вяземских и Четвертинских росли вместе, проводя в Филимонках время под наблюдением Надежды Фёдоровны. Есть много свидетельств и о пребывании Четвертинских в Остафьеве. Одно из ранних относится к 12 июля 1822 г., когда отмечалось 30-летие П.А. Вяземского, одно из последних - к сентябрю 1850 г., а 4 января 1831 г. Четвертинские были в Остафьеве вместе с Пушкиным, о чём известно из письма П.А. Вяземского к А.Я. Булгакову: "У нас был уголок Москвы… был Денис Давыдов, Трубецкой, Пушкин, Четвертинские; к вечеру съехались соседки, запиликала скрипка и пошёл бал балом". 
Очевидно, на момент покупки комплекс усадебных построек не требовал немедленных капиталовложений, поэтому новые хозяева развернули грандиозные строительные работы на противоположном от усадьбы правом берегу речки Ликовки. Именно здесь, в черте современного поселка Филимонки, в 1855-1861 годах вырастает громадная Троицкая церковь, поражающая и по сей день своими размерами и нетипичным для России стилем. Ее постройку начал в 1855 году сын Бориса Антоновича и Надежды Фёдоровны, князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский (1824-1859), во исполнение желания жены, Ольги Николаевны. В 1861 г. нижний престол был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского. Верхний же, Троицкий, освящён лишь в 1868 году. 
Сосед по имению барон Шеппинг так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликовка протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня. Колокольня эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный склеп князей Четвертинских". Владимир Борисович не успел завершить храм, скончавшись в 1859 г. Строительство завершено его сестрой Верой Борисовной Четвертинской (1826-1894). При ней же сооружена высокая пятиярусная колокольня. Вера Борисовна решила увековечить чудесное спасение царской семьи при крушении царского поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в селе Филимонки, своём любимом имении, женской монашеской общины. В 1891 году община была преобразована в монастырь, а Вера Борисовна стала его настоятельницей. 
В 1920-е годы монастырь был официально закрыт. Однако до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. были закрыты и храмы. Троицкий храм сильно пострадал: были разрушены купол, алтарь, северная и южная стены, начали разбирать и колончатый пояс арок, вероятно несших на себе свод. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети храма, в 1930-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены, все святыни утрачены. 
В 1994 г. Троицкий храм Князе-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. 
***
Повод посетить Филимонки выдался прекрасный: Министерство культуры выделило деньги, начались реставрация и восстановление Троицкого храма. Уже издалека при подъезде к поселку становится видно нечто. Огромная, в высоту нескольких деревьев колокольня господствует над всей окружающей местностью. Видимая часть постройки уже способна внушить уважение к масштабу этого айсберга, однако, как и положено, верхняя часть не дает никакого представления о структуре сооружения в целом. 
Но вот вы добрались до Филимонок, обогнули жилые дома и уткнулись в редкий образец церковной ограды, выполненной во второй половине ХХ века из железобетонных блоков. Сверху ее элегантно дополняет колючая проволока, как бы напоминая нам, что демократия не означает вседозволенность. Все объясняется просто - за забором обитают, как говорят местные жители, "психохроники". Если же выражаться языком официальным, это учреждение называется "Психоневрологический интернат № 5". В Подмосковье, да возможно и по всей России, сложилась недобрая традиция: устраивать подобные учреждения в монастырских комплексах, а также в усадьбах. Вы опоздали по крайней мере на четверть века, в годы тоталитаризма этого забора не было, и вы свободно могли попасть на территорию интерната. 
 

p2303122151526.jpg



Для проникновения на территорию подобных заведений существует три основных пути. Первый - через проходную, выписывая пропуск - наименее эффективен. Второй - через все остальные места, пропуск не выписывая – обычно более эффективен. Наконец, третий путь - тоже через проходную, но не с пропуском, а с соответствующей медицинской картой - при всей своей эффективности не всегда является приемлемым. Выбор за вами. Если вы остановились на способе номер два, то советуем, не стесняясь, обращаться к местным жителям за самой свежей информацией о дырках в заборе. Однако помните, что на территории вам могут встретиться как злые охранники, запрещающие фотосъемку, так и обитатели интерната – ну, вы понимаете, чего от них можно ждать! 
Итак, предположим, вы отважились и проникли на запретную территорию. Только здесь вам удастся в деталях рассмотреть величественную Троицкую церковь, вернее то, что от нее осталось. Вот что написано о ней в фундаментальном труде "Памятники архитектуры Московской области": "Оригинальные формы здания, отчасти навеянные образами романо-готической архитектуры, представляют романтическое направление в зодчестве середины 19 столетия... Здание поставлено на цокольный этаж, где помещалась княжеская фамильная усыпальница. Верхнее перекрытие храма, алтарь и боковые компартименты разобраны, однако памятник не утратил художественной ценности и значимости уникального сооружения." 
 

p2303122151500.jpg
p2303122151501.jpg
p2303122151514.jpg



Некоторые источники, поверхностно цитируя "Памятники...", называют стиль сооружения "романо-готическим". Мы же предпочитаем честно процитировать замечательное словосочетание "отчасти навеянные образами". Это сказано настолько хорошо, что мы не видим смысла придумывать собственное определение. Скажем лишь, что стиль храма действительно весьма и весьма оригинален. Кстати, многие из отсутствующих элементов "разобраны" настолько аккуратно, что не зная наверняка, что их "разбирали", можно было бы предположить, что их просто еще не построили.
С авторством храма имеются разночтения. "Памятники архитектуры Московской области" называют автором проекта француза Юлиана Францевича Тибо, что вполне соотносится с европейской архитектурой храма с явным французским акцентом в колокольне. Но в "Зодчих Москвы" А.Ф.Крашенинникова находим вот что: "Козих Петр Карлович...автор проекта церкви в усадьбе Филимонки". 
Эта церковь, даже в теперешнем состоянии, потрясает воображение своими монументальными формами. Над цокольным этажом, где был устроен семейный склеп, высится центрический крестообразный храм, соединённый с пятиярусной колокольней закрытой галереей. На основной объём, продолжив храмовое пространство, поставлен вычурный барабан. Формы колокольни также отличаются оригинальностью замысла. Её каменное тело буквально пронизано узкими арками, филёнками и гуртами, которые подчёркивают вертикальную направленность композиции. Удивляет ранние даты постройки столь оригинального здания - 1855-1861 годы. Глядя на детали, можно подумать, что это уже рубеж XIX-XX веков. А в некоторых деталях – ну прямо ар-деко какое-то.
 

p2303122151515.jpg
p2303122151502.jpg
p2303122151527.jpg



К сожалению, толком не известно, как собор выглядел до частичного разрушения в 1930-х годах. Есть только одна фотография, на которой не видны некоторые утраченные части. Но рабочий проект реставрации есть, и недостающие детали в нем домыслены. 
Службы в храме сейчас проводятся в подклете. Если вы спуститесь туда, то довольно скоро захотите на поверхность. Низкие потолки и горящие свечи, долго находиться затруднительно. Немного погуляв по территории, привыкнув к виду Троицкой церкви и проходящих по территории людей, вы можете заметить еще одну - Успенскую церковь, находящуюся неподалеку. Она была построена в 1900-1904 г.г. по проекту архитектора Троице-Сергиевой Лавры Александра Афанасьевича Латкова (1859-1949). В советское время она была закрыта и переоборудована под жилье. При этом было разрушено пятиглавие и прорезаны новые окна. 
 

p2303122151503.jpg



Если вы покинете пределы бывшего монастыря и перейдете на противоположный берег речки Ликовки, то увидите место, где располагалась усадьба князей Святополк-Четвертинских. 
О довоенной судьбе усадебного дома мне ничего не известно. До 2000 года в нём размещалась школа, благодаря чему дом поддерживался в хорошем состоянии, был отремонтирован снаружи и внутри. К нему проложили дорогу из бетонных плит, видимо для удобства школьников. Потом школу вывели, но эра запустения продлилась недолго: деревянный дом усадьбы Святополк-Четвертинских, ставший яблоком раздора в чьих-то земельных спорах, сгорел в июле 2006 года. В интернете можно найти его фотографии до пожара. Сейчас на этом берегу вырастают богатые коттеджи.
Главное же, что можно и нужно сделать на левом берегу речки Ликовки - это обернуться и посмотреть на берег правый. Именно здесь находится одна из лучших точек для обзора Князе-Владимирского монастыря, особенно если на его территории вам так и не довелось побывать. 
Но закончу на оптимистичной ноте - сейчас решается вопрос с землеотводом, так что есть надежда на обретение храмом самостоятельной и доступной для посещения территории.
Обратите внимание, при поиске в интернете мне не удалось найти ни одной фотографии отреставрированной колокольни, есть только вот такие. 
 

p23031221515820.jpg


 

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Практически идеально-плоский склон на левом берегу Ликовы. Подобно склону в Луковне может представлять из себя искусственное оборонительное сооружение древней культуры

F03_1069-2-res.thumb.JPG.8449d7dfaae6c7971f3cb14dddb52cf3.JPG

 

Источник схимонахини Серафимы

F03_1088-res.thumb.JPG.fbfa9d43fa97575685bc7515d4fff74b.JPG

 

Источник доктора Михаськова

F03_1102-res.JPG.bcbcd9d2c2a25ebe2100e4a5139688e0.JPG

Снимки сделаны на биолого-краеведческой экскурсии 4 мая 2018 г.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Ирина-1968
      Когда опричник Иоанна Грозного Никита Кончеев получил вотчину в подмосковных краях, места здесь были малонаселённые, но обжитые людьми.Что до первовотчинников, владевших этими землями изначально, то история слишком давняя, чтобы доподлинно установить их имена и звания.
      Небольшая деревенька стала именоваться по фамилии владельца — Кончеево.При нём здесь появилась первая деревянная церковь Николая Чудотворца.Во времена смуты, когда вокруг Москвы пострадало множество селений, а храмы были разрушены, церковь в Кончеево уцелела, но «стояла без пения».
      Как было сказано в одном давнем источнике «… и Кончеевы перевелись в царство царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии и роду им нет».
      С начала 17 и до конца 18 века Кончеевым владели Хлоповы.Старинный боярский род чуть было не породнился с династией Романовых: Мария Ивановна Хлопова приглянулась молодому царю Михаилу Фёдоровичу, и была назначена царской невестой. Но боярышня категорически не нравилась матери царя, инокине Марфе, и путём всевозможных интриг брак был расстроен.   "Царская невеста М.И.Хлопова"  художник Николай Неврев, 1884 г, Саратовский государственный художественный музей
      При Хлоповых деревня была переименована и стала называться Саларево.Один из владельцев, Иван Дементьевич, в 1679 году строит здесь новую деревянную церковь Николая Чудотворца с приделом Екатерины Христовой мученицы.Храм простоял до 18 века, затем был упразднён по неизвестной причине: то ли сгорел, то ли обветшал от времени.Так или иначе, но церковь в деревне была разобрана, и до самого начала 20 века прихожане были приписаны к Троицкой церкви села Сергиевское-Берёзки.
      Наличие в одном отдельном уезде и волости двух населённых пунктов с одинаковым названием «Саларево» представляло определённые неудобства.Постоянно происходила путаница и всевозможные недоразумения. Если бывшая вотчина Троице-Сергиевой Лавры, деревня Саларьево сохранила своё имя вплоть до наших дней, и даже дала название станции метро, то «Саларево, Кончеево тожъ» к концу 19 столетия вернулось к первоначальному именованию.
      С начала 19 века деревнями Кончеево и Харино владела семья Ермоловых — родственники участника Отечественной войны 1812 года, героя военных кампаний в Персии и на Кавказе, генерала Алексея Петровича Ермолова. Следующий владелец -коллежский регистратор Фёдор Николаевич Дубровин ничем особенным себя в российской истории не проявил. Затем купцы Латышевы -при них в Кончеево был построен стеариновый завод.
      Период владения губернского секретаря Николая Александровича Дмитриевского совпал с проведением крестьянской реформы и отмены крепостной зависимости.
      В 1862 году жители Кончеево получили Уставную грамоту о выкупе своих земель от помещика. Выкупные платежи растянулись более чем на 10 лет. Не сумев расплатиться за свои наделы, сельское общество деревни берёт ссуду в Московском земельном банке. К концу 19 века, крестьяне по прежнему оставались должны банку крупную по тем временам сумму.   Из отчёта о задолженности крестьянских сельских обществ Московской губернии конца 19 века :   Став свободными от крепостной зависимости, часть крестьян в поисках заработка стала уходить на отхожие промыслы: фабричными рабочими на ткацкие фабрики -Троицкую и Немоляева в Фоминском, несколько человек устроились на работу в самой столице- столярами, извозчиками, плотниками. Только одна семья в Кончеево трудилась в хозяйстве помещика Дмитриевского.Часть жителей занималась слесарным промыслом, не покидая своей деревни: получали от владельца механических мастерских материал, из которого изготавливали винты, гайки, шайбы, костыли и т.д. Некоторые женщины делали бисерную и стеклярусную отделку. Три жительницы Кончеево с 1890 года вязали детские и женские носки и чулки на вязальной машине. Материал получали от заказчика в Москве, готовые изделия продавались на столичном рынке.Годовое производство составляло 3000 пар, заработок доходил до 250 рублей в год. Женские чулки со стеклярусной отделкой -работа Анны Павловны Силаевой — выставлялась в качестве экспоната на Всероссийской кустарной-промышленной выставке в 1902 году.  
      Последними владельцами усадьбы, что располагалась близ деревни Кончеево, была семья промышленника Эдуарда Бромлея. Главный усадебный дом был утрачен ещё до 1918 года.
      Это следует из рассказов местных старожилов, которые в свою очередь слышали историю от своих дедушек и бабушек — никто из них не видел господский дом в его изначальном виде. Однако, сохранились воспоминания о каскаде прудов: дно одного из них было выложено плиткой, на берегу устроена купальня. А в середине одного из барских прудов существовал небольшой островок, на котором росли три берёзки.Единственное, что сохранилось от бывшей кончеевской усадьбы — регулярный липовый парк, заложенный ещё в конце 19 века.Основу парка составляет прямоугольная сетка липовых аллей.
      До революции в районе парка устраивалась ежегодная ярмарка: торговцы разворачивали лотки с товарами и сладостями, ставили карусели для детворы. В советский период в липовом парке был устроен небольшой детский городок с песочницей, лавочки, качели.Летом привозили лоток с мороженным.Вечерами здесь часто собиралась местная молодёжь.
      Про то, что когда-то здесь была Никольская церковь, местным жителям ничего не известно, но в Кончеево всегда торжественно отмечали престольный праздник — день Казанской иконы Божией Матери.По этому случаю в парке устраивались народные гуляния.   План усадьбы .Источник -  "Малоизвестные усадьбы ближнего Подмосковья", И.Бахтина, сборник ОИРУ 7(23)  2001 г.
      После 1918 года, жители деревни объединились в сельхоз-артель, затем трудились в колхозе.
      Род Хайкиных жил в деревне с конца 19 века, до революции глава семейства владел небольшим кожевенным производством, считался обеспеченным человеком. Иван Семёнович Хайкин много лет был бессменным старостой деревни, пользовался авторитетом у односельчан, вырастил 5 детей.   Иван Семёнович Хайкин в царской армии, в первом ряду справа (на стуле)
      Его сын, Егор Иванович Хайкин, имел в своём хозяйстве большой яблоневый сад и держал пчёл, снабжал односельчан много лет вкусным душистым мёдом. Жители д.Кончеево, фото начала 1930-х годов, крайний справа - И.С.Хайкин  
      Яблоневые сады в Кончеево были одними из лучших в районе, и у них есть своя история: житель деревни, Сергей Петрович Брадулин, волею судьбы оказался далеко от родины — во время первой мировой войны попал в плен и некоторое время жил в Австрии. Возвращаясь после освобождения домой, приобрёл по случаю несколько саженцев сортовых яблонь. Посаженные в родной земле молодые яблоньки прижились и выросли, саженцами от них обзавелись односельчане Брадулиных, и с тех пор кончеевские яблоки славились на всю округу.   Деревня Кончеево до войны
      Во время Великой Отечественной Войны, в районе деревни стояли зенитки.Несколько солдат с зенитной батареи жили в доме Дебабовых.
      В 1941 году, в лесу, недалеко от Кончеево разбился самолёт Пе-2, погибли лётчики Иван Петрович Коломийченко и Анатолий Александрович Федотов.На месте гибели лётчиков установили памятник.Спустя время, захоронение перенесли к Киевскому шоссе, в район деревни Аннино. Во время расширения дороги, останки погибших снова перезахоронили.Сейчас могила Коломийченко и Федотова находится на территории воинского мемориала в деревне Марушкино.Памятник на месте гибели лётчиков  сохранился в лесу, за ним ухаживают местные жители.   Фотография памятника сделана Алексеем Захаринским     Автор Ирина Гаврилина Продолжение следует....
    • Автор: Курьер
      Праздничные богослужения в храмах Московского, посвященные празднованию Рождества Христова
      В Храме в честь святителя Тихона Патриарха Всероссийского, расположенного по адресу: 1 микрорайон, д. 50 6 января праздничные богослужения пройдут с 8:30 до 10:00, с 17:00 до 20:00, а также с 23:30 до 02:30. 7 января - с 09:00 до 11:00 и с 17:00 до 19:00.
      В Храме в честь Андрея Боголюбского, расположенному в 3 микрорайоне: 6 января с 08:45 до 11:00, с 17:00 до 19:00 и с 23:30 до 02:30. 7 января - с 09:00 до 11:00 и с 17:00 до 19:00.
      В Храме иконы Божьей Матери «Неувядаемый цвет» в посёлке Ульяновского лесопарка 6 января с 09:00 до 11:00 и с 23:40 до 01:30.
      В Храме Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Говорово: 6 января с 08:00 до 10:00 и с 21:30 до 01:00. 7 января - с 09:00 до 12:00 и с 17:00 до 18:30.
      Храм в честь вмч. Георгия Победоносца, расположенный по адресу: ул. Радужная, напротив дома 29 праздничные богослужения проведёт 6 января с 09:00 до 11:00 и с 23:00 до 02:30.
      Ссылка на источник
    • Автор: Курьер
      Открыта горка для катания, рядом с территорией храма святителя Тихона в первом микрорайоне города.
      На горке установлены деревянные ограждения и проведено освещение для безопасного катания в темное время суток.
      Напоминаем, что администрацией поселения Московский организованы 3 ледяные горки: рядом с Дворцом культуры «Московский», на территории Центра спорта «Московский» и  улице Георгиевская в микрорайоне «Град Московский».
      #ТиНАО#НоваяМосква#ПоселениеМосковский#Горка
      Ссылка на источник


Пользовательский поиск

Город Московский на карте

Яндекс.Погода

Новости города Московский

Новомосковский административный округ НмАО, ТиНАО (Новая Москва). Виджет Яндекс.







×